Как потратить миллион

25 октября 2014, 18:00
Как потратить миллион
Если предположить, что ситуация с финансированием программы сохранится в нынешнем виде, свое жилье социального найма Валентина Аверьяновна получит в XXII веке

Живущему в России неоднократно приходится доказывать, что он "не верблюд". Примеры этого встречаются буквально на каждом шагу. Хочешь, чтобы законы для тебя выполнялись, — готовься отстаивать свои права, обивать пороги чиновничьих кабинетов, обращаться в суды, ругаться, жаловаться и получать отписки. И даже в этом случае никто не даст гарантии, что добьешься поставленной цели.

Именно так все и произошло с инвалидом I группы Валентиной Аверьяновной Гусевой, проживающей в Саратове. Пенсионерку еще в 2005 году признали инвалидом, а в 2009 году — недееспособной. Пожилая женщина не в состоянии ухаживать за собой, вести нормальный образ жизни и обслуживать себя. У Валентины Аверьяновны проблемы с памятью — она не узнает родственников, забывает об элементарных вещах. Опеку поручили ее дочери Ольге Киселевой. Из-за тяжелой формы хронического заболевания находиться с ней в одном помещении трудно, а жить постоянно — еще сложнее. Специально для разрешения таких ситуаций в Саратовской области была принята программа, согласно которой инвалидам указанной категории должно быть предоставлено отдельное жилое помещение по договору социального найма, притом вне очереди.

Долгое время внук и дочь не роптали и прилежно ухаживали за Валентиной Аверьяновной. До 2014 года они даже не знали, что инвалид, оказывается, может претендовать на собственное жилье. Сотрудники социальных служб об этом не говорили, да и в квартире не появлялись. Когда же родственники обратились в региональное министерство строительства и ЖКХ, им ответили, дескать, да, инвалид действительно имеет право на отдельную квартиру. На момент обращения представителей такой категории людей в Саратовской области насчитывалось 115 человек, и каждый из них надеялся получить собственное жилье. Но с заветными квадратными метрами вышла загвоздка. Как официально заявили в минстрое, на весь 2014 год в бюджете региона на приобретение помещений для данной категории граждан выделили "астрономическую" сумму — один миллион рублей. Не кривя душой, заместитель министра Валерий Васильев заявил: этого хватит на улучшение жилищных условий только одной семьи. Впрочем, чиновник пообещал, что как только в жилфонде области освободится квартирка-другая, пенсионерку-инвалида всенепременно известят. Если предположить, что ситуация с финансированием программы сохранится в нынешнем виде, свое жилье социального найма Валентина Аверьяновна получит в XXII веке.

Такое положение дел, разумеется, не удовлетворило родственников Гусевой. Ольга Киселева обратилась в Кировский районный суд с иском к министерству строительства и ЖКХ. Опекун попросила Фемиду заставить чиновников предоставить благоустроенную однокомнатную квартиру без очереди. Но представитель ведомства иск не признал и попросил суд отказать в удовлетворении требований. Изучив материалы, судья встал на сторону защитников Гусевой и обязал министерство строительства выдать инвалиду отдельное жилье площадью не менее 30 квадратных метров.

Тем не менее даже после этого ситуация в лучшую сторону не изменилась. Тогда родственники решили искать правды у губернатора Саратовской области Валерия Радаева. На личный прием к главе региона саратовцев не пустили, спустив вопрос на уровень профильного заместителя председателя правительства Василия Разделкина, курирующего деятельность минстроя. Там им еще раз рассказали о том, что они и так знают: финансирования не хватает, свободных квартир нет. Кроме того, по словам родственников, им прямым текстом заявили, что они покушаются на жилье, которое могло бы отойти кому-либо из детей-сирот. Да и вообще, у министерства на руках находится не только судебное решение по делу инвалида Гусевой, а еще три с половиной десятка таких же документов, по которым жители Саратовской области, имеющие права на отдельную квартиру, дожидаются своего часа.

Вместе с тем выяснилось, что есть другой путь решения проблемы. Оказывается, нуждающиеся могут претендовать не на жилье социального найма, столь дефицитное в нашем регионе, а на денежную компенсацию. И несмотря на то, что право на эти деньги имеют все, кто стоит в очереди, просто так получить их нельзя. Василий Разделкин напомнил нуждающимся, что они вправе обратиться в суд, который сможет обязать ответственных лиц выплатить деньги. Да и больше шансов получить положенные целковые, чем квартиру, поскольку выплачиваться компенсации будут не из того миллиона рублей, который был выделен на программу, а из денег, направленных на исполнение решений судов.

P.S.

Уже после того, как статья была написана, в редакцию позвонили из министерства строительства и ЖКХ и рассказали, что в ближайшее время будет проведена жеребьевка, в рамках которой между представителями этой категории инвалидов, нуждающихся в жилье, будет распределено "свыше 10 квартир". На вопрос, откуда взялись дополнительные метры, сотрудник ведомства сообщил, что они были "дополнительно изъяты". Вот только Валентина Аверьяновна в этот раз свое жилье не получит, поскольку находится в конце списка тех, кто выиграл суд против министерства.