Очернение наркотиков

30 ноября 2014, 10:33
Очернение наркотиков
Сергей Окунев
"Младший лейтенант Шацкий сказал нам в кабинете: "Вы занимаетесь правильным делом, но многим мешаете". Это конкретная цитата из речи сотрудника полиции. Нас продержали около трех часов в отделе, где сидели трое полицейских"

По словам замначальника УФСКН по Саратовской области Александра Степанова, в регионе стали изымать намного больше синтетических наркотиков. Так, за 10 месяцев этого года было изъято 8,5 кг "синтетики" (16 млн доз). Большая ее часть — порядка 9,5 млн доз — пришлась на "спайсы". Однако в борьбе с этим злом есть и свои трудности. Они заключаются в особой схеме распространения вещества. "Там все сложно. Какие-то кошельки в интернете. Нет такого, что можно прийти в лавку и купить", — охарактеризовал как-то ситуацию председатель общественной палаты Александр Ландо. Действительно, чтобы купить наркотик, нужно куда-то позвонить, положить денег на какой-то счет, а затем по звонку найти спрятанное на улице вещество в клумбе, за большим камнем или в какой-нибудь трубе.

Несмотря на все эти хитрости, доблестным саратовским полицейским удается, однако, достигать в искоренении зла маленьких побед и дежурных успехов. Так, например, недавно в городе была задержана группа молодых людей, которые занимались закладкой "спайсов". "Закладчики были из Башкирии, оператор их, который сидел в квартире, из Оренбурга. Они просто разложили товар, сфотографировали эти места, описали их и отправили в центр. Потом разъехались бы. При этом они и не знакомы друг с другом. Закладчик получает за свои услуги около 50 тысяч рублей. Просто закопал и уехал. Задерживать их без проблем можно. Но это не имеет никакого смысла для оперативников", — рассказал Александр Степанов.

Конечно, позиция, при которой правоохранители считают задержание преступников бессмысленным, уже заслуживает внимания. Но еще более странным представляется подход, когда они задержания все же проводят, но при этом почему-то доставляют в участок тех, кто распространению наркотиков препятствует. О таком случае рассказал Сергей Окунев — молодой человек, который входит в инициативную группу "Новое поколение".

Он вместе с другими активистами периодически ходит по городу и закрашивает написанные на каждом третьем заборе номера телефонов, по которым можно заказать наркотики. "В течение рейда к нам не раз подъезжали сотрудники полиции. Сотрудники ППС. Их, как я понял, никто не вызывал, они просто несли местное дежурство. Но когда узнавали, что мы не рисуем половые органы на стенах и не пишем бранных слов, а занимаемся общественно-полезной работой, к нам никаких претензий не имели. Полицейские говорили, что мы молодцы, и уезжали", — рассказал Окунев об очередной такой акции. Всего в тот вечер ребятам удалось закрасить около 400 надписей.

Однако неожиданно для себя молодые люди столкнулись и с другой реакцией полицейских на благое дело. Около 21.00 на улице Рахова близ пересечения с Советской, когда ребята закрасили очередную рекламу, к ним подошли несколько человек в штатском. Представившись сотрудниками уголовного розыска из отдела полиции № 6, они попросили пройти с ними. В итоге двум активистам пришлось просидеть почти до полуночи в отделе полиции.

"Младший лейтенант Шацкий сказал нам в кабинете: "Вы занимаетесь правильным делом, но многим мешаете". Это конкретная цитата из речи сотрудника полиции. Нас продержали около трех часов в отделе, где сидели трое полицейских, эдакий консилиум, которые обсуждали, что нам инкриминировать. Это Шацкий, Калинкина и третий полицейский, чью фамилию я не помню. Нам хотели впаять вандализм и порчу фасадов. Но в итоге возбудили административное делопроизводство в отношении моей матери по статье "Недоброкачественное исполнение родительских обязанностей". Мне тогда не было 18 лет", — рассказал молодой человек.

Правоохранители отпираться не стали и признали существование такого факта. Признали и задержание, и составление протокола. Замначальника регионального ГУ МВД Виктор Мудров в ответ на это заявление активистов "Нового поколения" рассказал, что и он, и его коллеги знают об этом случае и уже приняли меры. При этом действовали они якобы после некой анонимной жалобы. Правда, Окунев на это возразил, что жалобы такой он не писал. Так или иначе: "Приняты меры дисциплинарного характера. Протокол ваш о возбуждении административного производства был аннулирован", — заявил полицейский на заседании общественной палаты региона. "Вы должны быть удовлетворены ответом", — кивнул Александр Ландо на полицейского.

Любопытно, что общественники после обсуждения этой ситуации вдруг принялись журить не полицейских, а тех самых активистов, выполняющих работу то ли полиции, то ли УФСКН, то ли коммунальщиков. А то и всех сразу. Все наперебой начали говорить, что молодые люди делом занимаются правильным, но такие акции, мол, нужно непременно с кем-то согласовывать, получать от кого-то разрешение и ни в коем случае не проводить самостоятельно.

Подобные своеволия раскритиковала даже заместитель министра образования Наталья Обрежа: "Это говорит о низкой правовой культуре среди учащихся, несовершеннолетних. Потому что человек, обладающий правовой культурой, нашел бы методы и построил свои действия так, чтобы они укладывались в правовое поле. Чтобы своими действиями не нарушать закон. Потому что если мы преступим закон даже в такой мелочи... Все начинается с мелочей. Потому мы проводим занятия по повышению правовой культуры среди молодежи".

Сергей Окунев рассказал нашему корреспонденту, что согласовывать акции он готов давно и часто об этом заявляет в ответ на такую критику. "Готовы делать это бесплатно, за свои деньги, своей краской", — подчеркивает он.

Между тем известная организация "Молодая гвардия" подобные акции закрашивания проводит регулярно, и у них таких проблем, как у ребят из "Нового поколения", не возникает. Надписи, закрашиваемые молодогвардейцами, чем-то отличаются от тех, что закрашивал со своими друзьями Окунев?

Что касается ситуации с Сергеем, как и во многих других случаях, возникает вопрос, чьи именно интересы отстаивают полицейские. Сам молодой человек говорит, что не удивится, если окажется, будто некоторые из стражей порядка занимаются "крышеванием" наркоторговцев. Ибо совершенно непонятно, кому может мешать, что страждущий дозы наркоман не имеет возможности дозвониться до дилера. Или же напротив — совершенно понятно. Решайте сами. Остается лишь надеяться, что предпринятые, со слов Виктора Мудрова, меры в отношении младшего лейтенанта Шацкого и его соратников, окажутся действенными.