Касса взаимопомощи

10 октября 2014, 14:00
Касса взаимопомощи
А вода все течет, как будто есть на свете такая благотворительная организация — "Тепловики без границ". Которая любит омывать город от надоевшей пыли, делая это исключительно на добровольные пожертвования граждан

Мне часто кажется, что наш город живет не по законам Российской Федерации и даже не по физическим константам. Нет, здесь действуют правила абсурда, возведенные в абсолют. У нас квадратное принято катать, круглое носить, а обои клеить исключительно через почтовую щель. Любого, кто усомнится в логичности таких действий, система выплюнет или, что хуже, пережует...

Каждый год в Саратове повторяется практически одна и та же история. Осенью одна половина города раскапывается, а другая покрывается весело журчащими ручьями, резво бегущими из рваных труб. Бригады ВоТГК и "Водоканала" мечутся между протечками, не успевая их заделывать. Горожане привыкают переходить новые "реки" вброд, за пару недель приучаясь воспринимать их как часть рельефа. А вода все течет, как будто есть на свете такая благотворительная организация — "Тепловики без границ". Которая любит омывать город от надоевшей пыли, делая это исключительно на добровольные пожертвования граждан.

С каждым отопительным сезоном эта масштабная "трагедия Эсхила" обретает все новые черты — протечки становятся мощнее, происходят чаще, а бригады ремонтников все реже могут с ними справиться. Недавно уложенный асфальт уродуют грязные ямы, которые просто не успевают заделывать. Каждый раз на место протечки приезжает целая делегация: грузовик с будкой-вахтовкой, трактор с "пилой" для асфальта, экскаватор, самосвал для вывоза грунта. Блокируя уличное движение, добрый десяток рабочих трудится несколько часов, чтобы приварить свежую заплату к подземному гнилью. Глядя на этот дорогостоящий абсурд, кажется, что гораздо проще и дешевле заменить проблемный участок трубы на всем протяжении, чем десять раз в год вскрывать и укладывать асфальт, оплачивая работу техники и персонала. Впрочем, реконструкция сетей ведется, но такими темпами, что она будет завершена аккурат тогда, когда маршрутки будут летать на Венеру.

При взгляде на рабочих, вкалывающих в холодных ямах, возникает чувство жалости — для такой трудной работы они явно видели слишком много зим в своей жизни. Этим седовласым дедушкам уже давно пора сидеть в кресле-качалке у камина и наслаждаться заслуженной пенсией. Но молодежь не бежит заменить стариков на трудовом поприще. Она, эта молодежь, знает только два слова: "Тридцатник гони!" — за меньшие деньги пускай трудятся дедушки.

Для того чтобы найти причину этого цикличного абсурда, не нужно быть Шерлоком Холмсом или Эркюлем Пуаро. Все дело в том, что долг перед ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" в Саратове на 1 октября составляет 2,4 млрд рублей. Выдохните, закройте глаза и попытайтесь представить себе эту сумму, составляющую, между прочим, четверть бюджета нашего города. Каждый житель, включая престарелого ветерана и младенца, гусеничкой корчащегося в пеленках, должен тепловикам по 2857 рублей. А власти и правоохранители делают вид, что ничего особенного не происходит. Подумаешь, несколько миллиардов, эка невидаль! Для сравнения хочется привести выдержку из статьи, недавно размещенной на сайте самарского филиала ВоТГК: "Впервые в истории региона руководители трех ресурсоснабжающих компаний совместно обратились к начальнику Главного управления МВД России по Самарской области Юрию Стерликову с просьбой активизировать деятельность по расследованию неплатежей в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тольятти. На сегодняшний день совокупные неплатежи крупнейших тольяттинских управляющих компаний перед Самарским филиалом ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Самараэнерго" и ООО "Волжские коммунальные системы" уже превысили 200 млн рублей".

Для справки добавлю, что Тольятти не сильно меньше Саратова — там, согласно последней переписи, живет 718 тысяч человек. И всего каких-то 200 миллионов долга! А у нас при задолженности в 2,4 миллиарда на 840 тысяч человек отчего-то никто не бьет тревогу, не обращается "впервые в истории региона". Сплошная тишь, гладь да благодать.

Между тем вовсе не жители должны тепловикам эти безумные деньги. Поэтому бороться с неплатежами социальной рекламой в общественном транспорте — занятие практически бесполезное. Листовки, призванные устыдить должников, нужно лепить на иномарки представительского класса. Тот, кто в теме, знает, что горожане в своей основной массе платят за квартиру вовремя. Из целого дома "забить" на квартплату могут пара алкоголиков и какой-нибудь крупный чин из правоохранительной системы или властной когорты. Недавно в ВоТГК  подвели итоги реализации проекта по переходу на прямые платежи. На сегодняшний день на такие взаимоотношения с энергетиками перешли 22 управляющие компании нашего города: 14 — в Октябрьском районе, 4 —  в Ленинском, 1 —  во Фрунзенском и 3 — в Заводском районе. К примеру, в Октябрьском районе  благодаря реализации проекта собираемость за 2013 год выросла до 100 %. Комментарии, как говорится, излишни.

Тем временем дебиторская задолженность ООО "УК Волжская ЖЭК" на 1 сентября 2014 года составила 53,4 млн рублей, "Жилкомплекс" из Кировского района должен 17,5 млн, НТСЖ "Елшанка" — 30,5 млн, а одно ООО "Стройкомплект" из Заводского района задолжало столько же, сколько весь Тольятти — 201,8 млн рублей. Это, как вы понимаете, далеко не полный список должников. Нужно ли объяснять, что для того, чтобы накопить такие чудовищные долги, жители домов, вверенных этим чудесным УК, должны были поголовно перестать платить за тепло на сроки от нескольких месяцев до нескольких лет?

Как же накапливаются столь внушительные суммы? В пресс-службе Саратовского филиала ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" нам удалось получить развернутый комментарий на эту тему. Для иллюстрации тепловики привели все то же ООО "Стройкомплект". По их информации, компания сейчас находится в стадии банкротства, руководство не идет на сотрудничество в плане погашения дебиторской задолженности, отказывается от предложений перевести потребителей на прямые расчеты. С УК "Волжская ЖЭК" другая история — есть многомиллионные долги, часть из которых оспаривается коммунальщиками в суде.

Есть и так называемые невозвратные долги. В 2011–2013 годах обанкротилось 27 управляющих компаний и организаций. В их уставном капитале не обнаружилось ни имущества, ни денежных средств, поэтому получить с них что-либо по российскому законодательству не представляется возможным. Часто на место компаний-банкротов приходят те же самые лица под новым названием, которые начинают снова наращивать задолженность. Так, по зонам НТСЖ "Елшанка", СТСЖ "Прогресс", СТСЖ "Волга", ООО "Управляющая компания" Октябрьского района на место УК-банкротов пришел десяток других компаний, уже успевших "забыть" заплатить около 300 миллионов рублей.

Тем временем правоохранительная система нашего региона даже и не думает бороться против этого жутковатого "денежного насоса". Они задерживают проституток в саунах, окружают и берут штурмом подпольные детские сады, а вот разбираться с деятелями, позаимствовавшими 2,4 млрд рублей из кармана граждан, им некогда.

Странно получается: чтобы получить небольшой кредит для бизнеса, вас заставят сфотографироваться и в профиль и в анфас, изучат кредитную историю до восьмого колена и даже на всякий случай возьмут у вас кровь и кусочек костного мозга для идентификации. А совсем рядом группа сомнительных персонажей вертит чужими миллиардами, как своими, словно одолжившись на неограниченный срок в эдаком добром беспроцентном банке.

P.S. Когда верстался номер, глава города Олег Грищенко успел заявить, что муниципалитет "прикладывает максимум усилий, чтобы призвать к ответу нарушителей платежной дисциплины". В тот же день "молодогвардейцы" провели пикет у офиса ВоТГК с требованием соблюдать сроки ремонтных работ. Саратовский филиал ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" в ответ на все это распространил пресс-релиз, где отмечалось: "…действия компании по реконструкции тепловых сетей г. Саратова в этом году сопровождаются выступлениями общественных и политических сил, которые пытаются перевести инфраструктурные проблемы города в политическую плоскость и сделать себе имя на бытовых проблемах саратовцев. Решение серьезных инфраструктурных проблем областного центра, в котором изношенность тепловых сетей составляет более 70 %, требует времени и не должно происходить в плоскости PR".