Апокалипсис послезавтра

Апокалипсис послезавтра
Отлично! Значит, идеи Ришата Ханбекова воплощаются в жизнь? Тополя вырубают, а на их место сажают "ценные породы"? Честно скажу: на местах вырубки деревьев, которая осуществлялась в минувшие годы в Саратове, я наблюдал "высадку" исключительно автомобилей. Проще говоря, там организовывались парковки

Саратов снова атаковали. Распылили семена так, что каждый порыв ветра может привести к тяжелым последствиям. И это, к сожалению, только начало. Сотрудники МЧС констатируют, что чем жарче и ветренее погода, тем мощнее удар с воздуха. А синоптики похолоданий не обещают...

Каждый год в конце мая — начале июня я добрым словом вспоминаю одного человека, которого зовут Ришат Ханбеков. И жалею о том, что он в далеком 2008 году не сумел победить в конкурсе на должность сити-менеджера Саратова. Дело в том, что Ришат Сагитович, на тот момент работавший начальником отдела поверки механических величин Саратовского центра стандартизации, метрологии и сертификации имени Дубовикова, имел весьма интригующую программу, которую планировал реализовать на территории города в случае победы.

Например, он обещал побороть мракобесие в областном центре путем освящения Саратова православным священником с вертолета. Но самое главное, что в программе г-на Ханбекова одним из первых пунктов значилась вырубка в городе аллергенных тополей. Тех самых, от пуха которых саратовцам сейчас приходится задыхаться даже при мало-мальском порыве ветра.

Действительно, тополиный пух, он только в песнях безобидный. А в жизни — он в ноздрях, глазах, волосах... Пусть всякие умные люди сейчас и заявляют о том, что истинная аллергия на семена этого дерева в природе встречается крайне редко, но, думаю, тополь, растущий под окном, это кошмар не только для аллергика. Кроме того, пух, который сейчас оккупирует улицы областного центра, является пожароопасным.

В прошлом году региональное управление МЧС даже распространяло специальное предупреждение по этому поводу: "На территории Саратова продолжается пора цветения и плодоношения тополей, приходящаяся на конец весны — начало лета. Напомним, что пух появляется во время цветения данных деревьев. Существует закономерность — чем жарче и ветренее погода, тем больше летает тополиного пуха. Поскольку тополиный пух имеет свойство легко набиваться в щели различных строений и т.д., а также легко возгораться, в жаркое время года это может стать причиной возникновения пожаров".

Апокалипсис послезавтра

Спасатели в связи с этим просили родителей проводить беседы с детьми с целью разъяснения им опасности игр со спичками и зажигалками. "Расскажите своим детям о недопустимости поджигания сухой травы и тополиного пуха, а также разведения костров в лесу и на территориях населенных пунктов", — говорилось в сообщении. Кстати, недавно довелось посмотреть видеозапись одного такого "разъяснения". Вроде бы адекватный папаша вручил своей малолетней дочке зажигалку и предложил спалить огромное скопление пуха на поляне где-то в центре города. А потом с радостью снимал на телефон результат... Так вот, так делать НЕЛЬЗЯ.

Нынешние городские власти хоть и не заявляли о планах стереть с лица Саратова тополя как таковые, все же в деле вырубки деревьев преуспели. Прошлый Год экологии был ознаменован рядом скандалов, связанных со сносом зеленых великанов в областном центре. Общественные экологические организации тогда забили тревогу, на что глава города Олег Грищенко в июне 2013 года ответил: "Одновременно со сносом старых мы будем высаживать молодые деревья. Причем не тополя, которые недолговечны и в период цветения вызывают аллергию, а ценные породы: липы, дубы, каштаны, различные хвойные. Несмотря на скудный городской бюджет, мы находим средства на закупку так называемых крупномеров, то есть саженцев от 1,5 метра и выше, с хорошо развитой корневой системой. Они дороже, зато приживаются гораздо лучше, а если некоторые не приживутся, поставщик заменит их за свой счет. В общей сложности в этом году будет высажено 13 тысяч деревьев и кустарников. Согласен, можно и больше, но приходится действовать поэтапно, в рамках бюджетных возможностей".

 Апокалипсис послезавтра

Отлично! Значит, идеи Ришата Ханбекова воплощаются в жизнь? Тополя вырубают, а на их место сажают "ценные породы"? Честно скажу: на местах вырубки деревьев, которая осуществлялась в минувшие годы в Саратове, я наблюдал "высадку" исключительно автомобилей. Проще говоря, там организовывались парковки.

Возможно, где-то и производились посадки полутораметровых саженцев, но я этот момент упустил из виду. Невезучий просто. Наверняка это все было, но где-то в таких местах, где я, мои знакомые и коллеги не бываем. Ведь они тоже говорят, что не видели подобного! И это печально. Единственное, что мне довелось наблюдать в прошлом году, так это посадку каких-то кустарников вдоль улицы Шелковичной в Октябрьском ущелье Саратова. Весной этого года стало очевидно, что около 90 процентов из них не прижились. И что-то никто не спешит заменять их новыми...

Между тем приведенное выше высказывание главы города дано не полностью, Олег Васильевич еще сетовал на то, что общественники, вместо того чтобы оказать помощь, только и делают, что жалуются. Не идут, иными словами, на диалог с властью. И вот в 2014 году такой диалог все-таки был налажен путем запуска проекта "Зеленый город", в рамках которого любой саратовец может высадить на специально отведенной территории именное дерево.

Первым объектом должен был стать сквер возле физкультурно-оздоровительного комплекса в поселке Юбилейном. Однако выяснилось, что на сей раз заминка произошла уже у городских властей. Как пояснил корреспонденту координатор проекта Юлий Чижов, в администрации до сих пор согласовывают необходимые бумаги, чтобы отвести под зеленое дело территорию.

Кстати, судя по документам, здесь в том числе планируют высаживать и тополя. А это означает, что руководство города все-таки решило не брать курс на избавление областного центра от ежегодной летней напасти.

Конечно, можно было предположить, что службы, занимающиеся озеленением в Саратове, будут использовать несложный метод фильтрации тополей от женских "пуховых" особей. Но глядя на кипучую деятельность этих специалистов, верится в такое с трудом. Взять, например, обрезку деревьев. Их в Саратове порой уродуют так, что выживают немногие. Иллюстрация тому находится вдоль улицы Рахова (между улицами Московской и Кутякова). Каждое второе дерево после прошлогодней "процедуры обрезки" засохло.

Так что наводнение города тополиным пухом уже как-то отходит на второй план. Это что-то типа мини-апокалипсиса. А вот если Саратов окончательно превратится в место из стекла и бетона, то как бы не пришлось с ностальгией вспоминать те времена, когда назойливые семена тополей метались по улицам, норовя попасть в глаза прохожим.