Г и Ч сидели на трубе

3 мая 2014, 10:08
Г и Ч сидели на трубе
"Земельный вопрос также очень интересует инвесторов: каков статус землепользования на момент начала реализации проекта и каким он будет спустя время", — рассуждает генеральный директор "Девон-альянса" Анатолий Мамедов, добавляя, что нестабильная политическая ситуация в регионе может отпугнуть инвесторов

Так повелось, что в России, да и в нашем регионе тоже, бизнес и власть относятся друг к другу с недоверием. Их отношения часто напоминают плывущих по реке черепаху и змею из известной притчи, терпящих друг друга только из страха утонуть или быть укушенным. В развитых странах ситуация иная: в Европе, особенно в последние два десятилетия, государственно-частное партнерство (ГЧП), при котором стороны разделяют риски, уже проникло во многие отрасли, прежде всего в здравоохранение и образование. Почему предприниматели и руководство Саратовской области до сих пор не придут к взаимопониманию и можно ли вообще достичь его в существующих реалиях, попыталась разобраться «Газета Наша Версия».

В России тема ГЧП до сих пор является нераскрытой, хотя, по мнению многих экспертов, такой формат долгосрочного сотрудничества власти и частного капитала является мощным стимулятором экономического развития регионов и страны в целом, особенно в условиях замедления роста экономики и стремительного падения уровня доходов бюджета. По данным «ГЧП Журнала», на сегодняшний день в рамках подобного взаимодействия в России реализуется свыше сотни проектов на самых разных уровнях, при этом их общая заявленная стоимость составляет более 1 трлн рублей, из которых 90 процентов — частные вложения. Однако альянс государства и частного сектора экономики и по сей день остается крепким лишь на бумаге. К сожалению, Саратовская область не стала исключением. В нашем регионе совместные проекты в рамках государственно-частного партнерства можно пересчитать по пальцам, хотя многие сферы, в первую очередь находящиеся в плачевном состоянии дороги и водоканал, остро нуждаются в крупных инвестициях со стороны и серьезной модернизации. Одним из самых распространенных примеров ГЧП можно назвать строительство, в частности многоквартирных домов, когда инвестор за свой счет возводит жилье, а местные или региональные органы власти самостоятельно обеспечивают инфраструктуру. Но и в этом направлении Саратовская область далека от идеальных показателей.

Так почему же, несмотря на очевидные преимущества, ГЧП остается невостребованным? Эксперты, опрошенные «Газетой Наша Версия», назвали целый ряд причин. По мнению собеседников издания, главным тормозом полноценного развития государственно-частного партнерства в Саратовской области является отсутствие единого закона, устанавливающего четкие правила, по которым должны работать оба участника соглашения. Проект соответствующего федерального закона был внесен в Госдуму еще в марте прошлого года и даже был быть принят в первом чтении, однако пока трудно сказать, когда он увидит свет. На сегодняшний день, отмечают эксперты, отношения частной и публичной власти регулируются лишь федеральным законом «О концессионных соглашениях». В то же время во многих субъектах федерации приняты собственные нормативно-правовые акты, касающиеся ГЧП. Так, в 2010 году в Саратовской области появился закон Саратовской области «Об участии Саратовской области в государственно-частном партнерстве». Но даже его наличие не делает регион более привлекательным для потенциальных инвесторов. Как считает министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский, предприниматели боятся, что расклад изменится и они останутся ни с чем. «Существуют опасения, что может измениться, к примеру, налоговое законодательство. Я общаюсь со многими бизнесменами, их пугает нестабильность правил, по которым власть будет взаимодействовать с ними, ведь любой проект в рамках государственно-частного партнерства долгосрочный и проходит определенный период, прежде чем окупятся вложенные средства. Бизнес боится, что условия могут измениться. Необходимо юридически жестко оговаривать правила, по которым начали работать, чтобы они сохранялись и в последующем», — поделился он своим мнением.

Из отсутствия единой нормативно-правовой базы отчасти вытекает вторая причина, по которой инвесторы неохотно сотрудничают с региональной властью, — неравные возможности партнеров. «Экономическая политика последних лет нацелена на поддержание стабильности через контроль со стороны государства. Крупные государственные институты развития стали ведущими игроками на инвестиционном поле и часто доминируют над частными финансовыми институтами. Все это, несмотря на достигаемый макроэкономический эффект и растущую подконтрольность экономики, серьезно снижает шансы на успех для частной предпринимательской инициативы. Перспективы же небольшого и среднего предпринимательства попадают в зависимость от заказов со стороны структур, так или иначе связанных с государством», — заявили в министерстве экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области. В ведомстве считают необходимым заменить государственный контроль над отраслями и секторами экономики современными институтами регулирования и повысить конкуренцию среди предпринимателей, чтобы, с одной стороны, мотивировать их проявлять инициативу, а с другой — соблюсти интересы государства.

Как выяснилось, наладить взаимодействие между властью и частными предпринимателями часто мешает то, что они преследуют абсолютно разные цели. «У нас, да и в других регионах, у госслужащих и частников разное понимание того, как это нужно делать. Не думаю, что кто-то осознанно плохо работает или саботирует реализацию подобных проектов — региональная власть или муниципальная. Просто возможности и ожидания разные. В регионе, как правило, нет четкого сквозного администрирования, как нет и доказательств будущей эффективности бюджетных вливаний. Есть желание сократить бюджетные расходы, но нет общего понимания, что первоочередная цель — это увеличение доходной части, меньшая часть которой у муниципалитетов. Земельный вопрос также очень интересует инвесторов: каков статус землепользования на момент начала реализации проекта и каким он будет спустя время», — рассуждает генеральный директор «Девон-альянса» Анатолий Мамедов, добавляя, что нестабильная политическая ситуация в регионе может отпугнуть инвесторов. «Их ведь очень интересует и беспокоит вопрос, как будет влиять на процесс реализации проекта смена руководства муниципалитета, региона; изменения в политике государства — внутренней, а еще хуже, когда и внешней. Вот такой глобальный замкнутый круг, и простого рецепта выхода из него не существует — нужно время для осознания и абсолютного принятия того факта, что сохранение статуса собственности на неопределенно долгий срок, его прозрачности — это единственно правильно и перспективно как минимум с точки зрения развития практики ГЧП, да и с точки зрения развития общества, на мой взгляд, тоже», — посетовал Мамедов.

В то же время порой и сами инвесторы ставят такие условия, на которые их потенциальный партнер пойти никак не может. «Пока все, кто к нам приходят, хотят высокие тарифы, а у нас нельзя предлагать их людям, потому что иначе будет революция», — сообщил заместитель председателя областного правительства Павел Большеданов. Часто бизнесмены просят предоставить им различные налоговые преференции, однако этот аспект, заверил Павел Владимирович, подробно обсуждается при заключении соглашения. «Здесь все в порядке», — сказал он.

Все собеседники нашего издания настаивали на важности развития ГЧП в регионе, подчеркивая, что сейчас, на их взгляд, вполне успешно реализуется несколько принципиально важных проектов, например строительство аэропортового комплекса в Сабуровке. Но стоит заметить, что Саратовская область, к сожалению, не избалована вниманием инвесторов, а в различных рейтингах инвестиционной привлекательности регионов страны регулярно плетется где-то в хвосте. Названные выше проблемы — лишь самые основные, а ведь есть еще коррупция, давление правоохранительных органов, на которые регулярно жалуются предприниматели, личные интересы власти и неумение, а то и нежелание чиновников всех мастей идти на контакт с бизнесом. Нередки случаи, когда государство в лице местных властей не выполняет своих обязательств по договору, вынуждая инвестора в одиночку доводить исполнение проекта до конца. Губернатор Валерий Радаев на прошлой неделе во время заседания правительства области обратил внимание на необходимость использования ГЧП в сфере ЖКХ. А как же связь, транспорт, порты, железная дорога, детские сады, школы и больницы — словом, все то, на что извечно не хватает средств казны?

Закончить статью хочется цитатой из ответа регионального минэкономразвития: «Да, строить эффективные рыночные институты и сложнее, и дороже, а эффект здесь приходит позже. Но только так можно привлечь долгосрочных частных партнеров. И только так можно обеспечить цивилизованное и устойчивое развитие отечественной экономики на долгие годы вперед». Звучит очень даже разумно, но, как известно, одними словами ни инвестор, ни граждане, на которых и должны ориентироваться стороны ГЧП, сыты не будут.