Бумерангом по яйцам

6 сентября 2014, 13:00
Бумерангом по яйцам
Сами участники рынка говорят о том, что через несколько лет, когда импорт, вероятно, будет возобновлен, на дополнительную продукцию российских поставщиков может просто не быть достаточного спроса

Благодаря российским продовольственным санкциям производство продуктов питания вышло на первый план даже в тех СМИ, которые прежде редко уделяли внимание таким "приземленным" темам. Многие вспомнили, что булки падают в супермаркеты не с деревьев, а также с удивлением выяснили, что "меры возмездия" для стран Евросоюза скоростным бумерангом вернулись к нам самим. И это при том, что санкции действуют, по сути, лишь первый месяц. Заявления и заверения чиновников (двух-трехнедельной давности), что "простое население" страны не почувствует на себе санкций, очень плохо соотносятся с потоком жалоб в местное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на рост цен на продукты в саратовских сетевых магазинах.

Аграрная Саратовская область обеспечивает сама себя мясом на 80 %, птицей — на 38 %, рыбой — на 18 %, областные чиновники это уже признали. Это не мешает им рапортовать об успехах, но статистика то и дело портит общую благополучную картину. За неделю с 25 августа по 1 сентября, по данным Саратовстата, выросли цены не только на свинину, сыр и говядину, но даже на овощи и фрукты. В целом же по стране с начала года курятина подорожала на 19,2 %, свинина — на 21 %.

По данным, прозвучавшим на одном из августовских совещаний, Саратовская область в настоящее время обеспечивает себя овощами на 160 %. То есть закрывает свои потребности и еще остается. В частности, помидорами и огурцами — на 144 %, капустой — на 107%, в 3 раза по другим овощам, включая лук. Впрочем, схожие успехи чиновники озвучивали и прежде, но это не мешало потребителям регулярно обнаруживать в сетевых магазинах, скажем, израильскую морковь и иные фрукты-овощи явно не отечественного происхождения.

Общее мнение тех, кто занят в пищевом производстве и не боится называть вещи своими именами, сводится к тому, что прямо сейчас значительно нарастить выпуск продуктов питания в России нельзя. Ведь производственные циклы очень длинные: по выпуску свинины — два-три года, для развития молочного животноводства — от трех лет и выше. Федеральные и местные чиновники, разумеется, неоднократно сказали, что по всем выпавшим направлениям уже разработаны меры, призванные закрыть образовавшиеся ниши, к удовлетворению и росту доходов местных агропроизводителей. Но сами участники рынка говорят о том, что через несколько лет, когда импорт, вероятно, будет возобновлен, на дополнительную продукцию российских поставщиков может просто не быть достаточного спроса. Кроме того, господдержка сельского хозяйства в нашей стране не всегда приводит к тем результатам, на которые власть надеется изначально. К примеру, по данным "Ведомостей", по проекту "Ускоренное развитие животноводства" с 2007 по 2012 годы государство и бизнес инвестировали в молочное животноводство около 11 млрд долларов, но годовые валовые надои молока к 2013 году увеличились менее чем на 3 %.

В Саратовской области, если верить правительству, в первом полугодии "выстрелили" инвестиционные проекты в пищевой промышленности, которые бизнес начал реализовывать несколько лет назад. В результате за 6 месяцев объем производства в этом секторе вырос по сравнению с первым полугодием 2013 года на 17 %. Но это, увы, не спасает рынок от роста цен на продукты питания. О чем, в частности, свидетельствуют обращения жителей области в местное управление ФАС и отчеты статистиков.

Глобальные изменения на отечественном рынке продовольствия сразу же начали оказывать влияние и на смежную индустрию — общественное питание. Как писало наше издание (см. "Поели на 11 миллиардов", № 3 (253) от 31 января 2014 г.), эта отрасль по итогам 2013 года показала самый высокий рост в местной экономике — 20,8 %. Поскольку уже в начале года стало ясно, что рост ВВП (а значит, и доходов граждан) в стране ощутимо буксует, мы предположили, что в этих условиях население неизбежно сократит свои расходы на потребление "не первой необходимости". Траты на общепит, особенно в регионе с такими невысокими доходами населения, как наш, относятся именно к этой категории. Официальные данные пока, увы, лишь подтверждают наш негативный прогноз. По данным Саратовстата, оборот общественного питания в регионе в январе–июне 2014 года был лишь на полпроцента выше, чем в январе–июне 2013 года. А июль еще испортил ситуацию: за 7 месяцев оборот общепита в области в сопоставимых ценах оказался на 1,2 % меньше, чем в январе–июле 2013-го. Конечно, за оставшееся время года показатели изменятся. Впереди важные для рестораторов осенние месяцы, когда люди традиционно больше тратят на еду вне дома, а также декабрьские предновогодние корпоративы. Но то, что в этом году отрасль так сильно, как в предыдущие, не вырастет, уже очевидно. Изменение же цифр в меню местных заведений вслед за ростом цен на продукты можно прогнозировать, не имея кандидатских степеней по экономике.

В целом в саратовской экономике ситуацию сложно назвать однозначной. Как и прежде, одни направления демонстрируют рост, другие падение. Как говорится в официальном докладе министерства экономического развития региона, Саратовская область "по объему ВРП стабильно находится на 7-м месте среди регионов Приволжского федерального округа". Учитывая, что регионов в округе 14, "стабильное" 7-е место представляется не самым лучшим достижением. Кстати, по инвестициям в масштабе ПФО у нас все то же 7-е место. В строительстве за полгода спад 12,5 % (как ни странно, при росте ввода жилья). В сельском хозяйстве объем валовой продукции за 6 месяцев составил 95,1 % к аналогичному периоду 2013 года. Промышленное производство в губернии пока растет: по итогам семи месяцев года индекс составил 103,6 %. Благодаря новым предприятиям есть рост в металлургическом производстве, а также в производстве машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, в химии. Зато продолжается спад в добыче полезных ископаемых (90,2 % к январю–июню 2013 года) и производстве электроэнергии, газа, пара и горячей воды. Снижение производства автомобилей в стране способно крайне негативно отразиться на многих местных предприятиях.

Одним словом, балансирование "на грани стабильности" продолжается. Реальные денежные доходы жителей региона за полгода выросли на 3,6 %. При прогнозе инфляции в стране в целом по году в размере 7-7,5 % это сложно считать достижением.

Федеральное экономическое ведомство уже снизило оптимистичность собственных прогнозов. Оценка роста ВВП на 2014 год сохранена на уровне 0,5 %. Понятно, что на этом фоне любые цифры более 1 %, достигнутые в Саратовской области, позволят чиновникам гордиться успехами. На 2015 год прогноз роста ВВП в целом по стране снижен с 2 % до 1 %, на 2016-й — с 2,5 % до 2,3 %, на 2017 год — с 3,3 % до 3 %. Для Саратовской области все эти тенденции чреваты углублением всех прежних проблем и очередной задержкой даже в тех точках роста и развития, которые еще недавно казались вполне реалистичными. Регион рискует еще более усилить свои позиции в антирейтингах по государственному долгу. Хотя, кажется, здесь возможности уже давно исчерпаны.