Идите в бизнес

25 сентября 2014, 16:43
Идите в бизнес
Но самую большую свинью заботливой власти подложили индивидуальные предприниматели: с 65 513 человек в 2012 они докатились до 54 656 в 2013 году. И это несмотря на все мыслимые формы государственной поддержки

Самые заманчивые перспективы внезапно открылись перед субъектами малого и среднего бизнеса Саратовской области. Сразу оговорюсь, чтобы никто потом не разочаровывался, речь идет не о налоговых льготах, не о режиме наибольшего благоприятствования и не об увеличении объемов субсидий, грантов и прочего. Просто власть вдруг поняла, что в течение многих лет не так, как надо, поддерживала предпринимателей. И наконец решила это исправить.

Чем сейчас губернское правительство помогает предприимчивым гражданам? Да много чем. Ну, например, субсидиями на возмещение процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств. Или субсидиями на возмещение части затрат на организацию центров (групп) дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми. Мало того, в области создана целая инфраструктура поддержки предпринимательства, состоящая из бизнес-инкубаторов, гарантийного фонда, а также фондов микрокредитования и содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.

По мнению специалистов, от столь титанических усилий власти по поддержанию бизнеса непременно должна быть отдача. И она, разумеется, есть. Вот только какова она, никто точно сказать не может. Даже министр экономического развития и инвестиционной политики губернии Владимир Пожаров. Он, правда, недавно пообещал, что в октябре у него будут данные за 2013 год о "выхлопе" субъектов малого и среднего бизнеса в ответ на господдержку. Что ж, подождем.

А пока посмотрим на официальную статистику и, может быть, поймем, насколько привольно чувствует себя некрупный бизнес на бескрайних просторах области. По данным Саратовстата, в 2012 году в губернии было зарегистрировано 27 691, а в 2013 — уже 30 670 малых предприятий. Что интересно, к росту среднесписочной численности работников это не привело. Она (численность), напротив, снизилась. Если в 2012 году на данных предприятиях было занято 125 601 человек, то в 2013 их осталось 109 885. В то же время средние предприятия чувствовали себя несколько хуже малых. Если в 2012 году их было 273, то в 2013 стало 260. Количество трудящихся тоже сократилось — с 31 872 человек (2012) до 30 521 (2013). Но самую большую свинью заботливой власти подложили индивидуальные предприниматели: с 65 513 человек в 2012 они докатились до 54 656 в 2013 году. И это несмотря на все мыслимые формы государственной поддержки. Ну что тут скажешь! Сплошная черная неблагодарность.

А дальше, думаю, дело было так. Правительство области, похоже, обиделось, но виду подавать не стало — оно же у нас прогрессивное. В общем, субсидирование малого и среднего бизнеса худо-бедно продолжилось. Но вдруг в мире стало как-то очень неспокойно, каждый день приносит России новые вызовы. Отвечать на них, разумеется, надо, но бесплатно не получается. Началось затягивание поясов. И в ходе этого болезненного процесса на наше прогрессивное правительство снизошло озарение: нельзя воспитать предпринимательский дух среди населения деньгами, нужны более эффективные формы работы.

Одними из первых о сенсационном открытии узнали члены облдумского комитета по экономической политике. А просветил их на сей счет Владимир Пожаров: "На следующий год у нас с вами вообще не будет ни копейки на финансовую поддержку на малый бизнес. Мы переходим к нефинансовой поддержке малого и среднего бизнеса. Многие из здесь сидящих начинали свой бизнес в 90-е годы. В 90-м году нам не то что... государство ни копейки не давало, но бизнес развивался и рос. Что сейчас делается? Какие нефинансовые модели и нефинансовые формы господдержки мы должны сделать?"

В запасе у Пожарова моделей и форм оказалось немало. Во-первых, малые и средние предприятия могут рассчитывать на 20 % от всего объема региональных госзакупок. А это, между прочим, около 3 миллиардов рублей. Царский подарок! Вернее, губернаторский. Ведь не кто иной, как Валерий Радаев,дал такое указание. Во-вторых, по-прежнему актуальной останется борьба чиновников с административными барьерами. За последние годы и тех, и других вроде бы стало меньше, но предпринимателям почему-то не полегчало. В-третьих, еще активнее в умы жителей области будет внедряться лозунг "Выбирай саратовское!". Конечно, было бы здорово, если бы выбора у потребителей совсем не осталось. Но пока, кажется, надеяться на это не приходится. Значит, придется внедрять.

И вот, наконец, мы вместе с Владимиром Пожаровым подошли к самой главной форме нефинансовой поддержки: "Задача поставлена губернатором — в связи с отсутствием необходимого количества финансовых средств должна вестись активная пиар-работа по продвижению хорошего опыта: рассказывать о сильных предпринимателях, об их истории. У нас, к сожалению, чего греха таить, принято считать, что бизнесмен — это жулик. До сих пор считают. 2014 год, двадцать с лишним лет мы в рынке, а вот это отношение. И вот его нужно ломать. Ломать у молодежи. Сейчас спроси любого молодого человека, куда он хочет пойти? Он хочет пойти или в Газпром, или в органы власти. В бизнес — 9 %. ...Поэтому нам нужно вести пропагандистскую работу".

Великая сила пламенного агитпроповского слова всем нам хорошо известна. И не удивлюсь, если через месяц-другой массированной информационной атаки наше население начнет обзывать жуликами уже не только предпринимателей. Зато я совершенно спокойна за сотрудников Газпрома, государственных и муниципальных служащих. Никакая пропаганда не заставит этих людей податься в бизнес.