В ожидании большой чистки

25 октября 2014, 16:56
В ожидании большой чистки
Глядя на улицы Саратова, где вместо старых особняков вырастают огромные примитивные жилые коробки, в любовь застройщиков к "неповторимому облику старого Саратова" верится с трудом

За последние годы Саратов потерял немало объектов архитектурного наследия прежних столетий. Вместо них на центральных улицах появляются несуразного вида жилые дома, торговые и офисные комплексы, грубо вторгающиеся в атмосферу старого города. Новостройки в большинстве случаев возводятся независимо от мнения искусствоведов, а зачастую и вопреки здравому смыслу. Впрочем, в будущем процесс перестройки городов области и избавления от старины может пойти еще живее и веселее. Общественная палата региона на днях озаботилась вопросом о том, как лишать старые местные постройки статуса памятников истории и культуры. Бизнесмены не первый год предлагают пересмотреть реестры и сократить число зданий, подлежащих охране. К каким последствиям для Саратова это может привести, представлять страшно.

В настоящее время на территории области расположено около пяти с половиной тысяч объектов культурного наследия. Большинство из них находится в плохом состоянии. Исторические постройки, вроде бывших дворянских усадеб и купеческих домов, которые расположены в глубинке, вдали от объективов фотоаппаратов и телекамер местных СМИ, зачастую или почти разрушены, или близки к состоянию руин. Денег на поддержание памятников архитектуры в достойном состоянии нет и в Саратове, не говоря про районы.

На недавнем заседании региональной общественной палаты обсуждали тему выявления и постановки на государственный учет объектов культурного наследия регионального значения. Как выяснилось в начале мероприятия, палата смотрит на проблему под инновационным углом: ее волновала проблема не "как стать памятником", а "как перестать им быть". Сейчас исключить из специального реестра ветхий или полуразрушенный дом, уже не представляющий исторической ценности, можно лишь с разрешения министерства культуры страны. При этом со зданием, которое имеет специальный статус, по закону очень сложно производить какие-то серьезные действия. К примеру, даже на установку кондиционера нужно разрешение.

Многие дома-памятники в Саратове жилые. Но денег на их содержание у квартирантов чаще всего нет. В бюджете и подавно. В результате большинство построек ветшают и постепенно превращаются в аварийные здания. Некоторые старинные постройки внесены в реестры скорее "по возрасту", чем по какой-то культурной и исторической ценности. Но поскольку лишить их статуса сложно, то на их месте ничего нового тоже построить нельзя.

Строители и девелоперы давно озабочены тем, чтобы развивать уже застроенные территории. В первую очередь речь идет, конечно, о кварталах исторического центра. В середине минувшего лета на заседании областного Градостроительного совета с участием экспертов из разных регионов было сказано, что при сохранении нынешних темпов строительства свободных площадей в Саратове осталось на 5 лет. Впрочем, механизмы комплексного развития уже застроенных территорий все еще законодательно не определены, поэтому этот процесс буксует (см. "Изымать нельзя договариваться", № 28 (278) от 1 августа 2014 года). В конкретных случаях местному бизнесу интересны здания-памятники, но девелоперы постоянно напирают на то, что реконструкция таких сооружений им не выгодна без надстройки дополнительных этажей и других способов расширения площади.

Идея надстройки зданий-памятников совершенно понятна с точки зрения коммерческих интересов. Но сохраняется ли само строение и его неповторимый облик, за который оно чаще всего и включено в реестр? За последние годы в Саратове реализованы некоторые проекты, где такие приемы вроде как использованы. Некрасивая многоэтажка ТЦ "Ирис" на проспекте Кирова стыдливо прикрыта "как бы историческим" кирпичным фасадом. Многоэтажному зданию на Кутякова на месте бывшей табачной фабрики зачем-то оставили стену кирпичной кладки от старого сооружения. Зачем? Чтобы сделать вид, что у нас кто-то что-то охраняет?

Для зданий-памятников в Саратове нынешние экономические проблемы России, как ни странно, могут быть благом, а не злом. Остановка экономического роста, сокращение кредитных денег и доходов населения заставят местных строителей и девелоперов немного притормозить и поумерить свое желание застроить любой свободный клочок многоэтажными башнями. Глядя на улицы Саратова, где вместо старых особняков вырастают огромные примитивные жилые коробки, в любовь застройщиков к "неповторимому облику старого Саратова" верится с трудом. Возможно, кризис в этой ситуации станет необходимой передышкой, за время которой в отрасли могут появиться новые, молодые люди, которые поездили по миру, посмотрели на старые и новые города и будут заниматься реконструкцией старых саратовских особняков не варварски и без возведения дополнительных этажей и мансард.

Честно говоря, надежда на это практически эфемерная. Но иного нам, увы, не дано. Все последние годы ситуация развивалась по плохим сценариям. Качественно отреставрированные здания, сохранившие исторический облик и элементы декора, можно пересчитать по пальцам. В публичное пространство то и дело вбрасываются идеи о том, что снос исторических зданий с последующим их воссозданием в том же виде — не самая плохая технология. Но неужели кто-то и правда считает, что Саратов достоин быть городом бетонных муляжей и макетов?! И это не говоря уже о том, что любое такое новое сооружение уже не будет считаться памятником, поскольку теряется сам предмет охраны. Поэтому появление охранных досок на ряде подобных зданий в Саратове выглядит попросту нелепым. Один из примеров — бывший Дворец культуры "Мир" на 5-й Дачной, у которого тоже есть статус памятника. Да, здание сохранило внешний облик, вызывающий ассоциации с античными храмами. Но внутри в ходе "реконструкции" оно было полностью переделано и потеряло не только основную часть интерьера, но даже конструктивные особенности. В частности, о бывшем огромном холле с колоннами в два этажа перед театрально-концертным залом посетитель, пришедший в бывший ДК впервые, никогда не сможет догадаться, поскольку пространство было радикально перестроено. Что охраняет доска на бывшем дворце? Амбиции владельца?

Что будет с местными памятниками истории и культуры в дальнейшем, если будет реализована идея "прополки" реестров, представить несложно. В частности, могут быть и исключения. Но в целом, вероятнее всего, ничего хорошего. Чудес не бывает, в Саратове — тем более. Деньги — настолько серьезный аргумент в нашей стране, что о принципах зачастую забывают даже самые достойные люди. Образно говоря, у алчности в Саратове нет достойного противника.

Не менее важно и то, что у подавляющего числа саратовцев тоже нет понимания ценности старых зданий и их влияния на то, что называется "неповторимым обликом города". Горожане в массе своей равнодушно смотрят на ветшающие памятники, никаких акций протеста или гражданских инициатив, как в ряде регионов страны, за последнее время осуществлено не было. Да, есть отдельные неравнодушные жители, краеведы, блогеры. Но их мало. А основная масса населения просто не понимает, что Саратову и его окрестностям очень повезло в годы Второй мировой войны оказаться на периферии боевых действий и сохранить, таким образом, свое архитектурное наследие.

Мода на историческую недвижимость и активное использование ее "кусков" (включая даже стройматериалы из старых зданий), которую демонстрирует не только Европа, но уже и более "молодые" по сравнению с ней США, до Саратовской области доберется в лучшем случае через десятилетия, с новыми поколениями буржуазии. (И это если мы и дальше будем строить в России капитализм, а не свернем опять на какую-нибудь левую северо-корейскую дорогу). Это там есть истории, когда семья, купившая развалюху, сохраняет старинные дубовые полы, потому что они являют собой "что-то настоящее и подлинное". У нас от всего старого принято поскорее избавляться. Строки из пролетарского гимна о том, что все нужно непременно разрушить "до основанья, а затем...", давно вошли в кровь и мозг поколений, которые сейчас принимают решения. Поэтому на благополучные сценарии надеяться не приходится.

Идея сокращения реестра зданий-памятников, безусловно, здравая. Но не решен самый важный вопрос: кто будет вычищать списки? Формальный ответ известен — архитекторы, краеведы, эксперты. Но зная саратовские реалии, можно не сомневаться, что строители мгновенно подключатся к этому процессу самым активным образом. Они будут настойчиво рекомендовать, что вычеркнуть, а что оставить, используя все возможные методы воздействия на членов экспертных групп. И тогда статус охраняемых объектов могут потерять действительно ценные и красивые здания, которым просто не повезло оказаться на земле, где так и просится новая огромная жилая многоэтажка.

Одним словом, тем, кто не может повлиять на ситуацию, на конкретных людей, принимающих решения, и на судьбы конкретных зданий, остается только один выход — брать в руки фотоаппараты. Пока прежний Саратов полностью не разрушен, его можно сохранить хотя бы в изображениях.