Несогласные

28 февраля 2015, 14:24
Несогласные
"Саратов может не задавать вопросы, у вас в области законы не действуют, и правовое поле — это не для вас"

В преддверии то ли выборов, то ли весны, как и во многих других регионах, в Саратове вновь повысилась митинговая активность. Да и поводов хоть отбавляй: импортозамещение, рост цен на продукты и ЖКУ, отмена электричек, нападения на саратовских журналистов... При этом значительно увеличилось число скандалов, связанных с препонами при проведении протестных мероприятий. Каждое такое освещение события в СМИ не обходится без фраз "произошла провокация", "перепалка с полицейскими", "запретили проведение" и так далее.

"Газета Наша версия" решила провести опрос среди тех, кто занимается организацией протестных мероприятий. Мы попросили респондентов рассказать о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться как при согласовании акций, так и во время их проведения.

Александр Глущенко, генеральный продюсер ИА "Свободные новости" и ТС "Открытый канал":

Несогласные

— С точки зрения подготовки документов в принципе все весьма просто: бери закон, читай и делай, как написано. Но почему-то приходится сталкиваться с различного рода препятствиями. Из личного опыта подачи уведомлений я делаю вывод, что все они умышленно создаются чиновниками. Например, в сентябре 2014 года по истечении ровно трех суток, установленных законом для выдачи ответа о согласовании, один из чиновников мэрии, чтобы не вручать бумагу, убегал от меня через запасной выход. В следующий раз ответ отправили по почте на домашний адрес, но письмо не дошло. Копии либо второго экземпляра в мэрии не оказалось.

В большинстве случаев самое сложное — согласовать место. Часто чиновники ссылаются на то, что в популярном среди горожан месте все уже занято до нас. Но уведомления не показывают, ссылаясь на наличие в нем персональных данных уведомителя. Реально же никто никаких мероприятий в указанный день там не проводит.

Порядок согласования, вопреки закону, имеет никакой не уведомительный характер. Есть десятки уловок для того, чтобы не согласовать мероприятие. А один из больших начальников прямо заявил: "Я вас уберу с улиц!" Препятствуют в основном руководство и сотрудники администрации. Полиция находится над схваткой. Причем ее позиция иной раз даже более порядочная, чем у чиновников.

Если не удается провести мероприятие официально, проводим народный сход. Плакатов и микрофонов там нет, но и так всем все понятно: общаемся, обсуждаем проблемы, фотографируемся, даем интервью и комментарии журналистам. Характерно, что чиновники мэрии, отвечающие за запрет мероприятий, и полицейские, как правило, на эти народные сходы тоже приходят. Читают нашу переписку или слушают телефонные разговоры? Интересно, есть на эту тему решение суда?

Александр Анидалов, первый секретарь Саратовского горкома КПРФ:

Несогласные

— В Саратове этот вопрос не только риторический, но в скором времени станет экстремистским. Когда в Москве на одном из семинаров я попытался задать юристам вопрос о сложностях с пониманием властями, прокуратурой и судами Саратовской области законов, меня сразу с мрачной улыбкой осадили: "Саратов может не задавать вопросы, у вас в области законы не действуют, и правовое поле — это не для вас".

Если вы можете навредить имиджу этой власти в глазах народа или, что гораздо хуже, в глазах вышестоящей власти, паровой каток запретов закатает вас в асфальт или что там у нас осталось на улицах. "Прокатывают" и незамысловатые поводы для отказа, такие как: благоустройство, организация ярмарки или пункта приема крови (это не шутка) в предполагаемом месте проведения акции протеста. Именно в тот день и час, когда заявлена акция.

Даже в так называемых гайд-парках, где мероприятия якобы можно проводить без согласования, запросто может оказаться, что именно в это время кто-то подал уведомление и отчего-то имеет приоритет. И ничего, если в заявленное время туда никто не придет или явятся два активиста с плакатом "Я за здоровый образ жизни белых медведей Африки". Такой же подход и к одиночным пикетам. Стоит вам встать, появляются штатные "защитники белых медведей", а пикет перестает быть одиночным. Вас забирают для выяснения. В лучшем случае отпускают через три часа, в худшем — штрафуют на сумму от 10 до 30 тысяч.

Если же вы крайне решительны, а ваша акция крайне нежелательна, то вас заберут еще дома, при выходе из дома или при подходе к месту акции. Могут для выяснения личности препроводить в наиболее удаленное РОВД Саратова, откуда выпустят через три часа, но лишь для того, чтобы вновь отправить в территориально противоположное РОВД под тем же предлогом (наличие паспорта или удостоверения депутата тут никого не волнуют).

"Административку" могут впаять и задолго до самой акции, как это было в Балакове, когда активисты КПРФ рассказывали о планах провести митинг до того, как тот был согласован. По такой логике можно пересажать полстраны, обсуждавшую запланированную 1 марта в Москве акцию задолго до подачи уведомления.

Андрей Калашников, гражданский активист:

Несогласные

— Публичное мероприятие само по себе провести сложно. Хотя бы в общем виде идею нужно сформулировать в уведомлении, распределить обязанности организаторов. И подать на согласование. Это сложно, если ты не юрист. Распространенное мнение об уведомительном характере оповещения о публичных мероприятиях в России неверно. Акция должна быть именно согласована по поданному уведомлению. И организатор не имеет права проводить что-то без согласования. Это одна из трудностей — ожидание после подачи уведомления: будет мероприятие согласовано или нет, и какое препятствие придумают на этот раз в городской администрации, чтобы не согласовать нежелательную для них акцию. Это могут быть работы по благоустройству или подготовка к эстафете олимпийского огня, занятость места по ранее поданному уведомлению или совсем новая придумка саратовских чиновников — "отсутствие пикетируемого объекта". Таким образом, в Саратовской области из 19 этапов "Стратегии 6", проходящей с 6 июля 2013 года, не было согласовано шесть коллективных пикетов. В сентябре 2014 года не были согласованы все три уведомления по проведению Марша Мира в Саратове. И, к огромному сожалению, мы не смогли получить согласование ни на одно (из четырех поданных) уведомление на проведение в нашем городе вместе со всей Россией антикризисного марша "Весна" 1 марта 2015 года.

Однако мой опыт проведения протестных мероприятий позволяет сказать, что если его все же удалось согласовать, оно проходит в рамках российского законодательства и его участники не нарушают общественный порядок, сотрудники полиции никогда не вмешиваются. А иногда, если это необходимо, оказывают обязательное по российскому законодательству содействие.

Евгений Ермолаев, координатор регионального отделения ЛДПР:

Несогласные

— Наверняка организовать протестное мероприятие сложно, но, как показывает история, возможно. Общество должно стремиться не к революциям, а к эволюции. Ни один протест на уровне целой страны еще не принес людям чего-то хорошего. Как правило, эти страны впоследствии отступают на десятки лет назад в своем развитии.

Мы в своей работе не ощущаем никаких препятствий со стороны городских властей во время организации и проведении мероприятий. Поэтому для СРО ЛДПР заявка о проведении мероприятия действительно носит уведомительный характер.

Полиция на самом деле на каждом из наших мероприятий ведет себя очень профессионально и корректно. Наверное, потому что наши активисты не занимаются разного рода провокациями, как это делают другие единичные партии или объединения.

Если вдруг какие-то проблемы возникают, то в оперативном порядке они решаются нами совместно с представителями администрации. Хотя чего-то серьезного я не могу припомнить. А то, что можно было бы рассказать, слишком мелко и не заслуживает внимания ваших читателей.