По законам военного времени

По законам военного времени
Нина Аляткина
Хочется верить, что пенсионерку с дочерью не выселят на улицу, как, видимо, и предполагают сделать доблестные военные. Какой там бюджет на 2015 год у министерства обороны? Кажется, 3 триллиона 286,8 миллиарда рублей?

Семья Аляткиных живет в квартире № 9 дома № 15 по улице Артиллерийской уже 33 года. Здесь прошла половина жизни, здесь выросли и обзавелись собственными семьями дети. Все это время Аляткины обитали в квартире открыто, ни от кого не скрываясь, честно и своевременно внося квартплату, переписываясь с органами власти. Сюда приходили письма из различных инстанций, и все эти годы не было сомнения, что чиновники в курсе, кто здесь проживает.

Когда-то глава семьи Николай Иванович Аляткин получил эту квартиру как работник Саратовского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск. Основное условие, которое поставил работодатель, было отработать не менее десяти лет. Аляткин отпахал в училище 26 лет. Причем не на тех должностях, где можно сохранить чистые сапоги и белый воротничок. Трудился сварщиком, слесарем-сантехником. Дядю Колю помнит практически весь микрорайон СХИ — с трудом можно найти семью, где бы он не помогал наладить водоснабжение или канализацию. А уж в различные люки вокруг училища наш герой спускался столько раз, что в сумме, наверное, давно добрался до центра Земли.

Видео Дмитрия Черненкова

Двухкомнатную квартиру в трехэтажном кирпичном доме, построенном 103 года назад, трудно назвать фешенебельным жилищем. Когда-то местные называли это строение самогонным заводом, потому что ароматный "сэм" можно было приобрести практически в каждом подъезде.

…На лестничной клетке словно граната разорвалась, долгое время текла крыша, оконные рамы сгнили и грозили вывалиться наружу. Тем не менее многие проблемы Аляткиным удалось решить. После многочисленных жалоб крышу заделали, дома сделали симпатичный ремонт, а в подъезде, который еще недавно был пристанищем для алкашей, поставили домофон.

После развода супругов здесь живет Нина Ефимовна Аляткина с дочерью Наталией и ее мужем. Получает мизерную пенсию в 7,5 тысячи рублей и трудится гардеробщиком в академии права. Естественно, что зарплата тоже небольшая — около 6 тысяч рублей. Тем не менее Нина Ефимовна никогда не унывала и смотрела в будущее с оптимизмом. Жива, сыта, есть крыша над головой, с детьми все в порядке — что еще нужно человеку?

30 сентября 2014 года в квартире раздался звонок домофона. Незнакомец представился курьером из военной прокуратуры и попросил разрешения войти. Когда Нина Ефимовна открыла, ей с невинным видом вручили "Требование об освобождении служебного жилого помещения", подписанное начальником территориального отделения Центрального регионального управления жилищного обеспечения министерства обороны РФ Александром Жаданом. В документе предписывалось в месячный срок освободить квартиру.

— Меня словно обухом по голове ударили, — вспоминает Нина Ефимовна, — представляете: живешь себе спокойно, а тут приходят к тебе и между делом говорят: выселяйтесь. Ноги ослабели, меня потом еще несколько часов трясло.

Курьер удивился такой реакции. Оказывается, письмо о выселении должно было прийти еще в марте. Но квартиросъемщики уверяют: никаких посланий от минобороны в их почтовый ящик не клали.

— Вообще-то бумаги такой важности всегда присылают заказным письмом, — замечает дочь Наталия.

Куда идти простым людям в подобной ситуации? Первая мысль — отправиться к депутату Леониду Писному. Леонид Александрович посмотрел на документы и удивился: "Все дома, которые принадлежали КЭЧ района, после того как она развалилась, передали в муниципалитет. Как получилось, что ваша квартира оказалась непереданной? Нужно выяснять, есть ли у военных какие-то документы, подтверждающие их собственность на квартиру". Облдеп отправил мать с дочкой к заместителю главы Кировского района города Владимиру Челышеву. Чиновник тоже был весьма удивлен тому, что одна отдельно взятая квартира в целом доме осталась на балансе министерства обороны. При его содействии Аляткины написали запрос в Центррегионжилье, где вопрошали, как вообще могла возникнуть такая нелепая ситуация. 16 октября пришел ответ, который гласил: "Распоряжением Федерального агентства по управлению федерального имущества, территориальное управление по Саратовской области от 04.08.2003 г. распоряжением администрации Волжского района от 23.08.1995 г. вышеуказанное жилое помещение включено в разряд специализированного жилого фонда МО РФ и в последующем из указанной категории жилья не исключалось". Вы что-нибудь поняли из этой бюрократической мишуры? Кто так лихо распорядился имуществом и что из этого следует? Впрочем, далее в письме поясняют: "По имеющимся сведениям, вы на военной службе либо в трудовых отношениях с минобороны РФ не состоите, в связи с чем к категории лиц, обеспечиваемых жильем, не относитесь. Жилое помещение предоставлялось вашему мужу на период трудовых отношений".

Желая добиться уважения своих прав на жилище, Аляткины наняли юриста и обратились в Кировский районный суд. С просьбой разрешить им приватизировать квартиру. На вопрос, почему они не сделали это раньше, Нина Ефимовна пояснила:

— Наш дом старый, ему больше ста лет. Было страшно приватизировать, поскольку думали, что если станем собственниками, будем обломки за свой счет убирать. Каких-либо сомнений, что мы живем не в муниципальном жилье, никогда не было, никто не проинформировал нас, что нас включили в специализированный жилой фонд.

В своем исковом заявлении Нина Ефимовна отметила следующее: "Считаю, что указанная квартира, в которой мы проживаем с 1982 года, в настоящее время фактически не является служебной. Все эти годы министерство обороны СССР, а потом и Российской Федерации не имело ничего против нашего проживания здесь. Мы несли бремя содержания квартиры, а ответчик, как номинальный "собственник", никаких трат, связанных с поддержанием жилья в надлежащем состоянии, никогда не нес. Кроме того, в соответствии со статьей 106 ЖК СССР, действовавшей на момент предоставления квартиры, с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя. Такой договор с нами не заключался". Нина Ефимовна ссылается также на статью 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации": "…граждане России, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилфонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или учреждений на условиях социального найма, имеют право приобрести эти помещения в собственность".

Сторона ответчика ни разу не явилась на данное судебное заседание. Несмотря на это, 19 февраля сего года суд решил отказать Аляткиной в удовлетворении исковых требований. В настоящий момент Нина Ефимовна уже подала апелляцию к этому решению, считая, что оно было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Хочется верить, что пенсионерку с дочерью не выселят на улицу, как, видимо, и предполагают сделать доблестные военные. Какой там бюджет на 2015 год у министерства обороны? Кажется, 3 триллиона 286,8 миллиарда рублей?