Честные, еще честнее

11 апреля 2014, 19:55
Честные, еще честнее
На полном серьезе представители Рособрнадзора заявляют о твердом намерении сделать ЕГЭ-2014 самым честным за всю историю проведения экзамена. С большим трудом представляю себе, как будет обеспечиваться невиданная доселе честность посредством в том числе распространения дезинформации

Не возьмусь судить, ЕГЭ — это хорошо или плохо. На то есть специалисты в области модернизации отечественного образования. Правда, за последний десяток лет даже они так и не смогли достичь консенсуса. Зато все остальные, похоже, поняли, что единый государственный экзамен совсем не тот случай, когда тяжело в учении — легко в бою.

Сейчас в это трудно поверить, но когда-то выпускные экзамены интересовали в основном самих участников процесса, а также их родных и близких. А ведь тогда, в доЕГЭшную эпоху, школьники волновались и переживали ничуть не меньше. Одни ночами напролет зубрили, другие писали шпаргалки, третьи искали по знакомым варианты контрольных и темы для сочинений. Не сказать чтобы экзаменаторы совсем уж закрывали глаза на разнообразные «шалости» экзаменуемых, просто они старались быть снисходительными. В самом деле, не ломать же человеку жизнь из-за каких-то оценок, да и честь школы страдать не должна. В конце концов, пусть вузовские приемные комиссии определяют, кто из абитуриентов достоин высшего образования. И тут уж никакого снисхождения! Ну, может быть, в каких-то совсем уж особых случаях, которые, впрочем, не были единичными.

И вот на смену субъективной человеческой снисходительности пришел бесстрастный объективный ЕГЭ. На него возлагались большие надежды. Единый государственный экзамен должен был искоренить коррупцию и блат, дать выпускникам из глубинки возможность поступить в лучшие вузы страны, а также стимулировать учеников к самообразованию и объективно оценивать результаты их рвения. Предполагалось также, что в перспективе российские школьные аттестаты будут признаваться и в других странах. Но, думаю, в настоящее время этот плюс ЕГЭ волнует немногих.

Очень хочется верить, что чьи-то большие надежды на единый государственный экзамен оправдались. А все остальные получили новое никогда не надоедающее реалити-шоу, за которым затаив дыхание наблюдает практически вся страна. Ежегодная общероссийская битва за баллы по популярности среди населения уступает разве что прогнозу погоды на ближайшие выходные. А уж какой это подарок для СМИ! Журналисты прекрасно знают, что ЕГЭ обязательно подкинет хороший информационный повод (скорее всего, не один). И пока еще ни разу не обманулись.

До единого государственного экзамена образца 2014 года еще, как говорится, глаза вытаращишь. А информационные поводы уже тут как тут. Вот, например, 1 апреля стало известно о том, что минкомсвязи России собирается выложить в интернет фальшивые варианты ЕГЭ. «Это делается для того, чтобы злоумышленники не могли нажиться на продаже якобы «реальных» экзаменационных заданий выпускникам. В потоке фальшивых бланков им просто никто не поверит и ничего у них не купит», — охотно раскрыл секрет будущей спецоперации замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.

Что примечательно, заявление господина Волина первоапрельским розыгрышем, кажется, не является. Во всяком случае, сенатор Людмила Бокова замминистра поверила, всерьез озаботилась законностью планируемого вброса «дезы» и оперативно отреагировала от лица всего Совета Федерации: «Если информация подтвердится, то мы хотели бы получить оценку правомерности этих действий, а также их целесообразность с точки зрения социальных рисков».

На месте Людмилы Николаевны я бы не особенно переживала насчет социальных рисков. Наряду с дезинформацией в интернете появятся и настоящие задания ЕГЭ, правда, прошлых лет. Ответственность за их распространение в Сети взяла на себя Федеральная службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). И это точно не первоапрельская шутка.

На полном серьезе представители Рособрнадзора заявляют о твердом намерении сделать ЕГЭ-2014 самым честным за всю историю проведения экзамена. С большим трудом представляю себе, как будет обеспечиваться невиданная доселе честность посредством в том числе распространения дезинформации. Впрочем, минкомсвязи такое ноу-хау придумал, вот пусть у него голова и болит.

А между тем Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предпочитает иные методы борьбы за максимальную открытость. Так, по задумке чиновников, уровень доверия к ЕГЭ всенепременно повысится благодаря: уникальным вариантам заданий для каждого часового пояса; отъему у выпускников гаджетов, справочников и любых других средств хранения информации; металлодетекторам на входе и видеокамерам в аудиториях (за счет бюджетов разных уровней). А главное, все должны иметь в виду, что честный ЕГЭ — дело каждого, и мелочей здесь быть не может.

Не стоит забывать и о том, что в успешном проведении единого госэкзамена в Саратовской области кровно заинтересован дорогой наш Валерий Васильевич Радаев. Кстати, не так давно он лично и публично в этом признался: «Хотел бы подчеркнуть значение и значимость ЕГЭ, учитывая, что как раз 2013 год не совсем были хорошие у нас показатели, признать надо, и по ПФО, и по Российской Федерации. Соответственно это напрямую ложится на рейтинг региона. Это один из основных показателей будет в мониторинге подведения итогов». Разумеется, никто из нас не хочет, чтобы народный губернатор получил по шапке из федерального центра. Стало быть, надо расстараться и добавить Валерию Васильевичу побольше очков. Иными словами, неустанно бороться как с аномально высокими, так и с аномально низкими баллами. Вместе с тем не превращать школы в пункты по натаскиванию к ЕГЭ и, конечно же, не давать ни малейшего повода для перепроверки результатов экзамена. Ну а все остальное можно решить в рабочем порядке.

Справка

К проведению экзаменов в Саратовской области будет привлечено более 15 тысяч педагогов-организаторов. Для осуществления контроля за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов будет привлечено в качестве членов государственной экзаменационной комиссии более 700 человек (2013 год — 266 человек), уполномоченных представителей экзаменационной комиссии более 500 человек (2013 — 407 человек). Для обеспечения гласности и прозрачности процедуры проведения ЕГЭ на каждом экзамене в ППЭ (пункт проведения экзамена — прим. авт.) планируется присутствие общественных наблюдателей из числа представителей институтов гражданского общества. К освещению хода государственной итоговой аттестации и ЕГЭ будут привлечены представители областных и муниципальных средств массовой информации, аккредитованные министерством образования области в установленном порядке.

 По информации министерства образования Саратовской области