Аграрный кариес

11 октября 2014, 14:01
Аграрный кариес
Жильцы разбегаются по съемным квартирам, за которые платят тысяч по десять в месяц, плачут о несовершенстве мира и ждут расселения по федеральной программе

Мы часто пишем о различных аварийных домах. Как правило, эти статьи больше похожи на сигнал SOS, который подает тонущий корабль за считанные минуты до гибели. Между тем такие здания превращаются в руины не в один день. Это происходит медленно и красиво, годами. На глазах у почтенной публики и ответственных лиц. 

Как правило, процесс превращения прекрасного купеческого особняка в жутковатую рухлядь протекает очень похоже на кариес. Все начинается с небольшой ржавчины на крыше или с поломанной водосточной трубы. Сперва начинает мокнуть стена. Жильцы недовольно косятся на это явление, но молчат. Те, кому не повезло, по два раза в год переклеивают вспучившиеся обои и пишут мечтательные письма в управляющую компанию. Тем временем труба обваливается окончательно, дыра в крыше становится здоровенной, и вот уже весь дом сидит в дождь с тазами, а зимой с электрообогревателями.

Вот тут бы им всем и объединиться, перестать мечтать о кренделях небесных и добром ЖЭКе, скинуться по пятьсот рублей и поставить на крышу метровую заплатку. Но нет, правды искать гораздо легче и приятней. На стихийном собрании жильцов добрая половина людей будет голосить нечто вроде: "Мы платим — нам должны!" В итоге маленький "кариес", который вполне можно было починить крохотной "пломбой", приводит к потере "зуба". Жильцы разбегаются по съемным квартирам, за которые платят тысяч по десять в месяц, плачут о несовершенстве мира и ждут расселения по федеральной программе.

Изредка все случается быстрей и катастрофичней. Происходит пожар, оползень или на соседний участок приходит страшный дядя-застройщик, который начинает вколачивать сваи для очередной многоэтажки. Но это в виде исключения. Чаще все происходит именно так, как описано выше.

Казалось бы, подобные злоключения могут происходить только с жилыми домами. Где некому (управляющая компания не в счет) следить за состоянием кровли и стен. А здания, где располагаются те или иные государственные конторы, миновала чаша сия, потому что там есть завхоз или иной специальный человек. Да и вообще — там царит порядок и иной уровень финансирования, как думают многие.

Опровержение этому утверждению я ежедневно вижу из окна нашего офиса. Громадное историческое здание в центре города разрушается тем же банальным путем, что и какое-нибудь общежитие для престарелых и наркоманов. Из девяти водосточных труб, которые я могу увидеть из окошка, нормально функционирует только одна (!). Одной трубы нет вовсе, остальные семь поломаны в разных местах — где-то отсутствует одна секция, а где-то целых две.

В дождь или весной несчастное здание постоянно размывается со всех сторон. Вода хлещет по стенам потоками, и никому словно бы нет дела до этого явления. Плюс в одном окне, на втором этаже, прямо из кладки пробивается деревцо. Оно уже стало раскидистым и достигло высоты около полуметра. Наверняка его корневая система разрушает старинные кирпичи день за днем, но никто до сих пор не удосужился выполоть растение.

Впрочем, раскроем карты. Речь идет о старом корпусе института механизации сельского хозяйства, ныне структурном подразделении СГАУ имени Вавилова. Располагается это здание на улице Советской, 60, и соединено с основным корпусом института с помощью перехода на уровне второго и третьего этажей.

Нет, не подумайте плохого — со стороны фасада этот трехэтажный дом выглядит отлично. Новенькие окна, все аккуратно окрашено и оштукатурено, ажурные балконы, вход сквозь колоннаду, золоченая табличка — в общем, жемчужина саратовской архитектуры, бережно сохраненная для потомков под сенью аграрного университета.

Это здание было построено в далеком 1905 году специально для коммерческого училища. Саратовское купечество, выступившее меценатом при строительстве, не поскупилось — это было одно из самых больших городских учебных заведений, с множеством подсобных помещений в цокольном этаже. Его архитектором стал Алексей Салько — автор многих добротных и красивых зданий нашего города. Значение подобного учебного заведения для того времени было огромным — новый век требовал нового уровня в ведении дел, а специалистов не хватало.

Если говорить о знаменитостях, то в здешних стенах их училось немало. Здесь проходил обучение писатель Константин Федин, родившийся в семье владельца писчебумажного магазина. Именно отсюда он сбежал в 1907 году в Москву, заложив в ломбард свою скрипку.

После революции училище перестало существовать. В 1932 году сюда переехал Московский институт сельскохозяйственного машиностроения, впоследствии переименованный в Саратовский институт механизации сельского хозяйства. Много славных кадров приготовил вуз для страны.

Новейшее время отметилось такими ценными выпускниками, как Юрий Заигралов и Василий Синичкин. Эх, да что там говорить! Здесь, страшно подумать, учился сам губернатор нашей области Валерий Васильевич Радаев.

И водосточные трубы такого вуза сломаны? Да это, батенька, крамола, почти подстрекательство к бунту! Все знают, что деревня, родной дом и школа первого лица губернии должны быть самыми лучшими в городе и области, сюда должна вести хорошая и нередко единственная дорога в округе. А тут дерево из стены растет! Непорядок...