Ненужные деньги

21 сентября 2014, 10:00
Ненужные деньги
Городские маршруты, вероятно, не почувствовали бы особой разницы: те деньги, которые ранее поступали из областного кошелька, перешли бы в графу доходов от перевозки пассажиров

Редко бывает, чтобы люди добровольно отказывались от денег. Но и такое случается. Как ни пытались уговорить саратовских ветеранов поменять транспортные льготы на монеты, ничего у чиновников не получилось. Вот и пришлось региональным властям отказаться от идеи перевести привилегии в целковые и провести локальную монетизацию. Как официально заявил заместитель председателя правительства Саратовской области по социальным вопросам Михаил Горемыко, на конечный результат повлияло "мнение льготополучателей".

После сотен совещаний и тысяч обращений авторы законопроекта поняли или просто поверили, что 250 рублей, которые предлагались ветеранам на вояжи, не заменят им права бесплатного проезда. Чуть большие суммы планировалось выделять на тружеников тыла (570 рублей на человека в месяц), пострадавших от политических репрессий (460 рублей) и реабилитированных лиц (470 рублей).

В феврале 2014 года закон приняли почти единогласно под одобрительные замечания депутатов областной думы и общественников. Председатель регионального парламента Владимир Капкаев тогда заверял, что "необходимость назрела давно" и "выигрывает большинство людей". Такого же мнения изначально придерживался и губернатор Валерий Радаев. Во время одного из рейдов в районы он даже озвучил убедительные цифры: на одного человека, воспользовавшегося транспортными льготами, четверо не получили ни привилегий, ни денег. Что, безусловно, является вопиющей социальной несправедливостью, подчеркивал глава региона. Вместе с тем он уже в феврале понимал, что мера будет "непопулярной, болезненной, неприятной" и вызовет определенное недовольство у части населения. Но оправдывал это финансовыми сложностями в бюджете и огромными суммами, которые казна выделяет на компенсацию льгот.

Другой стороной медали должна была стать экономия для бюджета области. Сейчас власть частично возмещает транспортникам затраты на перевозку льготных категорий населения. Если бы закон все-таки приняли, эта помощь прекратилась бы. Городские маршруты, вероятно, не почувствовали бы особой разницы: те деньги, которые ранее поступали из областного кошелька, перешли бы в графу доходов от перевозки пассажиров. А вот сельские автобусы и маршрутки, на которых нет такого пассажиропотока, вполне могли получить серьезный финансовый удар. Да и сами жители, судя по огромному количеству писем, присланных в правительство, скептически отнеслись к внедрению новации.

Последний раз о монетизации льгот на региональном уровне публично говорили еще весной 2014 года. Летом тема отошла на задний план, уступив место отчетам об урожаях, детском отдыхе и подготовке к новому учебному году. В сентябре вопрос снова был поднят и тут же решен — монетизацию отменили. Для того чтобы поставить окончательную точку, осталось только принять соответствующие поправки на заседании Саратовской областной думы. Впрочем, инициативы, одобренные губернатором, как правило, без каких-либо проблем проходят в лояльном парламенте. После этого, полагаю, вновь будут звучать лозунги о близости власти с народом, готовности чиновников реагировать на общественное мнение и мудрости и дальновидности тех, кто сегодня управляет областью.