Углевка и материк

12 марта 2015, 18:40
За слишком большую гражданскую и сетевую активность и, видимо, критические замечания о деятельности (точнее, бездействии) саратовских чиновников Ольге Азадовской уже приходилось сталкиваться с угрозами физической расправы, исходящими от форумных анонимов и фейсбучных фейков

Сюда невозможно доехать на общественном транспорте, а личный автомобиль есть далеко не у каждого. Впрочем, только летом сюда можно попасть на машине по единственной узкой грунтовой дорожке, устремляющейся в гору. Весной и осенью тут повсеместное бездорожье, а зимой снежные заносы либо лед, по которому "безлошадное" население несколько десятилетий ползает от и до цивилизации, расположенной, казалось бы, рядом — всего в полукилометре.

Здесь живут, как в позапрошлом веке — без дорог, магазинов, школ, поликлиник, детских площадок... Даже телевидение с мобильной связью здесь, в черте Саратова, работают нестабильно. Хотя именно благодаря Всемирной паутине многие горожане узнали о существовании этого поселка — недавно местная жительница Ольга Азадовская создала в социальной сети Facebook (деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram) запрещена в России как экстремистская) группу, в которой рассказывает о непростой жизни в одном из самых забытых и заброшенных микрорайонов нашего города, а также о переписке с муниципальными чиновниками, которые, похоже, банально не хотят и знать о проблемах нескольких сот подданных. 

Углевка и материк

Здравствуй, XIX век!

Итак, знакомьтесь: Углевка — небольшой микрорайон частного сектора в самом сердце Заводского района, расположенный рядом с конечной остановкой трамвая № 9, в одном из ущелий на склоне Лысогорского плато. 

Углевка и материк

В черту Саратова поселок вошел несколько десятилетий назад, а изначально это была пригородная деревушка, основанная в XIX веке. Как рассказывают старожилы, изначально в Углевке было семь дворов. По преданиям, своим названием деревня обязана основному занятию местного населения — полтора века назад здешние крестьяне занимались изготовлением древесного угля, сжигая поваленные стволы деревьев, в обилии растущих и по сей день в лесопарке Кумысная поляна. В советские годы здесь был создан совхоз, и населенный пункт долгое время относился к сельской местности. Даже с образованием в 1936 году Сталинского (Заводского) района Углевка в черту областного центра не вошла, административно подчиняясь Ворошиловскому району, который в 1957 году был переименован в Саратовский. Со временем Саратов поглотил существенно разросшуюся Углевку, однако это вовсе не означало, что населенный пункт, в котором к сегодняшнему моменту проживает около двух тысяч человек, затронула урбанизация. Основная часть домов здесь — это обмазанные кизяком избушки. Ни индустриализация, ни близость городской инфраструктуры не оказали существенного влияния на устройство поселка.

В отличие от соседних населенных пунктов и микрорайонов в современной Углевке почти нет элитных коттеджей — население тут проживает бедное, но гордое и неравнодушное к своим проблемам. Углевская активистка Ольга Азадовская, молодая мать, прогуливаясь с дочкой, проводит нас по поселку, показывая Свирскую, Соликамскую улицы, одноименные проезды и другие достопримечательности поселка. 

Углевка и материк

Из города в Углевку можно попасть только по Свирской улице, а затем по Соликамской. Раньше в северную часть поселка был альтернативный путь через Большой Динамовский проезд. Но какие-то шибко умные его обитатели четыре года назад решили эту дорожку закрыть и поставили шлагбаум. После многочисленных обращений жителей в правоохранительные органы эта преграда недавно была спилена, но уже нападал снег и восстановление альтернативной дороги было отложено до начала лета. Так что других путей, кроме как через Свирскую-Соликамскую, пока нет. Да и тот для экстремалов, каковыми невольно стали все здешние обитатели.

Углевка и материк

 

"Как вы заметили,— рассказывает Ольга,— асфальт на Свирской улице заканчивается очень быстро, и начинается бездорожье, с которым мы боремся все время, сколько я себя помню".

Грейдирование отписками

Продираться сквозь незатейливую углевскую инфраструктуру в первые весенние дни — задача не для слабонервных. Либо ты завязнешь в тяжелой земляной каше, либо угодишь в глубокую лужу. Но наша проводница Ольга, привычная к местным препятствиям, советует держаться за заборы, указывая, за какой лучше хвататься, если земля будет уходить из-под ног, — не каждая изгородь на Соликамской улице надежна, есть и ветхие заборы, которых лучше не касаться. Особенно опасный участок — дорога возле заброшенного дома на Соликамской, 53. Местные хотят снести этот дом, чтобы расширить пространство, малодоступное для экстренных служб. Да руины находятся в чьей-то собственности, и начни местные жители самостоятельно разбирать саманные постройки (в которых, к слову, прошлым летом поселились змеи, не то гадюки, не то медянки, наводя ужас на прохожих, особенно детишек), таинственный собственник быстро напомнит о себе. 

Углевка и материк

На протяжении многих лет углевцы просят власти провести в поселке нормальную асфальтированную дорогу, которая соединила бы их "с материком". Но для этого необходим, как любят говорить чиновники, "целый комплекс мероприятий". Помимо твердого покрытия, нужна дренажная система, без которой асфальт быстро смоется первыми же весенними ручьями. Как считает углевская активистка, организация ливневки поможет не только убрать с дороги постоянные лужи, но и спасет дома от ежегодных весенних размываний и подтоплений. "Мы куда только ни обращались с просьбами асфальтировать нам дорогу, а зимой хотя бы очищать ее от снега — и в районную администрацию, и в городскую, и в прокуратуру, но пока получаем одни отписки либо обещания решить проблему то к 2011 году, то к 2013-му, то теперь нам обещают все сделать в этом году, хотя постоянно власти намекают, что, дескать, денег у них не хватает на наши беды. Мы являемся налогоплательщиками, и очень хотелось бы знать, почему наши налоги не используются на благоустройство и на создание нормальных условий проживания",— говорит Ольга.

Единственный, кто откликнулся на призывы углевцев о помощи, это президент торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев. Он выделил на уборку личные средства, и с 15 января на улицах поселка начала работать снегоочистительная техника. Видимо, добрую волю Максима Альбертовича решили "приватизировать" и зачислить на свой счет чиновники городской администрации. Так, 20 февраля в ответе Ольге Азадовской на обращение с требованием организовать благоустройство поселка, замглавы городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Федор Котельников заявил: "Работы по грейдированию дорожного полотна на территории микрорайона (ул. Соликамская, Динамовская, Свирская и др.) выполнены".

Местные жители восприняли эту отписку как форменное издевательство, ведь власти не занимались благоустройством Углевки несколько десятилетий. Раньше при сильных снегопадах углевцы самостоятельно чистили дорогу либо вызывали за свой счет технику. Ведь из-за бездорожья в поселок, особенно в северо-западную его часть, расположенную прямо под Кумысной поляной, не могут приехать ни "скорая", ни пожарная машина. 

Углевка и материк

"Доходит до ужасного: нетранспортабельных больных с сердечным приступом или какой травмой приходится нести до кареты самостоятельно. Водители "скорой" сразу говорят, что не поедут в наши трущобы, потому что боятся завязнуть в снегу или грязи либо просто заблудиться",— рассказывают жители поселка.

Угли Углевки

То же самое и с пожарной помощью. Поскольку дома в Углевке деревянные и далеко не новые, возгорания случаются часто, особенно зимой, когда работает печное отопление. К слову, не в каждом доме здесь есть газ, некоторые дома по старинке отапливаются дровами. Есть здесь убедительное свидетельство недоступности пожарной помощи — дом № 129а по улице Соликамской. Точнее, не дом, а размером два на три метра, убогий обшитый рубероидом "бункер" без окон. 

Углевка и материк

Некогда это была хозяйственная постройка. Но несколько лет назад жилой домишко сгорел, и ее обитатели — двое братьев — вынуждены все это время ютиться в сараюшке, поскольку не имеют средств для улучшения жилищных условий. Соседи бедолаг рассказывают, что из-за отсутствия дорог пожарные не смогли вовремя добраться до места возгорания, а при тушении углевских углей столкнулись с отсутствием в поселке пожарного гидранта. С водой в поселке проблема. Как рассказывают старожилы, раньше тут были установлены водоразборные колонки, но лет десять назад в водоканале решили, что это прошлый век, и колонки уничтожили. А вместо них предложили индивидуальное водоснабжение и водоотведение. Правда, стоимость подключения каждого дома к коммуникациям кругленькая — несколько десятков тысяч рублей, которых у большинства углевцев нет. В итоге воду местные предпочли брать из близлежащих родников либо из колодцев, которые прорыли на своих огородах.

Рассказывая про коммунальные злоключения, углевцы демонстрируют платежки, в которых некоторым регулярно приходят суммы за якобы вывоз мусора. "Дело в том, что, как вы уже заметили, у нас в поселке нет ни одного специализированного места для сбора ТБО, как нет ни одного договора с жителями на вывоз отходов. Мы мусор вывозим самостоятельно, без помощи каких-либо служб. А люди у нас, особенно из числа пенсионеров, живут дисциплинированные, если приходит счет на такую-то сумму, значит, надо идти и нести последние деньги",— рассказывает Ольга Азадовская.

У жителей микрорайона есть и другие требования. Точнее, даже не требования, а мечты. Как уже говорилось, в Углевку общественный транспорт не ходит, хоть микрорайон и расположен довольно близко к одной из главных транспортных артерий Заводского района — улице Огородной. Местные жители слабо надеются на то, что рано или поздно в их медвежий угол пустят "хоть какую-нибудь задрипанную маршрутку". 

Углевка и материк

А вот в обустройство детской площадки верят больше. "У нас живет немало молодых семей, есть и многодетные. Но для наших детей в поселке нет ни одной площадки. Ни одной! Мы даже нашли место, где ее можно было бы устроить, даже готовы скинуться на инвентарь, но без помощи власти тут не обойтись — как минимум надо отвести участок",— рассказывает Ольга Азадовская, показывая, как местные детишки катаются на салазках по изогнутым улицам, между падающими заборами и врастающими в склоны хибарами.

Новое поколение подрастает в нетронутой временем Углевке.

P.S. За слишком большую гражданскую и сетевую активность и, видимо, критические замечания о деятельности (точнее, бездействии) саратовских чиновников Ольге Азадовской уже приходилось сталкиваться с угрозами физической расправы, исходящими от форумных анонимов и фейсбучных фейков. Редакция "Газеты Наша Версия" обладает скриншотами с нападками на активистку и готова предоставить их правоохранительным органам для проведения проверки и возможного наказания злоумышленников.