Вода, как известно, является важнейшим веществом для всего живого на нашей планете. И человек тут совсем не исключение. Но вот парадокс: именно он делает слишком много нехорошего, из-за чего столь драгоценная жидкость загрязняется и становится непригодной для использования. К счастью, в Саратовской области еще есть люди, которые готовы годами отстаивать чистоту воды, не боясь разбиться о глухую стену чиновничьих отписок.
Особеннобескомпромиссно с бюрократической машиной борются в Балашовском районе. Там сложилась целая группа активистов, которые переживают за состояние реки Хопер и ратуют за качественную очистку питьевой воды. На этой неделе одному из балашовцев, болеющих за судьбу родного края, даже удалось принять участие в закрытой видеоконференции и пообщаться с руководителем управления президента РФ по общественным проектам.
Почта "Единой России"
В феврале 2014 года житель Балашова Андрей Лебедев направил обращение в адрес члена партии "Единая Россия", депутата Государственной думы от Саратовской области Николая Панкова. В тексте письма Андрей Владимирович рассказывал о том, какая плачевная ситуация сложилась в райцентре с очистными сооружениями и как это влияет на экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку в Балашовском районе. Напомним, наше издание уже сообщало о фактическом отсутствии очистных сооружений в городе, стоящем на Хопре. Соответственно, всяческие вредные вещества попадают прямиком в эту реку, из которой потом и осуществляется водозабор в дома местных жителей. Особые опасения у людей вызывает то, что в Балашове располагается лечебно-исправительное учреждение УФСИН по Саратовской области, где содержатся более тысячи человек. Здесь амбулаторное лечение получают осужденные, в том числе больные открытой формой туберкулеза и ВИЧ-инфекцией.
Так вот, старые очистные сооружения города физически и морально устарели, как полагают наблюдатели, еще в момент их возведения. А на новую такую конструкцию районные и муниципальные власти все никак не могли найти денег. Причем финансирование необходимо было "выбить" хотя бы на изготовление проектно-сметной документации, чтобы появилась возможность включения в региональную или федеральную целевую программу. Но в 2013 году изысканные на это дело средства были перераспределены на иные цели, а в текущем году власти все никак не могли прийти к единому мнению, нужно ли вкладывать "найденные" в бюджете 5 миллионов рублей в проект новых сооружений или же пустить их на реконструкцию старых.
С февраля 2014 года обращение Андрея Лебедева по этому поводу проделало большой путь. От госдепа Панкова оно спустилось к секретарю Саратовского регионального отделения партии "Единая Россия" Владимиру Попкову. От Владимира Михайловича ушло в руки к двум депутатам Саратовской областной думы — заместителю секретаря реготделения партии Сергею Нестерову и ректору СГЮА Сергею Суровову. Уже от них письмо было переправлено ниже — на уровень муниципального района. В итоге спустя восемь месяцев с момента обращения Андрей Владимирович получил ответы сразу скопом ото всех, кто за это время держал его письмо в руках.
Например, глава Балашовского района Елена Щербакова сообщила, что очистные сооружения в райцентре построены в 1971 году и были приняты в эксплуатацию только с механической очисткой сточных вод, без применения биологической обработки. "Кроме того, фактическая мощность очистных стоков более чем в два раза больше проектной. За более чем 40-летний период эксплуатации они выработали свой ресурс и на сегодняшний день не отвечают многим экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Стоимость строительства новых очистных сооружений в г. Балашове по приблизительным подсчетам варьируется от 300 до 600 миллионов рублей", — отмечает в ответе глава района и подчеркивает, что нынешнее состояние очистки сточных вод представляет серьезную угрозу для населения города и экосистемы Хопра. Она также говорит о том, что районные власти изыскали 5 миллионов рублей на подготовку проектной документации новых очистных, но пока не решили, стоит ли вкладывать деньги в это или же пустить их на реконструкцию уже имеющихся сооружений.
Глава администрации района Александр Москалев, отреагировавший на депутатские запросы на несколько дней позже Елены Юрьевны, уже не говорит ни о каких раздумьях по поводу использования целевых миллионов. "В настоящее время производится анализ рынка коммерческих предложений на проектно-изыскательские работы для подготовки аукционной документации, — заявляет он. — После разработки проектно-сметной документации администрация БМР направит заявку в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области для включения строительства очистных сооружений на территории муниципального образования г. Балашов в долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011–2015 годы".
Остается только надеяться на то, что этот процесс будет происходить не так долго, как готовились ответы на обращение членами ЕР. Впрочем, наблюдатели полагают, что эта затея с вхождением в программу, заканчивающуюся уже в следующем году, провальная. А все, что сейчас делается властями, как районного, так и регионального уровня, — это так, для очистки совести, чтобы потом можно было сказать: "Но мы же пытались".
Вода и забор
Есть в Балашове еще одна проблема, связанная с живительной влагой. Она, собственно, вытекает из первой. Коль скоро получение питьевой воды из Хопра из-за ужасного состояния очистных сооружений может быть опасно для здоровья граждан, есть все основания для обустройства здесь подземного водозабора. И подобное сооружение начали строить еще в 2001 году. За 13 лет, по информации нашего источника, в это благое дело было вложено более 500 миллионов бюджетных рублей, однако толку пока нет никакого. Режимный объект, скрытый от обывателей забором, уже не один год простаивает без дела.
Стоит отметить, что эта проблема уже стала предметом обсуждения на федеральном уровне. Благодаря все тому же жителю Балашова Андрею Лебедеву вопросом заинтересовались в администрации президента России. На протяжении двух лет Андрей Владимирович направлял в адрес Владимира Путина обращения с просьбой разобраться в ситуации и дать необходимые указания местным властям, чтобы водозабор подземных вод все-таки заработал.
Почему активист обращался именно к главе государства? Так уж вышло, что губернатора Саратовской области Валерия Радаева, видимо, кто-то ввел в заблуждение. Еще в декабре 2013 года Валерий Васильевич заявил СМИ о том, что водозабор подземных вод в Балашове уже введен в эксплуатацию. В райцентре даже плакат соответствующий появился с воодушевляющей подписью "Обещали — сделали!". И губернатору, и плакату перечит балашовская прокуратура, отмечающая, что водозабор подземных вод города Балашова "деятельности по водоснабжению населения города Балашова не осуществляет". Кроме того, еще в 2013 году были проведены исследования воды в семи скважинах, сделанных в рамках этого проекта. Специалисты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Саратовской области" установили, что содержание бора в жидкости превышает допустимую норму.
По данным Андрея Лебедева, сотни миллионов бюджетных рублей в итоге ушли на создание семи нерабочих скважин из запланированных двадцати четырех. Кстати, "последних" сроков сдачи этого объекта в эксплуатацию уже было немало. Например, вице-губернатор области Денис Фадеев заявлял о начале подаче воды с 1 июня 2014 года. Потом говорилось о возможном начале эксплуатации в третьем квартале текущего года.
"В письме из прокуратуры Саратовской области от 02.07.2014 года за подписью начальника отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства Рязанова В.В. сообщается, что "по сведениям, предоставленным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" вода из всех артскважин, за исключением № 18, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и не может подаваться в водопроводную сеть потребителям без очистки". Учитывая, что на строительство данного объекта израсходованы значительные средства федерального бюджета, материалы проверки прокуратуры Саратовской области направлены в ГУ МВД России по Саратовской области и в Контрольно-аналитический комитет Саратовской области для проверки законности и эффективности расходования бюджетных средств на строительстве водозабора в г. Балашове", — говорилось в одном из последних обращений Андрея Лебедева на имя главы государства.
И вот на этой неделе, 8 октября, в общественной приемной президента России в Саратовской области состоялась закрытая видеоконференция с представителями федеральной власти. На нее были приглашены региональные чиновники и люди, которые обращались в адрес главы государства с заявлениями по наиболее проблемным и значимым вопросам. Вел конференцию начальник управления президента РФ по общественным проектам Павел Зенькович.
В частности, было заслушано обращение Андрея Лебедева по поводу неработающего по сей день водозабора подземных вод в Балашове. Участвовавший в видеоконференции заместитель председателя правительства Саратовской области Василий Разделкин стал ссылаться на различные трудности, с которыми сталкиваются саратовские чиновники, однако Павел Зенькович потребовал, чтобы тот назвал точную дату, когда люди получат воду. Разделкин ответил: "30 марта 2015 года".
Что ж, новый срок определен и время пошло. Посмотрим, насколько пунктуальны представители региональной власти, если за исполнением их обещаний следят в администрации президента России.