В ушедшем году в Саратовской области произвели продовольствия в разы больше, чем могли потребить ее жители. По выпуску многих продуктов область — безусловный донор страны. Скажем, колбас местные предприятия выпустили в четыре раза больше потребностей населения региона, а растительного масла — аж в 11. На коллегии областного министерства сельского хозяйства, прошедшей на днях, главы предприятий признавали, что в результате санкций цены на зерно и иную сельхозпродукцию к концу сезона сложились "фантастические". Однако в будущее аграрии смотрят с большой тревогой, поскольку низкие мировые цены на нефть вовсе не гарантируют им дешевого отечественного топлива, а ставки по банковским кредитам вернулись к давно забытым цифрам.
Как сообщил на коллегии министр сельского хозяйства Александр Соловьев, в прошлом году в Саратовской области было собрано 3,8 миллиона тонн зерна и зернобобовых культур при средней урожайности 18,5 центнера с гектара. "Такой урожайности мы не получали уже 16 лет", — подчеркнул чиновник. Впрочем, несколькими днями позже бывший глава Саратовской области Юрий Белых в комментарии ИА "Взгляд-инфо" заявил: "Великий урожай 2014 года — это все вранье. Никакого зерна нет. Половина пашен не засевается. Зачем врать?" Столь громкая и недвусмысленная оценка уже породила большую дискуссию в аграрных кругах. Так что не исключено, что в будущем мы можем узнать новые, неизвестные прежде подробности не только о нынешних наших сельскохозяйственных успехах, но и о прошлых.
Но вернемся к коллегии. Поголовье крупного рогатого скота, несмотря на все разговоры об импортозамещении, снизилось в области за год на 17 тысяч единиц. В качестве одной из причин снижения была названа низкая рентабельность этого вида животноводства. Регион не обеспечивает себя полностью мясом, хотя ситуация довольно сильно различается по видам. Местной говядиной жители обеспечены на 65 процентов, свининой — в 1,6 раза больше нормативов, а бараниной — аж в 2,4 раза. При этом самое популярное (по причине доступности) мясо птицы производится в области всего на 38 процентов от потребности. Яиц регион выпускает почти в 1,5 раза больше, чем надо жителям, а их общее количество (в годовом исчислении) начинает приближаться к поражающей воображение цифре в 1 миллиард. Резкий рывок (145 процентов к уровню 2013 года) сделали производители прудовой рыбы, таких хозяйств сейчас насчитывается более 260.
Пищевая промышленность области в 2014-м продолжила бурный рост. Производство сыра выросло почти в 2 раза, цельномолочной продукции — на 9,2 процента, а мяса и субпродуктов — более чем на четверть.
Господь Бог и конъюнктура
Выступления руководителей предприятий и хозяйств строились в основном по формуле "секреты нашего успеха и тревога о будущем".
"Господь бог и конъюнктура рынка помогли в этом году большинству предприятий поправить свое финансовое положение, — отметил председатель Агропромышленного союза Саратовской области Александр Ратачков и заявил: — Цены, по которым торгуется наша продукция, фантастические, и глупо этим не воспользоваться".
В то же время поводов для беспокойства и даже страхов в нынешнем году немало. И связаны они с тем, что лишь сравнительно небольшая часть местных аграрных предприятий и хозяйств может обходиться своими ресурсами и выживать за счет собственных средств. Ратачков оценивает их долю всего в 20 процентов. Оставшимся 80 процентам нужны кредиты, и сейчас они занимаются обслуживанием ранее взятых денег в долг. А кредитовались местные аграрии очень активно: по данным минсельхоза, в прошлом году они заняли у банков 21 миллиард рублей, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее. Этот кредитный оптимизм можно понять, ведь 2014 год сельхозпроизводители, как и вся страна, начинали со "старой" инфляцией, понятным курсом доллара, приличными ценами на нефть и ощущением, что все будет, "как было". Никакого присоединения Крыма официально не планировалось, а уж последствий в виде взаимных санкций, невероятного кризисного ралли рубля и падения цен на нефть никто точно предположить не мог.
Министр Соловьев призвал участников коллегии не соглашаться на увеличение ставки по ранее выданным кредитам и "не подписывать" такие документы. Проблема в том, что у банков есть инструменты, чтобы воздействовать на таких "принципиальных" заемщиков, включая суды. И здесь уже придется нести ответственность независимо от заявлений г-на министра.
Еще одной острой проблемой для участников отрасли, о которой упомянул Александр Ратачков, становится зарубежная техника. В последние годы многие хозяйства активно покупали импортные агрегаты. Однако теперь, из-за роста курса доллара, запчасти резко стали "золотыми". Глава Агропромсоюза признался, что ищет саратовские заводы, где могли бы помочь, и не только официальные, но и те, которые "работают по гаражам". "Часть запчастей придется здесь на коленках производить как-то", — предположил он.
Актуальная тема на перспективу — горючее для будущего сезона. "Дизельное топливо должно было упасть в три раза, судя по баррелю. Надо с нефтяниками договариваться, чтобы они цены не поднимали", — убеждал коллег Ратачков.
Глава сельхозпредприятия "Индустриальный" Екатериновского района Николай Гераськин отметил, что после того, как была произнесена фраза "Хватит кошмарить бизнес!", кошмар только начался. "Постоянные проверки! Нужно к приезду проверяющих подготовиться, потом еще сопровождать их. Мы превратились в бумажных червей. Времени на производство не остается", — сетовал Гераськин.
Глава аграрного комитета облдумы, ректор СГАУ Николай Кузнецов сказал на коллегии, что перед отраслью стоит задача "в течение трех лет снять проблематику импортозамещения". Благие намерения в этом отношении уже неоднократно анализировались и обсуждались многими экспертами. Основная же проблема состоит в том, что даже самые простые и дешевые продукты питания, производимые в нашей стране (и области), имеют в себестоимости импортную (читай — валютную) составляющую и избавиться от нее невероятно сложно. В частности, как написали на днях "Ведомости", курс рубля оказывает большее влияние в первую очередь на прогрессивные, современные, высокотехнологичные хозяйства и компании, поскольку они используют импортные семена, иностранную технику, удобрения, средства защиты растений, кормовые добавки, витамины и многое другое. С обесцениванием рубля все это очень сильно подорожало. К примеру, в производстве свинины, по оценкам экспертов, не менее 30-40 процентов себестоимости составляют концентрированные корма, ветеринарные препараты и генетический материал. Кроме того, производители несут затраты на упаковку, расходные материалы для обслуживания импортных производственных линий и многие другие виды валютных расходов. В общем, как сказал на коллегии фермер из Хвалынского района Константин Чикобава, санкции — "это хорошо, когда к ним готовятся".
Здравствуйте, 90-е
Николай Гераськин рассказал, что журналисты "все время спрашивают", почувствовали ли руководители сельхозпредприятий влияние западных санкций и кризис. "Я отвечаю, что в сельском хозяйстве мы все время в условиях кризиса и каких-то санкций. Поэтому нас этим не напугать", — подчеркнул он. Однако, несмотря на подобные заявления, сельхозпредприятиям и фермерам предстоят непростые времена. И 2015 год будет куда более сложным, чем предыдущие. Аграрии, как и остальной бизнес, за последние годы привыкли к низкой инфляции, прогнозируемому курсу рубля, выстроенным отношениям с банками, к новой импортной технике. На полях области давно не редкость комбайны и трактора с кондиционерами и прочими благами цивилизации. За один прошлый год в регионе появилось полтысячи новых тракторов, почти три сотни зерноуборочных комбайнов и прочей техники на общую сумму 4,3 миллиарда рублей.
Многие компании и хозяйства перешли к долгосрочному планированию. Конец прошлого года и начало нынешнего показали, что цены снова могут меняться в течение дня, топливо и кредиты по забытым ставкам саратовским производителям будут дорого стоить. Когда представитель регионального отделения Россельхозбанка заявил, что кредиты на сезонно-полевые работы планируется выдавать под 26 процентов годовых, зал ответил громким и дружным: "У-у-у-у-у-у..."
Конечно, все надеются, что эти ставки будут субсидированы государством, благодаря чему реальная стоимость заемных денег окажется дешевле. Но следует помнить, что кроме аграриев свои претензии на субсидии, компенсации и другую финансовую помощь в последнее время ежедневно заявляют власти все новые просители, включая, к примеру, тех, кто "круто попал" с ипотечными кредитами в валюте. А ведь остаются еще и стратегические расходы на оборону, социальную сферу, строительство БАМа и иные мегапроекты, Чемпионат мира по футболу и другие траты, которые из-за инфляции и девальвации будут только увеличиваться. Директора заводов, работающих на оборонку, еще помнят, в каких выражениях нужно жаловаться на жизнь и выбивать из казны деньги. Отложены в долгий ящик, но не забыты инициативы по компенсациям тем, кто пострадал в результате санкций, утратив доступ к милым сердцу заграничным домам, виллам и яхтам. Так что можно предположить, что основные битвы за государственные финансы, возможно, еще впереди. И не факт, что крестьяне будут в них более удачливыми, чем остальные.
Одним словом, пока все идет к тому, что действительно выдающиеся результаты 2014 года в саратовском агропроме на много лет станут для рынка прекрасным, но недостижимым идеалом. Впрочем, как и во многих других отраслях экономики, бизнеса, культуры и когда-то "народного" хозяйства.