Бой с тенью

7 сентября 2014, 10:00
Бой с тенью
Подняла не глядя, а потом смотрю, батюшки!.. Это ж рука отрезанная, с которой так и льет... Бросила и убежала домой. А потом уже увидела, чем все это закончилось. Уже поздно было

"Я увидела это побоище из окна своего дома, тут же выскочила на улицу, подбежала к дороге, чтобы остановить их как-то, рассказывает пенсионерка Тамара Павловна. Для большей уверенности решила в руку палку взять — все-таки я женщина, а там толпа мужиков здоровых. Подняла не глядя, а потом смотрю, батюшки!.. Это ж рука отрезанная, с которой так и льет... Бросила и убежала домой. А потом уже увидела, чем все это закончилось. Уже поздно было".

Такие воспоминания у Тамары Павловны остались от работы муниципальных служб Саратова по обрезке и сносу деревьев в районе Октябрьского ущелья. Отрезанная рука — это, конечно же, аллегория. Ветви здоровых на вид деревьев действительно валялись в тот день вдоль улицы Шелковичной между улицами Большая Садовая и Свинцовая. Но истекали они не кровью, а водой, которую зеленые великаны еще недавно впитывали в себя после затяжного дождика.

Как рассказывают местные жители, вырубка здесь проходила в несколько этапов на протяжении недели. Всего было повалено около десяти деревьев. В отношении еще десяти была применена такая процедура, как обрезка ветвей. В Саратове такая обрезка производится весьма экстремальным способом — растение фактически превращается в торчащую из земли корягу, у которой мало шансов в следующем году покрыться зелеными листьями. В областном центре уже сегодня можно встретить негативные последствия такой процедуры, проведенной в прошлом году. Например, ряд деревьев на улице Рахова (от Московской до Кутякова), в котором на одно выжившее после обрезки дерево приходятся два, а то и три засохших.

В комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова пока затруднились объяснить, в связи с чем проводилась массовая вырубка и обрезка деревьев на улице Шелковичной. Чиновники сослались на то, что единственный, по всей видимости, специалист, который занимается подобными вопросами, находится в отпуске. В свою очередь в МУП "Городские дороги плюс", чья техника была замечена на месте вырубки, подчеркнули, что такие работы проводятся исключительно по распоряжению вышестоящего руководства из администрации, и также не сумели пояснить, по какой причине большой участок пешеходной зоны вдоль дороги остался без растительности.

Впрочем, история с деревьями послужила лишь поводом для обращения местных жителей к нам в редакцию. Молодой человек по имени Арсений предложил корреспонденту принять участие в небольшой экскурсии по микрорайону. "Я очень люблю вашу газету, часто читаю там статьи о том, какие проблемы есть в районах области. У вас есть специальный корреспондент Александр Сорокин, который встречается с людьми в отдаленных селах и доносит со страниц газеты их беды и чаяния до чиновников. Но я вас уверяю, в самом Саратове тоже немало интересного, есть с чего репортаж написать. Может быть, у нас тут дороги и получше, но порой всякие маразмы встречаются..." — отметил наш собеседник.

Первым делом "экскурсовод" показывает свежие пеньки и обрубки деревьев, оставшиеся после недавнего сноса. Линии электропередач на этом участке Шелковичной нет. Крупные торговые комплексы, возле которых зачастую крепкие деревья неожиданно становятся аварийными, после чего превращаются в пеньки, а чуть позже появляются парковочные карманы, здесь тоже не наблюдаются. Так что, в чем причина вырубки — пока загадка.

"Они тут настоящий бой с тенью устроили, — возмущается Арсений. — Раньше хоть можно было от палящего солнца за кронами деревьев укрыться, а теперь улица в пустыню превращается".

Мы поворачиваем в один из дворов, расположенных вдоль улицы Свинцовой. Здесь возле деревянных столиков с лавочками к стене прикреплен знак "Пешеходный переход". "Он тут недавно появился, — реагирует на мой удивленный взгляд провожатый. — Скорее всего, когда деревья валили, его техникой сорвали. Тут такое не редкость. То знак повалят, то столб покорежат. Вот прошлой зимой во время уборки снега возле одной из новеньких стеклянных остановок, тут недалеко, мусорную корзину экскаватором цепанули и сломали. Она на земле провалялась несколько дней, а потом, наверно, кто-то на металлолом сдал. Теперь остановка без мусорки. Так у нас шутят, мол, район становится чище и зеленее".

Оказалось, что Саратов в этом отдельно взятом микрорайоне становится не только грязнее и серее, но еще и темнее. "Уже несколько дней подряд с наступлением ночи Шелковичная от жилищного комплекса "Царицынский" и до торгово-офисного центра "Тесар" погружается во тьму, — рассказал собеседник. — Почему-то фонари на этом участке не загораются. Вечерний променад здесь становится весьма увлекательным, учитывая, что по дороге встречается морг и бюро судебно-медицинской экспертизы, где полицейские постоянно из своих авто выгружают неких подозрительных личностей".

Оказывается, есть тут и позитивные изменения, на той же Шелковичной, напротив школы № 77. Арсений показывает на небольшой островок с детской площадкой, где пару недель назад были установлены восемь новых скамеек, которые редко когда пустуют, — здесь располагаются родители резвящейся на горках ребятни. Правда, вид с них открывается удручающий — огромный участок, огороженный обшарпанным жестяным забором. Мы уже рассказывали о появлении этого забора в 2012 году, когда местные жители забили тревогу по поводу планов неких бизнесменов возвести на месте детской площадки мебельный магазин. 

"Тут до сих пор ничего не понятно. Стройка никакая не ведется, забор приходит в ужасное состояние, а за ним, там, где раньше были клумбы и деревца, среди которых резвилась детвора, теперь все поросло сорняками выше человеческого роста. Не знаю, может быть, тут сорняки на смену вырубленным деревьям выращивают?" — говорит Арсений, показывая на торчащую из-за забора траву.

Заканчивается наша мини-экскурсия возле здания торгово-офисного центра "Тесар", где нынче располагается торгово-промышленная палата Саратовской области. "А вот тут срамное место, — со смехом говорит Арсений, показывая на статуэтку Меркурия, установленную над входом в помещения ТПП. — Некоторые бдительные бабушки его так называют. Говорят, что видно все похлеще, чем на сторублевках. А я вот думаю, что срамота в другом проявляется. Например, когда нет нормального контроля за коммунальными службами, когда, как у нас, десятки домов второй год на все лето без горячей воды остаются. Ну и деревья, конечно, очень жалко. Надеюсь, власти не продолжат их валить выше по Шелковичной, иначе летом с детьми даже погулять нельзя будет. С тенью оно, как ни крути, лучше".