Апрель сурка

26 марта 2014, 14:55
Апрель сурка
Три года назад любой здравомыслящий человек покрутил бы пальцем у виска, если бы ему сказали, что Мадонну или Элтона Джона будут пытаться привлечь к ответственности за выступление в России

Что бы вы сказали, услышав о законе, запрещающем поедание чеснока в любом государственном учреждении, как то: образовательном, культурном, спортивном, медицинском или санаторно-курортном? С пояснением, что подобное ограничение должно повысить рождаемость и производительность труда? Насторожились бы? Возмутились бы, что народным избранникам в Госдуме мало рассуждать о том, где людям стоит курить и что и в каких объемах им стоит пить, так теперь они еще и за еду принялись? А если добавить, что датой на этом документе значится первое апреля? Хорошо-хорошо, можно выдохнуть и даже закусить долькой чеснока. Год назад, когда этот законопроект был внесен в Госдуму, за чистую монету его никто не принял, все только посмеялись.

А вот наша редакция год назад на полном серьезе столкнулась с проблемой: в день дурака полдесятка журналистов не смогли однозначно определить, какой из внесенных на обсуждение парламентариев законопроект является традиционным первоапрельским розыгрышем, а какой совершенно официальным документом. Посовещавшись, мы рассудили, что закон о запрете всей любительской и спортивной охоты на территории Российской Федерации никак не может быть настоящим. И пребывали в этой уверенности до тех пор, пока неделю спустя не обнаружили этот законопроект в Госдуме на стадии обсуждения.

Три года назад никому в голову бы не пришло, что законопроект о регистрации паспортных данных в Интернете будут обдумывать на самом высоком уровне. Три года назад Slon.ru, составляя топ-10 «дурацких законов, которые никогда не будут приняты», внес в него, к примеру, закон о запрете на продажу пива в пластиковой упаковке. Однако в марте 2013 года законопроект вновь оказался в Госдуме на обсуждении в профильном комитете, и, говорят, у него есть все шансы на то, чтобы стать из проекта полноценным законом.

Три года назад вряд ли кто-то бы подумал, что людям, осужденным за преступления против жизни, здоровья, семьи и детей, разрешат усыновлять детей. Три года назад любой здравомыслящий человек покрутил бы пальцем у виска, если бы ему сказали, что Мадонну или Элтона Джона будут пытаться привлечь к ответственности за выступление в России. Или о том, что за показ фильма «Волк с Уолл-Стрит» прокуратура потащит в суд руководителей кинотеатра, вменяя им пропаганду наркотиков и секса. Кстати, сама формулировка «пропаганда секса», скорее всего, три года назад тоже бы всех только повеселила. Как и новость о том, что сенатор от Саратовской области станет требовать лишить президента США Барака Обаму Нобелевской премии мира.

Последнее время люди, читающие новости, ощущают себя как в фильме «День сурка» с Биллом Мюрреем и молодой и красивой Энди МакДауэлл в главных ролях. Прокручивая интернет-ленту событий, они натыкаются на заголовки, уместные, казалось бы, только в качестве первоапрельской шутки. Вот только календарь упрямо утверждает, что первое апреля давно миновало, а надежды на то, что завтрашнее пробуждение вернет все, как было, с каждым днем и каждым прочитанным заголовком становится все меньше и меньше.

Депутат Сергей Иванов, тот самый, что предложил закон о запрете чеснока, рассказал журналистам, что этот законопроект — «первоапрельская попытка посмеяться над собой и над коллегами, которые чересчур увлеклись принятием «драконовских» законопроектов по отношению к своим гражданам». Год назад депутат Сергей Иванов еще смеялся. Мы, наблюдая за тем, как пытаются вменить статью о распространении порнографии человеку, поставившему «лайк» в соцсети, перебирающие фотографии детей, чтобы не приведи Роскомнадзор не поставить на сайт или в газету ту, где ребенку семнадцать лет и триста шестьдесят четыре дня, и совершенно обоснованно опасающиеся того, что пресловутый закон о фальсификации истории будет принят, смеяться уже не хотим. Потому что в момент, когда, обсуждая законодательство, по которому живет страна, перестаешь отличать дурацкий розыгрыш от правды, становится действительно страшно.