На трубе

На трубе
Жители этих домов вдруг переместились из XXI века в средневековье, когда воду добывали из реки, а нужду справляли, извините, как придется

Средневековая гигиена — это когда ты первый раз моешься в 68 лет и толькопотому, что утонул.

Интернет-фольклор о Фридрихе I Барбароссе

За июнь только на нашем сайте вышло более 15 сообщений о всевозможных отключениях воды, водопроводных авариях и ремонтных работах. Помимо этого в Саратове есть дома, о проблемах которых СМИ пока не успели написать. Жители этих домов вдруг переместились из XXI века в средневековье, когда воду добывали из реки, а нужду справляли, извините, как придется. Адекватной реакции со стороны властей мы пока не увидели. Тем временем с серьезными порывами труб у нас справляются примерно на средневековом уровне — забивают деревянные колышки.

— Теперь я знаю, как наша пропаганда снимает ролики про Украину, — хмыкает кто-то в огромной очереди к водовозу. Толпа во дворе одного из домов по улице Рахова напоминает разом и несанкционированный митинг, и раздачу гуманитарной помощи. Люди стоят с ведрами, тазами и пластиковыми бутылками. У них нет никакой воды уже почти целый день, и это первая водовозка, которая, наконец, приехала к ним на помощь.

— Весь день названивали и в управляющую компанию, и в "Водоканал" — все бесполезно! — рассказывает мне местная активистка.

Тут, наверное, надо пояснить, что дом находится в управлении ТСЖ-3, одного из шести товариществ, входящих в "коммунальный клан" бывшего главы администрации Фрунзенского района Олега Фадеева. Так что сами понимаете, на что могут рассчитывать жильцы этого дома.

— Только ближе к вечеру приехали рабочие и вбили в трубу деревянные колья, — присоединяется к беседе еще одна женщина. — Но от кольев проку совершенно никакого. Там трубы уже настолько ветхие, что вот-вот истлеют, наверное. Я как представлю, что вот через это проходит вода, которую мы потом пьем, и мне дурно становится.

Думаю, такие трубы сейчас по всему городу. Иначе чем объяснить постоянные аварии и отключения воды? Страдают все районы. Чуть ли не каждый день появляются вот такие сообщения: "Два саратовских вуза остались без водоснабжения", "Без воды остались 4-я, 5-я и 6-я Дачные", "Жители центра города остались без воды", "Нет воды в жилых домах в трех районах Саратова". Иногда причина в нежданной аварии. Как, например, 10 июня, когда на улице Соколовой из-под земли вдруг забил фонтан. Гейзер высотою в человеческий рост радовал местных жителей больше двух часов. Сотрудники "Водоканала" решили проблему с помощью уже известного всем саратовцам чуда техники — деревянного колышка.

Иногда причина отсутствия в кранах воды — то, что у специалистов называется "плановыми работами". Что кроется за этим словосочетанием, совершенно непонятно, поскольку результата таких работ саратовцы не видят — воды-то как не было, так и нет. Вот, например, читаем новость о том, что на перекрестке улиц Большая Казачья и Астраханская прямо из люка шпарит вода, заливая проезжую часть и тротуар. А чуть позже появляется сообщение, что это связано с "плановыми ремонтными работами на улице Московской". То есть пока ремонтируют одну улицу, по другой вовсю разливается вода из чьих-то кранов?

А вот еще одно сообщение: "В районе Детского парка по проезжей части течет вода. Ею оказался залит перекресток улиц Советской и Пугачева. Пешеходы вынуждены или переходить дорогу по лужам, или обходить разлив воды. Движение автомобильного транспорта несколько затруднено". Удивительно, но в этом случае вопросы надо адресовать не "Саратовводоканалу", а Волжской ТГК. Специалисты этой компании откачивали воду из тепловой камеры. Откуда там появилась вода, науке не известно. Либо грунтовые воды, либо порыв сетей многострадального "Саратовводоканала". Весь саратовский опыт, однако, подсказывает, что грунтовые воды, скорее всего, ни при чем.

А вот все та же Волжская ТГК приступает к гидравлическим испытаниям пяти тепломагистралей в Ленинском районе. В результате 422 абонента остаются без горячей воды. Мало того, что люди вынуждены греть воду на плите или тратить огромные деньги на установку и содержание нагревателя, так еще и полгорода оказывается перекопано. Дорожное покрытие, и без того представляющее собой довольно жалкое зрелище, превращается в нечто невообразимое. Сколько раз "вскрывали" улицу Соколовую? Однажды это сделали сразу после ремонта дороги. В итоге оживленную магистраль кое-как "укатали" грейдером, не заботясь о том, чтобы асфальт был ровным. Представители "Саратовводоканала" и прочие любители труб обычно и не пытаются вернуть дорогам, которые они превращают в овраги, хотя бы первоначальный вид.

Вот, к примеру, улица Большая Казачья, клумба прямо напротив здания нового тюза. Раньше здесь стоял аккуратный и симпатичный заборчик, была зеленая травка, деревья. Но после очередных вскрышных работ осталось лишь грязное болото. Целую неделю отсюда не могли убрать даже спиленные ветки, а грязь заливала тротуар. Разве это нормальный подход к городскому хозяйству?

Сети "Саратовводоканала" давно пора спасать, это понятно всем и каждому. Вариантов спасения предлагалось много: руководство меняли, деньги давали. Глава города Олег Грищенко свою позицию высказал еще в конце 2011 года: общая потребность в финансовых средствах на развитие систем водоснабжения и водоотведения в Саратове составляет более 12 млрд рублей, а единственная возможность сохранить предприятие — это привлечь инвесторов. О вливании частных инвестиций в саратовские трубы неоднократно говорили и в правительстве области. Да и сам "Саратовводоканал" когда-то был не против отдаться в концессию. Были и инвесторы, заинтересованные в том, чтобы вложить деньги, их называли еще в 2010–2011 годах. Разговоры о концессии продолжаются и по сей день. Износ сетей тем временем уже перевалил за 80 процентов.