Транспортная неподвижность

26 июня 2014, 19:00
Транспортная неподвижность
Тарифы увеличатся, но в среднем не превысят 15 рублей. Сейчас же это среднее арифметическое составляет 12 рублей. Василий Михайлович соблаговолил даже назвать срок пересмотра тарифов: "Во втором полугодии 2014 года решение будет принято"

Ходить пешком полезно для здоровья. И, вероятно, чем больше расстояние, тем полезней. Не исключено, что в обозримой перспективе жителям Саратова и области придется по нескольку раз на дню утешать себя подобными рассуждениями. А что еще делать, если альтернативы пешим прогулкам до места назначения не останется?!

С депутатами Саратовской областной думы что-то случилось. Слугам народа, передвигающимся, как правило, на служебных или личных авто, вдруг нестерпимо захотелось узнать о состоянии пассажирских перевозок на территории губернии. Свое любопытство заксобранцы удовлетворяли вполне традиционным способом в формате депутатских слушаний. Зато их реакция на услышанное была совсем даже не традиционной. Чем больше узнавали облдепы об этом состоянии, тем громче выражали недовольство работой отдельных представителей нашего прогрессивного правительства.

А ведь еще несколько месяцев назад парламентарии послушно шли на поводу у тех же должностных лиц вкупе с народным губернатором Валерием Радаевым. Сначала они охотно проголосовали за отмену льготных проездных с 1 июня 2014 года, ссылаясь на просьбы трудящихся восстановить социальную справедливость. Потом столь же охотно продлили действие проездных до 1 января 2015 года, опять-таки ссылаясь на просьбы трудящихся (видимо, уже других). О первопричине всех этих туда-сюда-обратно облдепы предпочитали не распространяться, поскольку чести она никому не делала.

Правда же проста, как три рубля. Вернее, как 230 миллионов рублей, которые правительство губернии задолжало перевозчикам. Отмена социальных проездных и повышение тарифов вряд ли бы полностью распутали этот транспортно-финансовый узел, но по крайней мере существенно снизили бы нагрузку на областной бюджет. Но ничего подобного не произошло. Явное недовольство льготников заставило правительство дать задний ход. С повышением тарифов решили повременить, чтобы не будоражить прочую пассажирскую общественность. Долги сами собой не рассосались. А перевозчики, стиснув зубы и затянув пояса, не прекращают обслуживать население. Но до бесконечности так продолжаться не может. Теперь это понятно и парламентариям.

Впрочем, благодаря избирателям они и раньше догадывались о наличии проблем в отрасли. Однако их ширина и глубина, вскрывшиеся во время слушаний, депутатов, мягко говоря, изумили. Равно как олимпийское спокойствие зампреда облправительства Василия Разделкина и неумеренный оптимизм первого заместителя председателя комитета транспорта губернии Андрея Дармограя. Василий Михайлович, как и положено старшему по званию, особо не утруждался: периодически расставлял акценты и пресекал гневные выпады в свой адрес. В результате вся любовь и ласка участников депутатских слушаний достались Андрею Валерьевичу с его докладом.

Статистика, выраженная в тонно- и пассажирокилометрах, свидетельствовала как минимум об удовлетворительном функционировании отрасли и профильного комитета. Показатели неуклонно растут, в облбюджете ежегодно предусматривается свыше 1 миллиарда рублей на обеспечение работы транспортного комплекса, практически завершено оснащение ГЛОНАСС, ремонт моста не привел к коллапсу, пригородные перевозки все еще осуществляются, в Крыму идет согласование автобусных маршрутов Саратов — Симферополь, а в Сабуровке строится аэропортовый комплекс. В общем, как сообщил Дармограй, "у нас есть программа, у нас есть концепция".

"Кредиторская задолженность перед перевозчиками в сумме порядка 230 миллионов рублей" ни в какую концепцию уже не вписывается. Тысяча первое обещание погасить ее "по мере выделения средств областного бюджета", думаю, тоже. Оптимизацию 15 процентов маршрутов, а грубо говоря, их сокращение, несмотря на "минимальные последствия для населения", развитием транспортного комплекса назвать трудно.

Кстати, о минимальных последствиях. Ими сейчас в полной мере наслаждаются жители города Хвалынска и поселка Духовницкое. Правда, данные последствия не совсем оптимизационного рода, но от этого не легче. В прошлом году между населенными пунктами курсировал паром "Ведущий". Теперь он, волею самарских собственников, в Крыму. Других паромщиков Дармограю со товарищи найти не удалось. Зато появился 90-километровый автобусный маршрут.

Впрочем, есть последствия и посерьезнее. О них-то и заявил облдеп, генеральный директор ОАО "Автокомбинат-2" Андрей Беликов: "Транспортная отрасль Саратовской области, она просто погибает". По его словам, 27 предприятий областного подчинения либо в предбанкротном состоянии, либо уже банкроты. Ну а хваленая оптимизация с минимальными последствиями, по мнению Беликова, выглядит так: "Это прекращение сообщения между селами. <...> Люди добираются как хотят".

Замглавы администрации Саратова Дмитрия Федотова тоже волновали дела насущные. А именно: будут ли пересматриваться тарифы и схема компенсации за льготный проезд и когда, наконец, в полном объеме заработает региональный центр ГЛОНАСС? Региональный оператор ГЛОНАСС, по заверению Андрея Дармограя, появится в обозримом будущем. Осталось только с нормативной документацией до конца разобраться и конкурс провести. Изменять компенсационную схему пока не планируется. Ну а над тарифами работают. Обсуждают, готовят предложения. И вот когда все обсудят и подготовят, "решение будет принято".

Конкретики не удалось добиться и от зампреда комитета государственного регулирования тарифов области Марины Лавренко. Нельзя сказать, что, поднявшись на трибуну, она будто воды в рот набрала. Напротив, Марина Викторовна говорила много и строго по делу. О методике расчетов, об индексах доступности транспортных услуг и транспортной подвижности населения. Все это неблагодарные слушатели пропускали мимо ушей, настойчиво требуя цифр. "Установленный тариф обеспечивает безубыточную деятельность", — не выдержав натиска, выдала Лавренко. "Да ладно!" — раздалось в зале. А затем последовали аплодисменты. Не бурные и не продолжительные, но все-таки. Марину Викторовну это нисколько не смутило. Однако чуть позже ей пришлось признать, что рост среднедушевых доходов населения и себестоимости перевозок позволяет увеличить тарифы в Саратовской области.

И вот когда терпению депутатов и перевозчиков, казалось, настал конец, из президиума подал голос Василий Разделкин. По его словам, все расчеты подготовлены и находятся на рассмотрении. Тарифы увеличатся, но в среднем не превысят 15 рублей. Сейчас же это среднее арифметическое составляет 12 рублей. Василий Михайлович соблаговолил даже назвать срок пересмотра тарифов: "Во втором полугодии 2014 года решение будет принято".

От подобной конкретики слушатели окончательно вошли в раж. Они пытались убедить чиновников, что такое повышение курам на смех. У соседей по ПФО, например, проезд стоит 20–25 рублей. И ничего, люди общественным транспортом пользоваться не перестали. На рубль повысь тариф или на десять, народ в любом случае будет бурчать. Но разъяснительную работу проводить все равно надо, чтобы снять социальное напряжение.

Большую веру в сознательность населения продемонстрировал председатель губернской ОПы Александр Ландо: "Давайте честно скажем о необходимости повышения тарифов. Не надо обманывать людей! <...> Может быть, меньше будем ездить". Автолюбителю Александру Соломоновичу хождение пешком явно не грозит. Но, надо отдать ему должное, ради интересов рядовых пассажиров и всей отрасли он бесстрашно набросился на соседа по президиуму. В переносном смысле, конечно. Иными словами, Ландо предложил из 27 предприятий, "которыми командует Разделкин", создать одно, но процветающее.

Перевозчики тоже не против процветания. И кабы не правительственные долги, оно уже сейчас стало бы реальностью. Компенсационные выплаты есть пока только на бумаге, но фискальным органам до трудностей хозяйствующих субъектов дела нет. Им своевременно подавай налоги. А коли не можешь, плати пени и штрафы. Ну и как, спрашивается, хозяйствовать в таких условиях? Правильно, оптимизировать все что можно.

С таким подходом категорически не согласен Андрей Беликов. По его мнению, следует распродать собственность государственного транспортного комплекса и создать пару-тройку предприятий. Впрочем, без реформирования комитета транспорта распродажа ни к чему не приведет. В своем нынешнем состоянии, как считает Андрей Павлович, комитет — это "надстройка, которая разобщает всех перевозчиков", "делит их на своих и чужих". В общем, настала пора менять правила игры. А для этого неплохо было бы создать саморегулируемую организацию, как, например, в Ростове, и перестать, наконец, зависеть "от верхушки, которая диктует нам условия". К слову сказать, во главе саморегулируемой организации Беликов предложил поставить Разделкина.

Зампреда такая перспектива не вдохновила. Наверное, потому что существующее положение вовсе не кажется Василию Михайловичу катастрофическим. "Ситуация не выглядит столь безнадежной, как нам хотели показать, — ответственно заявил он. — У всех проблем есть решение". И тут уж с Разделкиным не поспоришь. По проблемам он большой специалист.