Введение Россией ответных санкций на поставки еды из стран ЕС и США сделало тему продовольственной безопасности до крайности актуальной. В Саратовской области после разговоров про мясо, молоко и овощи дошли наконец и до фруктов. Пару недель назад вопрос самообеспеченности региона ягодами и плодами садов рассмотрели на заседании аграрного комитета областной думы. В конце прошлой недели в рамках Дня садовода в СГАУ на эту же тему собрали круглый стол. Губернатор Валерий Радаев, поучаствовавший днем позже в закладке сада в агроцентре этого же вуза, дал понять, что обеспечение населения местными продуктами — дело решаемое и решение это не за горами. Однако если иметь в виду официальные цифры и прозвучавшие выступления, то разделить оптимизм Радаева сложно.
В самом общем виде ситуация с производством местных ягод и плодов довольно плачевна. Из 42 хозяйств, действовавших на территории Саратовской области до 1990 года, продолжают работать не более десятка (хотя с момента "гайдаровских реформ" прошло уже более 20 лет). Сеть питомников была разрушена, и за годы "нефтяной стабильности" ее никто не восстановил.
Большинство садов находится без ухода или возделывается на низком уровне агротехники. Кроме того, они попросту старые: более 80 процентов насаждений пережили возраст в четверть века. Среднегодовая урожайность за последние пять лет не превышала 40 центнеров с гектара, что в 4-6 раз ниже потенциально возможной. Техники мало, она изношена морально и физически. В справке к заседанию аграрного комитета облдумы говорится, что Саратовская область за счет собственного производства обеспечивает только 15 кг плодово-ягодной продукции на человека в год, что составляет 15,6 процента от объема рекомендуемого потребления.
Разумеется, есть примеры и новых садов, в том числе так называемых интенсивных, с большим количеством деревьев и ранними сроками плодоношения (через 2-3 года после посадки). Но их доля в общем объеме пока мизерна: площадь таких насаждений сейчас составляет около 500 гектаров, причем 300 гектаров были заложены только в прошлом году.
Крупнейшие компании на рынке садоводства — это ОАО НПГ "Сады Придонья" (1043 га), ООО "Ягодное" в Петровском районе (477 га), ИП КФХ Демидова Е.Н. в Вольском (458 га), ОАО "Черемшанское" в Хвалынском районе (438 га).
"Не немножко, а множко"
Производство плодовых культур в области сейчас оценивается как убыточное, уровень рентабельности — минус 19,3 процента. Выращивать ягоды выгоднее — рентабельность составляет 25,7 процента. Об этом, в частности, на заседании круглого стола в СГАУ говорил директор ассоциации "Сады Поволжья" Алексей Сушков. Он отметил, что переработчики покупают у производителей так называемое соковое яблоко (то, что собирают с пола и используют затем при производстве нектаров, соков, повидла, соусов и т.п. — авт.) по 3,5-4 рубля за килограмм. В то время как себестоимость его, по словам Сушкова, составляет как минимум 7 рублей. "Это грабительские цены", — подчеркнул он.
Работать с торговыми сетями местные производители тоже не горят желанием, дал понять Сушков. Менеджмент там выставляет плату за вход, кучу условий и множество видов штрафов за недопоставки, минимальный брак в крупной партии и т.п. Ректор СГАУ Николай Кузнецов, комментируя это выступление, отметил, что можно спорить и возмущаться, но есть стандарты и требования. По словам руководителя вуза, местные производители молока в свое время прошли через этот сложный этап работы с сетями. "Но приказать: "Вот возьмите у нас машину яблок!" — такое не пройдет", — заявил ректор.
Директор ООО "Черемшанское" Валерий Ермаков подчеркнул, что в условиях меняющегося климата полив садов приобретает важнейшее значение, а состояние мелиоративного комплекса пока далеко от лучших советских лет. Еще более серьезной проблемой для садоводов, по словам Ермакова, становится посадочный материал. Чтобы получать гарантированный результат, области нужны свои новые питомники и лаборатории.
Общий смысл других выступлений сводился к тезисам из серии "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" и как не повезло гражданам Европы, которые не знают, как выглядят настоящие фрукты и овощи. В числе проблем назывались недействующие федеральные законы, бесхозные земли и "полный хаос" с хозяйственными коммуникациями многих садоводческих кооперативов.
В завершение встречи для поддержания в собравшихся огня оптимизма ректор СГАУ использовал сильные средства. "Нам наконец-то лет за 20 повезло с губернатором, — без обиняков заявил Кузнецов. — Он пашет по 20 часов в сутки! Действительно стали появляться инвесторы, решаются вопросы по садикам, по ряду других направлений".
Подчеркнув, что никто "не лакирует обстановку", ректор сообщил, что ситуация с бюджетом "тяжелейшая". Говоря о самообеспеченности области продовольствием, он рассказал, что рыбой губерния обеспечивает себя сама на 18-20 процентов, хотя у нас "самое большое зеркало в Приволжском округе" прудового и озерного хозяйства плюс Волга. "И вот эти санкции они немножко, точнее не немножко, а множко, заставят нас обратить внимание на свой потенциал, включить, действительно, корректировку программ, и в том числе по плодово-ягодной продукции", — убеждал участников встречи Кузнецов.
Он рассказывал о том, что в торговых сетях можно встретить яблоки урожая 2012 года, покрытые воском, в которых "нет никакого витамина", и призывал коллег сплотиться для решения общих задач. "Кто как не мы, люди правофланговые, люди передовые, продвинутые, от науки, будем биться за себя? Кто за нас будет биться, коллеги? Самим приходится биться. Другой вопрос — чтобы не как рыба об лед. Чтобы и услышали, и поддерживали. И между собой в отношениях, и в отношениях с властью", — взывал ректор.
Стоит задача
На следующий день губернатор Валерий Радаев нашел время наведаться в учебно-научно-производственный комплекс "Агроцентр" СГАУ (известный также как Корольков сад) и посадил там три яблони в новом саду интенсивного типа, который вуз обустраивает на месте старого. Пользуясь случаем, губернатор заявил: "Мы планомерно решаем задачу по выходу региона на полное самообеспечение продуктами питания".
Глагол "решаем" подразумевает определенные достижения и результаты на пути к поставленной цели. В части самообеспечения ягодами и плодами садоводства оценка "решаем", с учетом официальных цифр, представляется крайне завышенной. На круглом столе, к примеру, было сказано, что участники отрасли до недавнего времени не собирались на мероприятия несколько десятков лет. Площадь садов в Саратовской области сейчас менее 10 тысяч гектаров. Причем 95 процентов (!) производимой в регионе плодово-ягодной продукции приходится на долю хозяйств населения (попросту говоря, на дачи и огороды), и лишь оставшиеся 5 процентов — на долю сельхозпредприятий.
"Стоит задача, чтобы площади садовых хозяйств в области довести до 30 тысяч гектаров. Для этого есть все возможности: и наука, и молодежь, и бизнес, готовый принимать смелые решения", — заявил Радаев. Задача, возможно, и стоит. Однако в официальных документах говорится, что по программе до 2020 года в области могут появиться лишь 2,4 тысячи гектаров садов. И это если из областного и федерального бюджета садоводам и фермерам удастся получить необходимое финансирование. Причем областной бюджет в последние два года садоводов не поддерживал. Стоит ли надеяться на финансирование в условиях разрастающейся в стране экономической стагнации?
Старых и заброшенных садов сейчас в области — более 30 тысяч гектаров. Они служат источником распространения инфекций и заболеваний. Ставки субсидий на раскорчевку таких насаждений составляют менее 8 тысяч рублей на гектар, притом что фактические затраты сами аграрии оценивают в 136 тысяч на ту же единицу площади.
Еще одна проблема — отсутствие хранилищ для местной продукции. Даже действующие плодовые хозяйства обеспечены ими всего на 10 процентов от потребности, да и те требуют реконструкции. Потери же урожаев в хранилищах старого типа достигают 20-30, а иногда и 40 процентов. Наименьшие потери дают склады, оборудованные установками с автоматическим регулированием газовой среды. Но такие в Саратовской области, как отмечено в документах, "только начинают появляться".
Одним словом, довести посадки плодово-ягодных культур до 30 тысяч гектаров с нынешних 9 тысяч с небольшим — задача титаническая. Без поддержки государства бизнес ее не осилит. Пик роста садов населения пройден в 90-е. Кроме того, производители должны четко понимать свой экономический интерес в производстве фруктов. Пока же они жалуются на большие наценки, которые делают сети на отечественную продукцию. Недавний пример — ситуация в одной из местных торговых сетей, куда воронежское предприятие само привезло яблоки по 18.50 за килограмм, а там их выставили уже по 60.
Перекосы протекционизма
Цель областной программы по развитию садоводства — 75 процентов обеспеченности граждан свежими фруктами местного производства в 2020 году. Разумеется, при благоприятном развитии событий в экономике страны и области. Полное же самообеспечение отодвигается в совершенно туманные горизонты. Вопрос: как можно было в таких выдающихся условиях вводить наши продовольственные санкции против стран Запада? Официальные местные СМИ отреагировали на прошедшие мероприятия предсказуемыми заклинаниями о том, что эти санкции, конечно же, помогут отечественному производителю. Но как, если "бюджет тяжелейший", экономический рост замедлился почти до нуля, а казне нужно наращивать расходы на бюджетников, армию и социалку? Откуда возьмутся субсидии?
Алексей Сушков после круглого стола, комментируя "Газете Наша Версия" обстановку в отрасли, заявил, что в местной сетевой торговле саратовских яблок на сегодняшний момент нет вообще. Отечественные, которые там можно встретить, привезены из Краснодара и Воронежа. "А через месяц вы вообще не увидите саратовское яблоко", — уверен эксперт. Он считает, что придет октябрь и "польские яблоки могут снова вернуться в Россию".
В Саратовской области действительно есть огромные возможности для того, чтобы завалить своими яблоками и ягодами полстраны. Только вдоль бассейна Волги у нас можно посадить 50 тысяч гектаров садов, а в целом по региону площадь пригодных для этих целей участков оценивается в более чем 100 тысяч гектаров. Но только ли в отсутствии субсидий дело? Сложности аграрного бизнеса точно такие же, как и у остального российского, да еще с поправкой на специфику отрасли. Кто, когда и на какие деньги будет обустраивать тысячи гектаров новых саратовских садов? Несмотря на все красивые и громкие слова, четкого ответа на этот вопрос, по сути, никто пока так и не дал.