Бабушки саратовской энергетики

Бабушки саратовской энергетики
Существуют ли варианты решения проблем, если произойдет внезапный отказ оборудования на какой-либо из ТЭЦ? А тем более если сразу несколько станций вдруг выйдут из строя?

Лето — такое время, когда хочется верить, что минусовые температуры и снег — это выдумки фантазеров. Впрочем, чиновники и поставщики ресурсов не дают забыть о том, что одно время года неизбежно сменяется другим. Они подбрасывают в эфир новости про подготовку к будущему отопсезону и выключают горячую воду, чтобы решить технические проблемы сетей и предприятий. На парламентских слушаниях в областной думе осенью прошлого года министр промышленности Сергей Лисовский заявил о том, что состояние саратовской теплоэнергетики "вызывает беспокойство" у ведомства — в связи с солидным возрастом объектов. "Газета Наша Версия" постаралась выяснить, должны ли жители региона разделять это беспокойство и будут ли они обеспечены теплом не только грядущей зимой, но и "в дальний путь, на долгие года".

Все крупные объекты теплоэнергетики, которые действуют сейчас в нашем регионе, — это наследие Советского Союза. "Саратовская ГРЭС построена в 1930 году, ТЭЦ-1 — в 1934-м, ТЭЦ-2 — в 1955-м, ТЭЦ-3 — в 1958-м, ТЭЦ-4 — в 1962-м. Самая молодая станция, ТЭЦ-5, 1976 года пуска, скоро ей будет 40 лет", — сообщил министр на слушаниях в областной думе.

В настоящее время все перечисленные ТЭЦ принадлежат ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ВТГК). Она была создана в соответствии со схемой реформирования Самарской, Саратовской и Ульяновской энергосистем, принятой советом директоров РАО "ЕЭС России" в сентябре 2004 года. В 2007 году стратегическим акционером компании стало ЗАО "Комплексные энергетические системы" (КЭС) — крупнейшая российская частная структура, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, которая входит в группу "Ренова" олигарха Виктора Вексельберга.

Капуста как стимул

В краеведческом альбоме "Летопись Саратова: история света и тепла", который был выпущен несколько лет назад при поддержке "Волжской ТГК", можно прочитать немало интересных фактов из прошлого саратовской энергетики. В частности, там описана и история становления Саратовской государственной районной электростанции — СарГРЭС. К 1920-м годам энергоснабжение областного центра стало одним из ключевых вопросов, поскольку старые станции практически не работали, да их мощностей и не хватило бы для развития города.

Вскоре Саратов был включен в легендарный государственный план электрификации России ГОЭЛРО. Из трех вариантов площадок для СарГРЭС — Ильинской пристани, Соколовой горы и лесокомбината — был выбран первый. К разработке грунта приступили весной 1926 года. "Высшими достижениями техники при проведении этих работ были тачки и лопаты. В распоряжении строителей были камнедробилки да циркулярная пила. Когда на строительство привезли бетономешалку, она показалась чудом техники. Правда, арматуру все равно приходилось гнуть вручную. Вручную же, металлической "бабой", забивали сваи. Основным же орудием, как было принято в те годы, являлся энтузиазм", — говорится в главе про эту стройку.

За неполных два года в таких условиях рабочие успели не только подготовить площадку, но и заложили основание первой колонны станции. Работы велись в несколько смен. За перевыполнение нормы ударники получали премию — 2 кг хлеба и 8 кг капусты.

Музейные ценности

Наверняка такие же подробности найдутся и по другим крупным объектам саратовской теплоэнергетики. Однако наших земляков пока больше интересуют другие вопросы — с точки зрения безопасности и качества жизни в регионе. Например, существуют ли в настоящее время реальные риски и угрозы для населения региона, которое обслуживают старые саратовские ТЭЦ, связанные с длительным сроком их эксплуатации? Если да, то в чем они состоят?

В упомянутом сборнике по истории света и тепла отмечается, что один турбогенератор для СарГРЭС изготовили на ленинградском заводе "Электросила", второй купили во Франции. Водогрейные котлы системы "Стерлинг" были также приобретены за границей, у французской фирмы "Фив-Лилль". "Большая часть этого оборудования и по сей день исправно работает на СарГРЭС", — отмечается в сборнике, выпущенном несколько лет назад. Возможно, сейчас это уже и не так. Но "беспокойство" в связи с солидным возрастом местных теплоэнергоцентралей, о котором говорил министр Сергей Лисовский, все равно возникает.

"Рисков для населения нет, но оборудование станций и тепловые сети требуют ремонта и реконструкции, — заявил нашему изданию директор Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" Сергей Попов. — Ежегодно перед каждым отопительным сезоном все станции саратовского филиала проходят аттестацию на готовность к работе в условиях низких температур осенне-зимнего периода, по итогам которой выдается паспорт — документ, подтверждающий способность энергокомпании надежно и качественно обеспечивать энергоснабжение потребителей".

Мнение об отсутствии рисков высказал "Газете Наша Версия" и замминистра промышленности Максим Шихалов. "Сегодня у региональной власти есть реальные рычаги влияния в этой сфере: министерство согласовывает инвестпрограммы энергокомпаний. Так, мы совместно с предприятиями энергетики можем определять первоочередные мероприятия", — уверяет чиновник.

Существуют ли варианты решения проблем, если произойдет внезапный отказ оборудования на какой-либо из ТЭЦ? А тем более если сразу несколько станций вдруг выйдут из строя? "Надежность работы энергосистемы находится под постоянным контролем регионального диспетчерского управления. Оно не только задает режимы работы тепловых станций, но и определяет порядок переключения электрической нагрузки с одного источника на другой в случае возникновения угрозы отказа оборудования. Кроме того, на всех ТЭЦ предусмотрено резервное оборудование, которое в оперативном порядке включается при отказе основного", — рассказал Сергей Попов.

По его словам, на случай возникновения аварий и нештатных ситуаций на тепловых станциях и сетях существуют "жесткий порядок поведения персонала и регламенты взаимодействия с оперативными службами". Весь персонал станций регулярно проходит обучение и аттестацию, на постоянной основе проводятся учения, на которых отрабатываются все действия на практике.

Юбилей работе не помеха

Существует ли у власти и собственников ТЭЦ понимание, каким образом будут решаться проблемы, связанные с их длительной эксплуатацией и устареванием? "Главное вовремя провести реконструкцию и модернизацию", — отметил министр Лисовский на упомянутых слушаниях в облдуме. Начались ли эти процессы?

Замминистра Максим Шихалов уверен, что да. "Содержание устаревших станций экономически нецелесообразно, — пояснил чиновник, — тем более что в Саратове есть избыточные мощности по генерации тепла. Возрастное оборудование не отождествляется с понятием "ветхое", и запас его прочности зависит от условий эксплуатации и качества проводимых ремонтов. При этом существует возможность проводить его реконструкцию и перемаркировку".

"В декабре 2013 года в министерстве энергетики Российской Федерации была утверждена Схема теплоснабжения Саратова, которая определила направление развития теплоснабжения в городе на длительную перспективу. В том числе документ предусматривает закрытие нерентабельной и устаревшей Саратовской ТЭЦ-1. Это не влечет за собой последствий для потребителей, они будут по-прежнему надежно и качественно снабжаться теплоресурсами от другого источника — Саратовской ТЭЦ-2", — рассказал нашей газете Сергей Попов.

Компания уже приступила к строительству перемычки между ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. "Новая теплотрасса будет построена до начала отопительного сезона 2014–2015 годов", — планирует директор филиала. "А ТЭЦ-1 будет находиться в горячем резерве, пока тепломагистраль не подтвердит свою эффективность", — пояснил изданию Шихалов.

"Тепловые станции в Саратове в среднем загружены на 25-30 процентов, и для надежного обеспечения потребителей требуется реально не четыре, как сейчас, а две. Текущую и перспективную нагрузку могут обеспечить ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5, поэтому в настоящее время прорабатывается возможность переключения тепловой нагрузки с Саратовской ГРЭС на Саратовскую ТЭЦ-5. За последние два десятилетия сильно изменилась структура потребления: в советское время главным потребителем ТЭЦ-2 были промышленные предприятия, сейчас — население. Соответственно и нагрузка станции резко снизилась", — отмечает Сергей Попов.

По его словам, работы по масштабной модернизации и реконструкции оборудования станций и тепловых сетей сдерживает накопившийся долг потребителей в размере 3,3 млрд рублей. "Нехватка денежных средств сказывается на объемах проводимых ремонтных работ", — подчеркивает директор филиала.

В чем состоят основные технологические проблемы в модернизации местных ТЭЦ, существуют ли у компании конкретные планы по выводу их из эксплуатации (с четкими сроками) и каким образом будут впоследствии использованы территории ТЭЦ, если это произойдет, из ответа компании на запрос редакции осталось неясным.

По данным, опубликованным в конце прошлого года в журнале "Волга-бизнес", на реконструкцию системы теплоснабжения Саратова до 2027 года планируется потратить более 16 млрд рублей. Согласно схеме, предложенной "Волжской ТГК", будет расширена зона действия существующих ТЭЦ, в том числе за счет переключения потребителей котельных на магистральные теплотрассы, а также переход на "закрытую" схему теплоснабжения. В ближайшие несколько лет планируется закрыть несколько десятков физически и морально устаревших котельных.

Кстати, опыт прекращения эксплуатации целой электростанции в России тоже есть. В 2010 году была закрыта первая ТЭЦ плана ГОЭЛРО — "Красный Октябрь" в Санкт-Петербурге (после того как ОАО "Территориальная генерирующая компания № 1", в состав которого она входит, закончило замену старой теплоцентрали новыми мощностями). Легендарная питерская станция была пущена в октябре 1922 года. Хочется надеяться, что руководство "Волжской ТГК" и "КЭС-холдинга" не будет дожидаться столетних юбилеев саратовских ТЭЦ, чтобы вывести их из эксплуатации, особенно если для этого появятся веские причины.