Это Саратов, детка

Это Саратов, детка
Рельсы, бетонные плиты с торчащей из них арматурой, строения, идеально подходящие для зарисовок фильма "30 лет после ядерной войны". Когда-то глава города Олег Грищенко метко охарактеризовал все эти прибрежные явления словом "говнище".

Строительство новой набережной в Саратове как-то сразу не задалось. Промзона, коррозия, борьба с коррупцией, вандалы, мороз, засуха, лодочники — через все эти явления приходилось буквально прорубаться. Иногда складывалось впечатление, что власти, проектировщики и строители живут по принципу "подумаю об этом завтра".

В минувший понедельник несколько лодок перегородили путь барже, которая ведет строительство новой набережной. По словам лодочников, устроивших акцию, сваи закрыли выезд на воду катеров из двух гаражей. Ситуация до боли напоминает аналогичную сцену из фильма "Аватар", когда синие человечки попытались встать на пути инопланетной военной машины, защищая свой маленький уютный мирок. Давайте вспомним, как же развивалась эта патовая ситуация...

Честно говоря, берег Волги в Саратове жутко изгажен. Если попытаться пройти по нему от Затона до Увека, может показаться, что это специальная диверсия такая. Капитально изуродовать 15 километров побережья — это надо уметь. Рельсы, бетонные плиты с торчащей из них арматурой, строения, идеально подходящие для зарисовок фильма "30 лет после ядерной войны". Когда-то глава города Олег Грищенко метко охарактеризовал все эти прибрежные явления словом "говнище".

И вот несколько лет назад под очередные победоносные выборы кандидатов от "Единой России" всю эту "прелесть" было решено заменить на прямую, как стрела, и красивую, как летний сон, набережную. Пролоббированные сотни федеральных миллионов лихо приземлились в Саратовской области, и работа закипела. Продолжалась она даже в лютые морозы. Первая очередь была сдана аккурат в канун выборов в облдуму, вторая — незадолго до допвыборов в городскую и областную думу и в муниципалитеты.

И ничего, что на заднем плане была бетонная стена с колючей проволокой, за которой люто дымили гигантские трубы. И пусть дальше явственно пахло свежим "китекэтом" от комбикормового завода и опять же возвышались серые стены. Зато по нашей новой экзотической набережной с удовольствием гуляли люди, так истосковавшиеся по ровным поверхностям.

Редко в каком городе сыщешь набережную, стильно оформленную промышленными предприятиями, железной дорогой и гаражами. Думаю, что это уверенная заявка на Книгу рекордов Гиннесса — за самую причудливую архитектуру.

Но на оригинальности композиции чудеса новой конструкции не кончались. Сперва перила в некоторых местах превратились в "калитки в Волгу" — от коррозии или из-за просадок грунта ограждение прогулочной зоны отломилось от столбиков и стало элегантно распахиваться в сторону воды при попытках людей полюбоваться на волжские пейзажи.

Затем городские гопники уверенно проложили автотрассу на нижний ярус новой набережной — прямо по газонам. Кстати, газоны получились тоже весьма примечательными — желтыми, как прошлогоднее сено. Оно и немудрено, ведь новый участок не удосужились своевременно снабдить поливными трубами. К тому же здесь нет ни стационарного пункта полиции, ни обслуживающего персонала, закрепленного за зеленой зоной. Для колорита стоит отметить, что фонари здесь тоже горят через раз, а одно время у воды и вовсе была полная темнота.

Пока "прокладчики саратовского БАМа" осваивали сотни миллионов, старая набережная пришла в такое состояние, что краше в гроб кладут. Каменные парапеты настолько разрушились, что всю эту "стабильность" пришлось затягивать театрально-синей тканью во время олимпийской эстафеты.

Тем временем вся эта деньгоосвоительная машина уперлась в настойчивых лодочников. Сперва владельцы лодок бастовали не очень активно. Различные представители власти встречались с ними, жали руки, внимательно слушали, чутко кивали головами. Со временем выяснилось, что власти надеются, что лодочники как-нибудь сами рассосутся, без капитальных матвложений. Точно такую же надежду наши властители питают в отношении дольщиков "Новостроя" и сотен других страдальцев, которые то и дело грозятся перекрыть улицы.

Неловко получилось и с деревьями. Саратовские бизнесмены, депутаты и общественники на свои деньги купили пятьдесят елей и самостоятельно высадили их на новой набережной. Произошло это событие в конце апреля. Никто не подсказал почтенным господам, что, во-первых, ели довольно плохо приживаются и поначалу лучше всего растут в тени, во-вторых, требуют особого типа почв и, в-третьих, их лучше всего сажать осенью, а не весной.

Это Саратов, детка

Естественно, что чуть ли не каждое пятое дерево сегодня уже полностью пожелтело и высохло, поскольку город не обеспечил своевременный полив, а подвозить ежедневно воду к саженцам смогли далеко не все бизнесмены.

Глядя на это "последовательное освоение территории", почему-то вспоминаешь, как играют в шахматы маленькие дети. Их настолько восхищает сама возможность двигать фигурки по доске, что они забывают продумывать свои действия даже на два хода вперед. А ведь когда-то ходы просчитывали на всю "партию": старая четырехъярусная набережная, с многочисленными лестницами и взвозами, выполнена в едином стиле — от облицовки лестницы до озеленения. Кстати, и сейчас здесь произрастает 23 вида деревьев и 18 видов кустарников. Примечательно, что даже комплекс жилых домов прекрасно вписывается в общий вид.

А нынче каждое продвижение новой набережной вперед грозит очередными "неожиданностями": "А вон там, Петрович, кажись, вражеская ладья стоит! Да нам вообще шах и мат, Иваныч!"

P.S.

После того как данная статья была опубликована на сайте ИА "Версия-Саратов", к нам в редакцию обратился заведующий сектором охраны окружающей среды администрации МО "Город Саратов" Игорь Шопен. Он рассказал о некоторых аспектах благоустройства и озеленения новой набережной:

— Инициатива высадки хвойных деревьев на набережной исходила от общественников и бизнесменов — в рамках городской программы "Зеленый город". Мы обеспечивали организационные моменты — подвоз и разгрузку саженцев, инструмент. Кстати, эти деревья — вовсе не ели, а псевдотсуги. Кроме того, посадили еще пять кленов и пять декоративных яблонь, всего 75 деревьев. Мы решили посадить их весной, чтобы осенью у нас была возможность подстраховаться — подсадить новые саженцы вместо засохших, тем более что бизнес пошел навстречу в этом начинании. По нормативам при пересадке погибает до 20 процентов саженцев, сейчас из 75 деревьев высохли 14. И это при том, что почва на набережной оставляет желать лучшего — там копать почти невозможно, сплошь щебень и камни.

— А почему многие деревья сейчас стоят криво? Хулиганы повредили?

— Все потому, что при посадке работали любители, а не профессионалы. У бизнесменов была эйфория — как же, ведь я сам дерево сажаю! А нужно, чтобы один человек держал, а другой утаптывал приствольный круг, тогда дерево будет стоять прямо. Кстати, специальные машины поливали саженцы каждый день, правда, могли быть пробелы в выходные или праздники, но такого, чтобы дерево стояло совсем без полива, не было.

— А работает ли сейчас поливная система на новой набережной? И если да, то почему газоны выглядят такими желтыми?

— Все проблемы изначально происходят из-за правовых нестыковок. Долгое время после постройки набережную не передавали с регионального на муниципальный уровень. Город просто не мог тратить средства на уход за газонами. В результате рулонные газоны высохли. Сейчас поливная система работает — поливает по ночам. Но если по-хорошему, то нужно заказывать новые газоны, на что в бюджете денег нет. Что касается охраны правопорядка, то на каждом совещании в администрации сотрудники полиции рапортуют нам, что у них ежедневно стоит на набережной спецавтобус, ездят патрули. Правда это или нет — вы знаете на практике не хуже меня.