Режим при свечах

19 июня 2014, 15:50
Режим при свечах
Что будет лучше: если врачу плевать на вас, но зато он точно знает, как вас лечить, и вы уйдете от него здоровым, или же если медик будет лить над вами слезы, но так и не сможет вылечить вашу болячку?

Когда мне срочно требуется врач, я обращаюсь к одному из лучших специалистов в мире. Он чудесный диагност, хоть и сидит на наркоте. Да, еще он злобный, саркастичный и считает, что все врут. Но какая разница, если он способен разобраться даже с самыми сложными случаями? 

Впрочем, у моего чудо-доктора не так уж много диагнозов в загашнике. Все его пациенты — сплошь больные волчанкой, порфирией, сонной болезнью, а то и вовсе проказой. Но зато, насмотревшись на чужие недуги и тщательно сравнив свои симптомы с теми, которые бывают при этих заболеваниях, я обычно успокаиваюсь и решаю, что мне врачи пока не требуются. Зовут моего любимого доктора Грегори Хаус. И однажды он чудесно высказался о сути своей профессии. "Что будет лучше: если врачу плевать на вас, но зато он точно знает, как вас лечить, и вы уйдете от него здоровым, или же если медик будет лить над вами слезы, но так и не сможет вылечить вашу болячку?" — спрашивал доктор Хаус у очередного пациента, недовольного, что тот не водит вокруг него хороводы. У меня есть вопрос к доктору Хаусу: а если врачу плевать на пациента и при этом с болячкой он справиться не может и не хочет? К сожалению, доктор Хаус не может ответить. Потому что он выдуманный персонаж, герой сериала, а актер Хью Лори, исполняющий роль нелюдимого Хауса, на самом деле вряд ли отличит аллергию от простуды.

Но если бы доктор Хаус существовал в реальной жизни, он бы наверняка предположил, что я спрашиваю его о российской системе здравоохранения. И не ошибся бы. К нам в редакцию часто обращаются саратовцы, на своей шкуре испытавшие все прелести отечественной медицины. Оговорюсь сразу: наверняка где-то есть всем довольные люди, считающие, что бюджетное здравоохранение находится в прекрасной форме. Если кто-нибудь из них захочет поделиться своими впечатлениями с нашей редакцией, мы обязательно напишем и об этом. Но пока читатели готовы делиться исключительно негативным опытом. Сегодня речь пойдет о том, как лечат в дневном стационаре. Уверена, доктору Хаусу было бы что сказать по этому поводу.

Дневной стационар — это такое структурное подразделение лечебного учреждения, где лечат больных, не нуждающихся в круглосуточном присмотре и уходе. Все остальное здесь должно быть приблизительно таким же, как и в обычной больнице — палаты с койками, комната для приема пищи, манипуляционные кабинеты, а также установленный приказом минздрава набор медицинской аппаратуры. Лечить пациента в стационаре порой дешевле и эффективней, нежели в больнице. Больной приходит в поликлинику на некоторое время, получает все необходимые лекарства и процедуры и отправляется домой. Один день пребывания пациента в дневном стационаре обходится местному бюджету в 398 рублей, а территориальному фонду обязательного медицинского страхования в 594 рубля (смотри "Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"). То есть всего около одной тысячи рублей. Это, кстати, почти в три раза дешевле, чем лечение пациента в больнице.

А теперь я расскажу вам, какое лечение можно получить за эту тысячу рублей. Допустим, некий доктор отправляет своего пациента в дневной стационар. Больному недостаточно постельного режима и уколов, но и круглосуточного медицинского наблюдения не требуется. В назначенное время он является к врачу дневного стационара. Полчаса уходит на то, чтобы заполнить карточку. Пациент подписывает четыре (4!) разрешения на всяческие манипуляции с его телом. Затем доктор проводит необходимый осмотр — тут послушать, там постучать, померить давление. "Что ж, — говорит эскулап, — пропишу вам капельницы с аскорбинкой, но только аскорбинки у нас нет, вам придется купить ее в аптеке. А еще сходите на ЭКГ в такой-то кабинет". "И все? — спрашивает пациент. — Но у меня все время колет в боку, это ведь не просто так, это ведь симптом". "Постельный режим, уважаемый, все вылечит, — многозначительно заявляет человек в белом халате. — А теперь идите уже на ЭКГ, у меня тут очередь".

Наш пациент послушно покупает аскорбинку и отправляется делать электрокардиограмму. Тут, конечно, придется отсидеть очередь, поскольку ЭКГ работает для всех посетителей поликлиники, а не только для тех, кто лечится в дневном стационаре. Потом он возвращается в стационар, где доктор сообщает ему, что передумал: "Пожалуй, не будем вам колоть аскорбинку, просто попьете дома но-шпу, повставляете свечи с папаверином, а ко мне будете приходить на осмотр через день". Дротаверин, отечественный аналог но-шпы, нашему пациенту выдадут в стационаре. Но не сразу. Сначала он сдаст кровь (для этого придется занять очередь в 7.50) и отсидит в коридоре полтора часа в ожидании старшей медсестры. Ну а затем — постельный режим и периодические визиты к доктору, чтобы померить давление. Пройдет ли от такого лечения недуг? Неизвестно. Но больничный, лист временной нетрудоспособностикоторый получил пациент, рассчитан на 12 дней, и за каждый из них медицинское учреждение получит причитающиеся ему деньги. Сколько времени в общей сложности было потрачено на пациента? Примерно три часа. С учетом сидения в коридорах — в два раза больше. Однако за эти три часа государство и фонд ОМС заплатят 12 тысяч рублей. Большие деньги. Но вот заболевание и его причина вряд ли будут устранены. А значит, через какое-то время пациент снова окажется у того же самого врача в том же самом дневном стационаре. Если, конечно, не случится чего похуже и не придется лечь в больницу, один день в которой обойдется бюджету уже почти в три тысячи рублей.