Оказалось, не казалось

Оказалось, не казалось
В популярном некоторое время назад сериале "Доктор Хаус" суперкрутые специалисты в белых халатах то и дело, получив нового пациента и не зная, что с ним делать, выкрикивали популярное в сериале предположение: "Аутоиммунное!". Это сбой иммунной системы, когда антитела начинают атаковать здоровые клетки. Ситуация кажется знакомой

В последнее время не может не радовать тенденция выхода чиновников или официальных общественников из параллельной радужной вселенной. Мы уже писали об озарении экс-уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина, посетившем омбудсмена незадолго до ухода с должности. Но его последний доклад в большинстве своем все же касался так называемых перегибов на местах, пусть и имеющих все черты не случайностей, но закономерностей. И лишь пару раз в докладе он заикнулся о роли в несоблюдении прав человека не конкретных ведомств, а государственной машины в целом. В этот раз озарение посетило членов Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

На днях в Саратове прошел круглый стол, организованный местными общественниками. Тема мероприятия была заявлена достаточно пафосно: "Наказание без преступления. Уголовное преследование как способ борьбы с гражданскими активистами". Помимо саратовских адвокатов, значительной частью из правозащитного центра "Солидарность", специально на эту дискуссию прибыли члены вышеупомянутого Совета, один из которых — Владимир Миронов — даже имеет статус эксперта, а в свое время приложил руку к созданию Конституции Российской Федерации. Лидия Свиридова, возглавляющая областной Союз солдатских матерей и принимавшая участие в организации мероприятия, отметила, что даже она не ожидала, что откликнутся все трое приглашенных. Но сейчас более неожиданным кажется даже не это, а то, что все трое оказались из этой, а не параллельной вселенной.

"Одним из методов давления на гражданских активистов является привлечение к уголовной ответственности. И у нас в Саратове такие случаи тоже есть. Мы не можем оставаться в той ситуации, когда гражданские активисты чувствуют себя под угрозой. У такого общества нет перспектив. Люди понимают, что не могут добиться желаемого законными мерами", — сетовал руководитель "Солидарности" Александр Никитин. Другие участники дискуссии подтверждали его слова региональными примерами. В частности, были приглашены и адвокаты саратовского депутата Владислава Малышева. "У нас вообще уже ходит шутка, что в Саратове свой уголовно-процессуальный кодекс", — отметил один из них — Таймураз Тотиков. Правозащитник Сергей Зараковский вспомнил и о случае с антифашистами, вышедшими из клуба "Honky Tonk", когда к ним приставили стволы пистолетов и автоматов. После чего молодым людям пришлось провести ночь в отделении, где, по их рассказам, полицейские пытались получить признание в какой-то краже подсолнечного масла.

"Дела фабрикуются в массовом порядке, доходят до суда, и приговоры бывают обвинительными. Уголовное дело стало таким карательным мечом, которым государство размахивает, если человек как-то не так поступил или не согласился", — поддержала спикеров Свиридова. Она также заявила, что чувствует давление и на себе. "За годы, сколько существует наш Союз, те месяцы, когда я не находилась или под следствием, или под проверкой, можно пересчитать по пальцам. У нас уголовников не наказывают. Ни тех, кто покушался на Малышева, ни других. И как меня в экстремизме обвинить — выступление разбирается на цитаты, цитаты на слова, слова на буквы. И мне доказывают, что здесь я могу попасть под статью. А когда меня не допускают на избирательный участок, когда я член ТИК, до этого нет никому дела. В прокуратуре мне потом рассказали, что усматривают в действиях относительно меня признаки уголовного преступления. Ну, усмотрели, и все. А где уголовное дело? Где разбирательство? Как подозревать Свиридову в экстремизме, так это запросто. А как происходит преступление — так никакого дела нет", — рассказала она.

Высокие гости из Совета при главе государства все это крайне внимательно выслушали и даже со всем согласились. "У нас всех перед глазами есть и другие примеры. Это и майор Игорь Матвеев, который заявил, что солдат кормят собачьей тушенкой. И после того как он сделал такое заявление, против него возбудили дело, касающееся событий трех-четырехмесячной давности. Якобы он нанес удар прапорщику и тот получил синяк. Это дело разбиралось в суде Ему было назначено три года с половиной. Он отбывает наказание и не смирился до сих пор. А так как он до сих пор не смирился, против него сфабриковано второе уголовное дело. Будто он взял взятку. Оно тоже расследуется", — рассказал член Совета Сергей Кривенко.

Пытаясь анализировать причины того, что ситуация сложилась именно следующим образом, Кривенко выделил то, что в стране смешиваются понятия "политика" и "гражданская деятельность". То есть любое слово против воспринимается как угроза системе, даже если человек не хочет оную менять, а желает лишь немного поправить, отполировать.

В популярном некоторое время назад сериале "Доктор Хаус" суперкрутые специалисты в белых халатах то и дело, получив нового пациента и не зная, что с ним делать, выкрикивали популярное в сериале предположение: "Аутоиммунное!". Это сбой иммунной системы, когда антитела начинают атаковать здоровые клетки. Ситуация кажется знакомой.

По словам Кривенко, наибольшая активность в рамках этой проблематики наблюдается именно в регионах, где подобные обсуждения проходят чаще, чем в столице. Но если раньше у нас было ощущение, что это нам все кажется, то сейчас хотя бы приятно осознавать, что это видит кто-то кроме нас.