Амбар с сибирской язвой

25 июля 2014, 19:00
Амбар с сибирской язвой
Гораздо сложнее наставить на путь истинный губернских хлеборобов. Им, видите ли, не хочется продавать зерно по 2,4 тысячи рублей за тонну. Но их вполне бы устроила цена 7 тысяч рублей

В это трудно поверить, но губернские депутаты и чиновники доработались до того, что принялись называть вещи своими именами. Причем не в кулуарах да в курилках, а публично, нисколько не стесняясь присутствия журналистов. Не иначе, что-то случилось. Непонятно только, что именно. То ли у нас опять взят курс на гласность и свободу слова. То ли правда жизни с такой настойчивостью лезет наружу, что лакировать ее нет уже никакой возможности.

В начало перестройки-2, честно говоря, мало верится. И небывалая откровенность начальства объясняется, боюсь, совершенно иными причинами. Вероятно, дела идут настолько нехорошо, что у официальных лиц языки просто не поворачиваются утверждать обратное. Похоже, старая песня о грандиозных достижениях и отдельных недостатках окончательно спета. А новая... Будет ли она столь же оптимистичной?

На очередном заседании облдумского комитета по аграрным вопросам оптимизм присутствовал недолго. Его прогнал зампред регионального правительства Александр Соловьев своим подробным докладом об особенностях уборочной кампании-2014. В общем и целом битва за урожай идет. Причем вполне успешно. Уже собрано более 1,2 миллиона тонн зерновых из запланированных 3,5 миллиона тонн. И это как раз хорошо. Плохо другое — закромов не хватает. Крупные элеваторы в Саратовской области, разумеется, есть, но от некоторых из них одни проблемы.

В 2013 году сменился собственник Пугачевского элеватора. Новый хозяин, по словам Соловьева, готов только покупать зерно, а брать его на хранение категорически отказывается. Руководство Дергачевского района никак не может вступить в конструктивный диалог с владельцем местного элеватора. Последний в принципе согласен принимать зерно на хранение, но в небольших объемах, тогда как текущий момент требует отдать под закрома 100% площадей. В общем, компромисс пока не найден. Балаковское зернохранилище физически не может выполнить требования текущего момента, поскольку на 90% забито прошлогодним подсолнечником. Хорошо хоть остальные элеваторы, как сообщил зампред, подтвердили возможность приемки и хранения зерна нового урожая.

Поведение частников не на шутку возмутило главу думского аграрного комитета Николая Кузнецова: "Такого беспредела еще не было. <...> Это же не личный амбар. ...Это же были государственные объекты. ...Ну так же нельзя на территории региона! А мы где, все уровни власти?!" На помощь власти незамедлительно пришло гражданское общество в лице председателя Агропромышленного союза Саратовской области Александра Ратачкова. Александр Сергеевич, похоже, лучше всех знает, как приструнить собственников: "У них там у всех на элеваторах сибирская язва. Ее найти надо. Они сразу все поймут". Участникам заседания данное предложение в общем-то пришлось по душе. Но жесткая формулировка, видимо, их несколько смутила. "Они так ведут себя, и мы давайте вести себя в рамках законности", — облагородил идею Ратачкова Кузнецов, предложив действовать сообща с правоохранительными органами и антимонопольной службой. Не сомневаюсь, что в самое ближайшее время все возможные нормативно-правовые кнуты и пряники для владельцев элеваторов будут найдены. Вот тогда-то хозяева частных амбаров поймут, что нельзя противопоставлять свои мелкособственнические интересы государственным.

Гораздо сложнее наставить на путь истинный губернских хлеборобов. Им, видите ли, не хочется продавать зерно по 2,4 тысячи рублей за тонну. Но их вполне бы устроила цена 7 тысяч рублей. "Почему правительство не вступает в интервенционные закупки? Почему смотрят, как грабят перекупщики?" — ставил вопрос ребром Николай Кузнецов. "Я считаю, что начинать интервенцию надо уже сейчас", — поделился собственным мнением Александр Соловьев. Вот только оно, к сожалению, мало на что влияет. Поэтому Александру Александровичу пришлось ссылаться на заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича, который считает, что интервенцию не следует проводить раньше сентября. Дескать, к тому времени станет понятно, что у нас с валовкой и какая сформировалась цена. В общем, потерпите, граждане крестьяне, а в сентябре увидите небо в алмазах.

Труженикам села жить надеждой на лучшее не впервой. Но запас крестьянского терпения, кажется, почти исчерпан. "Настроение у людей в хозяйствах очень плохое, — донес до коллег вести с полей Николай Семенец. — А ссылка на Дворковича, она еще усугубляет больше положение. Почему? Потому что им сегодня нужно жить, работать этим хозяйствам, расплачиваться по взятым кредитам, платить своим людям и прочее, прочее. Тем более что живут именно за счет того, что сейчас вот собрали. <...> Других источников у них сегодня нет. Они сказали: "Какая цена?! Хоть за рубль и то надо продавать. Какое там хранить?!".

Вступился за крестьян и Александр Ратачков: "Если по 8 тысяч не продадим каждую тонну пшеницы, то выйдем в убыток. Все сегодня за счет нас. Давайте письма направим Путину". Сочинять послание президенту РФ участники заседания не стали. Они просто продолжили перечислять проблемы. Дизельное топливо с прошлого года подорожало на 10%. Ставки по банковским кредитам неуклонно растут, равно как и процент невозврата займов. По свидетельству облдепа и почетного работника агропромышленного комплекса России Павла Артемова, ему удалось установить антирекорд, три месяца оформляя кредит в Сбербанке.

Ничего не поделаешь, такие они нынче, вести с полей Саратовской области.