Владимир Вирич: «Кто командует? Мальчики, которые географию не изучали»

Владимир Вирич: «Кто командует? Мальчики, которые географию не изучали»
Одним общественным транспортом, который и так не справляется с пассажиропотоком, а тут у нас еще и ситуация со льготниками, проблему не решить. Мне кажется, люди созреют для социального взрыва

Руководству губернии грядущее закрытие моста не видится концом света. Областные власти в лице заместителя председателя правительства Сергея Канчера уверяют, что пассажирского транспорта станет больше, количество автобусов и электричек вырастет, а значит, проблем в какой-то мере удастся избежать. Мы решили поинтересоваться у горожан, согласны ли они с таким утверждением.

Николай Вавилов, инженер, с 1960 по 1965 годы трудился над строительством составных частей моста Саратов — Энгельс:

Владимир Вирич: «Кто командует? Мальчики, которые географию не изучали»

— Я знаю, что будут проводить ремонт со второй половины апреля. Предлагается менять деформационные швы и дорожное полотно — это как раз часть капитального ремонта. Именно это в первую очередь и требуется. Необходимо сделать гидроизоляцию и сменить все асфальтовое покрытие. Трудно сказать, сколько мост простоит после этого, но наши проектировщики говорят о 15–20 годах. Но просчитать трудно, поскольку мост держится на тросах, которые забетонированы в проезжей части, а они натянуты уже 50 лет. У них может быть такое малоизученное явление, как усталость. Шесть лет назад вскрывали и смотрели, оказалось, что тросы в относительно хорошем состоянии. Что покажет вскрытие сейчас, неизвестно. Срок дальнейшей службы можно будет назвать после вскрытия.

— Требуется ли нам новый мост?

— Новый мост очень нужен. Неплохо было бы, чтобы его хотя бы начали строить. Но пока о нем только разговаривают. Старый мост уже не справляется, а направлять движение через Пристанное — это не очень удобно. Этот мост не справляется — здесь всего три полосы. А почему три полосы? Потому что тогда не хватало области денег, как и сейчас не хватает.

— Говорили, что есть возможность сейчас во время ремонта сделать четыре полосы. Это правда?

— Об этом можно говорить только после того, как будет построен новый мост. Тогда старый мост можно будет полностью реконструировать. Вот тогда можно делать четыре полосы. А сейчас это сомнительно.

— Когда наш мост проектировался и строился, был ли он рассчитан на тот пассажиропоток, который проходит через него сейчас?

— Пока что он выдерживает. Но о тех перспективных нагрузках, которые могут быть в будущем, уже трудно так говорить, потому что мост изнашивается и его несущая способность становится меньше.

Яков Стрельцин, председатель Совета директоров Группы компаний «Лепта», ректор Саратовской высшей школы недвижимости:

 Владимир Вирич: «Кто командует? Мальчики, которые географию не изучали»

— На самом деле наш мост не в таком ужасном состоянии, как принято считать. Это скорее какие-то паникерские настроения. Но то, что конструкции моста устали, это действительно так. Единственный момент вот в чем. Я несколько раз говорил, но ни меня, ни моих коллег никто почему-то не послушал: надо было запланировать реконструкцию моста с целью увеличения его пропускной способности до четырех полос. Несущая способность моста позволяла сделать это, убрав часть тротуаров с тяжелыми гранитными бордюрами. С этим мостом нам жить еще очень долго, и четыре полосы очень здорово выручили бы. Это, конечно, дороже, чем тот ремонт, который делается, но его бы и хватило на дольше, ведь сносить мост никто не собирается, он должен еще работать. А заменить бетонные пролеты на металлические — это еще дороже, это миллиарды.

— Насколько мне известно, в этом году планируется потратить 500 миллионов рублей.

— Да, это в основном ремонт дорожного покрытия и плюс там будут делать швы. Хотя это тоже важно. Но еще раз оговорюсь, никаких угроз обрушения моста нет. Это не только мое мнение, но и мнение моих коллег, которые разбираются в мостостроении побольше моего.

— Как вы думаете, приведет ли закрытие моста к транспортному коллапсу?

— Конечно, ездить через Пристанное — это проблема для людей. Тут не надо быть экспертом, чтобы понять: объезд займет как минимум 30-40 минут, а если не повезет, то и час с лишним. Так что определенные сложности будут. Но дело в том, что другого варианта тут нет. Ремонтировать надо.

— Нужен ли нашим городам новый мост?

— Безусловно. Но я пока не вижу даже намека на то, что эта строчка попадет в бюджет. Сейчас в планах другие мосты.

Ольга Алимова, депутат Государственной думы (КПРФ):

Владимир Вирич: «Кто командует? Мальчики, которые географию не изучали»

— Вариантов обсуждалось много. Но у нас же, как всегда, все неожиданно происходит, как будто не знали, что потребуется проведение серьезной экспертизы, что нужно будет ждать денег из федерального и областного бюджетов. Надо было начинать хотя бы частично ремонтировать. Если мы сейчас закроем мост, то к дефолту, кризису, абсолютному параличу власти, короче говоря, ко всему этому ужасу добавится еще одна беда. Когда речь шла о том, что надо закрывать мост, говорили, что надо разработать систему парома и водных трамвайчиков. Но власти уже давно и окончательно похоронили эту систему транспорта. И, по-моему, никто этим не занимался. Хотя это было бы решением проблемы, люди могли бы приехать на работу и с работы. Но этого не будет. Лично я не разделяю Саратов и Энгельс, для меня это один большой город. И получается, что полгорода будет работать, а полгорода брать отпуск за свой счет, так, что ли? Это нелепо. Нужно было сделать серьезную транспортную развязку, если люди будут ездить через Пристанное. Чуть-чуть здесь разрулили, но это не решит ситуацию. Одним общественным транспортом, который и так не справляется с пассажиропотоком, а тут у нас еще и ситуация со льготниками, проблему не решить. Мне кажется, люди созреют для социального взрыва. Плюс можно было бы разработать варианты с электричками. Но, насколько мне известно, на сегодняшний момент это не проработано. Мне кажется, это вызовет серьезное недовольство. Но власть у нас очень пофигистски относится. Ну подумаешь, недовольство, ну и что. А впереди выборы губернатора. Мы же его обязательно назначим. Чем больше недовольны люди, тем больше шансов у «Единой России» завоевать голоса избирателей, наверное, расчет именно на это.

— Как вы думаете, нужно строить новый мост?

— Строить мост нужно. Но для этого нужно сначала поменять власть, потому что, я думаю, на те деньги, на которые на самом деле можно построить три моста, эта власть построит один, и тот с недоделками.

— А помните, была идея с фуникулером?

— Это вообще бред. Это как построить аэропорт на Зеленом острове. Ну если мы не можем обустроить место приземления Гагарина, положить там асфальт и поставить постоянный чистый туалет, о каком фуникулере может идти речь?

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы:

Владимир Вирич: «Кто командует? Мальчики, которые географию не изучали»

— Когда я начинал заниматься этим вопросом, еще в декабре 2012 года, я просил сделать мониторинг транспортных потоков и дать схему предполагаемого изменения с учетом в том числе и почасового закрытия для определенного вида транспорта, в том числе и для Курдюмского шоссе. Но сделали это или нет, я не знаю. По предварительным расчетам, если перекрывать Курдюмскую в период каких-то часов, например с 19 до 20.30, для тяжелых видов транспорта, то мы обходились без большого коллапса. Оставлять только автобусы и легковой транспорт. А если, как сейчас, то, конечно, с 19.30 до 21.00 будет атас.

— Какие места станут самыми напряженными?

— Это Курдюмская, въезд в Саратов со стороны Курдюма. Потому что часть, конечно, будет уходить на кольцевую, но те, кто пользуется новым мостом сейчас, они и так в основном на Заводской район уходят или на Ленинский. А кто пользуется старым, они пользуются им потому, что им нужно попасть именно сюда, в нижнюю часть Саратова.

— Закрытие моста может привести к социальному взрыву?

— Если не будут готовить заранее почву, психологическую в том числе, разъяснительную работу не будут проводить, то, конечно, может.

— Стоит ли, скажем, договариваться с предприятиями и работодателями, чтобы изменить рабочий график для тех, кто работает в другом городе?

— Стоит, конечно. Смещение графика рабочих смен — это тоже вариант для разгрузки.

— Новый мост нужен нашим городам?

— Однозначно нужен. Он уже запланирован в генплане. Это район Улешей. Там есть специально под него выделенный участок земли. Я думаю, что мы успеем его застать, даже те, кому за 50.

Владимир Вирич, генеральный директор ОАО НИПИ «Гипропромсельстрой», почетный архитектор России:

 Владимир Вирич: «Кто командует? Мальчики, которые географию не изучали»

— Я думаю, что полного закрытия моста не будет. Ведь самая главная проблема, как я понимаю, в шарнирных сопряжениях, а уж асфальта там навалено на этом мосту столько, сколько сам мост весит. Поэтому надо снять весь асфальт, заменить все узлы. И то, мне кажется, замена узлов не потребует полного закрытия моста.

— Такой ремонт спасет мост? Говорят, что он в ужасном состоянии?

— Это неправильно. Это досужие помыслы околонаучных кругов, самозваных экологов и самозваных транспортников. Не знаю, почему их слушают. Давайте будем писать, что завтра «Земля налетит на небесную ось». С мостом дела на самом деле нормально. Мост замечательно сделан. Это был один из первых в Европе мостов из напряженного железобетона. Совершенно невероятная конструкция, в нем заложен очень большой потенциал. Всегда ахиллесовой пятой напряженного железобетона любой конструкции является завязка арматуры на какой-то крепежный узел, шарнирный или не шарнирный, туда-то и может проникать коррозия. Надо просто с этим разобраться, и все. Важно еще и разгрузить мост от наслоений асфальтобетона, который был положен за годы эксплуатации. А так он еще 50 лет простоит. А потом можно будет менять опоры. Это вечная конструкция, как «Жигули», меняешь просто элементы конструкции, пока кузов не загниет. А потом и кузов можно поменять.

— Я правильно понимаю, что в генплане города уже запланирован новый мост в районе Улешей?

— Это еще одна большая проблема. На самом деле это решение нигде не принято окончательно, ни в генплане, нигде. Это опять досужая болтовня. Там проблема гораздо сложнее. В генплане было три проблемы, которые не удалось решить, и они были вынесены за скобки. И строительство моста среди них. У нас многое решается с точки зрения объекта. Удобно строить здесь аэропорт — его и построили. Удобно здесь строить мост — его строят. Но решать надо с точки зрения общей системы. Мост в Пристанном, кстати, тоже долгое время искал свое место. Сначала его место в генплане 1947 года определялось южнее нашего исторического железнодорожного моста. Кстати, вот вопрос: сколько нужно лет, чтобы построить мост? Нужно 50 лет или чуть больше. Идея третьего моста возникла еще в 1991 году в период разработки концепции генерального плана. Но уже тогда возникало сомнение в том, что этот мост будет достаточно нагружаться. То есть система наших транспортных фокусов, маршрутов и их интенсивности сложилась так и имеет тенденцию дальнейшего развития таковую, что по транспортным расчетам, которые выдает компьютер, мост нужно было сделать, как это еще предлагалось «Гипрогором» (Государственный институт проектирования городов — прим. авт.) лет 40 назад, в районе старого моста. То есть построить рядом еще один такой же мост, сделать его как минимум двухполосным. Перекрыть пространство между ними и пустить там общественный транспорт. И связать это все в систему улиц Соколовая — Большая Горная, сделать туннель до церкви и так далее. В общем, был большой проект. Но это все осталось только на бумаге, сейчас об этом не говорят, боятся. Но как было бы удобно, связать оба центра в единую кольцевую систему. Исключить во многом транзит, сделать центр объездным, обтекаемым для транспорта. Но почему-то сколько раз мы делали эти расчеты, и этот мост фатально недогружался. А старый мост фатально перегружался. То есть даже если мы его сейчас отремонтируем, он будет прочным, крепким, то от пробок это все равно никого не избавит. Точно так же, как наличие моста в Пристанном от пробок в центре не избавит, потому что он берет не больше 10-12 процентов городского транзита, 90 процентов все равно едет по старому мосту. Следующий момент в том, что строительство мостов — это не панацея, хотя это хорошая вещь. Системой нужно заниматься в целом. То есть делать развязку нормальную в районе старого моста. Для этого придется то ли пожертвовать историческим водозабором, то ли решить этот вопрос как-то по-другому. Хотя вот все здания там сажались именно с расчетом на новую развязку. Дальше развязка в районе Сенного. Причем самый главный транспортный узел должен быть между Соколовой, Горной, 50 лет Октября, развязка на Стрелке, развязка по Горной через железную дорогу на связь с Тракторной и Большой Садовой. Этот колоссальный узел в генплане проработан и обоснован теоретически. Следующий узел — это район Астраханской, Орджоникидзе и створ вот этого перспективного моста. То есть замкнуть кольцо полностью. Сделать Тракторную и Большую Садовую магистралью условно непрерывного движения. Вот тогда это комплексное мероприятие отразится самым благотворным образом. Все эти мероприятия описаны и обоснованы. И все дальнейшие рассуждения на эту тему мне кажутся дилетантскими, смешными и в конечном итоге вредными. Не надо ничего изобретать и доказывать, что Земля круглая, тем более что она не круглая. С этого и начинается все. Сначала мы очевидные вещи опротестовываем. Не знаем географии. А потом люди, не знающие географии, начинают рассуждать о транспортном обустройстве городов. Опять же кто командует? Мальчики, которые географию не изучали.

 Сергей, таксист (живет в Энгельсе, работает в Саратове):

— Лично для меня, если мост закроют, ничего не изменится, кроме того, что я буду тратить гораздо больше времени и денег. Но разве это кого-нибудь, кроме меня, волнует? Губернатора или министров каких-нибудь? Нет, конечно, никогда не волновало и волновать не будет. Придется стоять в пробках, это факт. Объезд предполагается по Пристанскому мосту, а значит, ехать придется через Юбилейный. А там дороги явно не приспособлены для того потока машин, который будет. Будем выезжать засветло, а возвращаться затемно. Но вообще я вам так скажу: я думаю, что мост на ремонт так и не закроют. Это все пока разговоры, и мне кажется, что дальше разговоров дело не пойдет. У нас же вечно денег ни на что не хватает. Вот и на это опять не хватит.