Игорь Шопен: "Те, кто выкинул кости свиней, — сволочи"

Игорь Шопен: Те, кто выкинул кости свиней, — сволочи
Это живые деньги — отходы мясокомбинатов покупаются. Понимаете? Не нужно платить, чтобы у вас приняли эти отходы. Вам даже заплатят. Но проще выкинуть на пустырь

В апреле в Саратове произошло немало различных "экологических неожиданностей". То костные останки свиней в районе ВСО обнаружат, то неприятный запах в Ленинском районе свирепствует, то сильный ветер с обильным снегом поломают множество деревьев. Обо всех этих событиях и о том, как бороться с подобными неприятностями, мы беседуем с Игорем Шопеном, заведующим городским сектором охраны окружающей среды.

Игорь Владимирович, давайте для начала поговорим о хорошем. 18 апреля в Саратове состоялась массовая высадка деревьев. Подобных мероприятий не было давно.

Могу сказать, что это была самая массовая высадка в новейшей истории города. В рамках проекта главы Саратова Олега Грищенко "Зеленый город" было высажено 7285 деревьев. Что касается стратегии — руководством города было принято решение сажать в тех местах, где есть возможность организовать полив и уход, то есть в аллеях и скверах. Если говорить о конкретных адресах, то это сквер Детства в поселке Юбилейный, сквер у ДК "Рубин", улица Пензенская в Заводском районе и еще много других мест. Более четырех тысяч деревьев было посажено районными администрациями, управляющие компании и школы высадили 1800, заводы 500 деревьев, а частные лица посадили 955 саженцев.

Как приживаются посадки прежних лет? К примеру, на новой набережной в прошлом году представители бизнес-сообщества города с помпой сажали ели...

Не буду кривить душой, на набережной прижилось около 50 процентов деревьев. Кстати, это не ели, а псевдотсуги. Вырастить хвойное дерево в нашем регионе очень непросто.

Проблемы с поливом?

— Первое время новую набережную не передавали на баланс муниципалитета, по этой причине мы не могли наладить там полив. Рулонные газоны в основном высохли. Сейчас там есть полив, даже удалось отлить часть газона — он зазеленел. Полив идет в темное время суток, поскольку электронасос, закачивающий воду из Волги, питается от линии, идущей к фонарям.

А почему эти фонари иногда горят даже днем?

Все очень просто: для отлаживания системы полива приходилось несколько раз включать фонари при свете дня. Другого варианта просто не было.

Ветви деревьев имеют тенденцию ломаться, падать на крыши машин, на людей. Отвечать за все это приходится администрации города.

Когда я был общественником, то сильно возражал против обрезания деревьев "на пень" — когда от дерева остается только ствол высотой четыре-пять метров. Когда стал чиновником, познакомился с темой поглубже. Оказывается, это распространенная методика, которая применяется во многих городах...

Многие считают, что чиновники экологически безграмотны, а деревья опиливают эдакие "Равшаны с Джамшутами", вооруженные бензопилами.

— Не буду говорить за других, скажу за себя: по первому высшему образованию я экономист, недавно получил второе высшее, когда почувствовал, что мне не хватает экологических познаний в работе. После обрезки дерево выглядит неэстетично, но через несколько лет восстанавливается, формирует аккуратную и безопасную для окружающих крону. Пример можно увидеть на улице Мясницкой, где обрезали деревья несколько сезонов назад. Если взять европейские города, то там в центре вообще нет деревьев, их выставляют в кадках. Поэтому нет и открытого грунта, нет грязи. Думаю, что постепенно мы придем к этому. А сегодня бизнес вполне может начать украшать вход в свои заведения зелеными насаждениями в кадках.

Игорь Шопен:

Можно ли сказать, что после превращения из общественника в чиновника с вами произошла некая метаморфоза?

— Когда конкретно отвечаешь за определенный участок работы, то вынужден углубляться в тему, узнавать много нового, читать. Можно много мечтать о кренделях небесных, а можно просто трудиться. Можно сказать так: общественник мечтает о каком-то идеальном обществе, а чиновник вынужден мириться с теми условиями, которые существуют в реальности.

Вот у нас, к примеру, нет возможности даже просто следить за всеми недавно посаженными деревьями. Но мы стараемся по мере сил контролировать все зеленые насаждения, читаем ленты городских новостей, реагируем на сообщения СМИ. Ваш сайт у меня всегда открыт.

Когда пролистываете местные ленты новостей, видите критику, какие мысли посещают?

— На критику стараемся реагировать, особенно если она конструктивная. Часто так бывает, что журналисты не совсем точно отражают события. Но особенно "радуют" комментарии. Такое ощущение, что для людей, которые их оставляют, это своего рода спорт. Личные оскорбления, глобальные выводы — все это очень безапелляционно пишется, будто все авторы комментариев — специалисты по всем темам на свете.

Недавно в районе ВСО обнаружили целое поле, усеянное костными останками свиней. Что вы скажете по поводу этой ситуации?

Какой-то подпольный мясокомбинат взял и, вместо того чтобы отвести кости на утилизацию в Энгельсский район, их просто выкинул. Эти товарищи — сволочи, по-другому их просто не назовешь. Им было просто лень везти останки куда-то далеко. А ведь из костей делают костную муку, которую потом добавляют в различные корма. Это живые деньги — отходы мясокомбинатов покупаются. Понимаете? Не нужно платить, чтобы у вас приняли эти отходы. Вам даже заплатят. Но проще выкинуть на пустырь.

Эти кости в итоге уехали на переработку, но это доставило нам немало хлопот.

Получается, что транспортировку отходов пришлось делать за деньги администрации?

Вы, журналисты, все время все измеряете в деньгах. Но помимо денег есть чисто человеческие взаимоотношения и помощь друг другу. Когда кости были обнаружены, туда выехали санэпидемиологическая служба и ветинспекция. Специалисты исследовали останки и дали заключение, что их можно утилизировать. Тогда предприятие само вывезло кости. Их, кстати, оказалось не слишком много — один грузовик. Просто они были раскиданы по полю.

Понесет ли кто-нибудь ответственность за содеянное?

— Правоохранительным органам переданы все документы, они будут проверять, искать, кто бы это мог сделать. По опыту могу сказать следующее: в прошлом году мы сталкивались с аналогичным случаем возле реки Гуселки, тоже обращались к правоохранителям, но они никого не нашли...

Игорь Шопен:

На днях от наших читателей стали поступать сообщения о неприятном запахе, который ощущался в Ленинском районе города. Его в разные дни ощущали на 6-м квартале, на Сокурском тракте и на проспекте Строителей. В СМИ даже назывался потенциальный источник такого аромата — ООО "Экорос".

— Существуют специальные лаборатории, есть методики определения различных веществ, которые присутствуют в атмосфере. Пока нет экспертного заключения по этому вопросу, я не могу сказать ничего определенного. Первые жалобы, которые поступили к нам и в администрацию Ленинского района, были с Сокурского тракта. Некоторые руководители даже говорили о закрытии предприятий, потому что их работники задыхались, их тошнило. Мы передали запросы в соответствующие структуры, они начали проверку. Когда эта проверка будет завершена, тогда и поговорим.

Насколько мне известно, в Саратове есть очень большая проблема с полигонами твердых бытовых отходов. Тот, что располагался на 2-й Гуселке, уже исчерпал свой ресурс. Чего нам ждать в будущем?

— По Воздушному кодексу России нельзя обустраивать полигоны ТБО в радиусе 30 километров от аэродромов. Последнее время внимание надзорных органов к этой проблеме обострилось. Казалось бы, какая взаимосвязь? А все очень просто: полигоны являются местом кормежки многочисленных птиц, которые мешают полетам. Приведу очень простой пример: птицы, которые загаживают лавки в парке Липки , прилетают с кормежки на Гуселке. Для них такое расстояние по прямой — не проблема. Сейчас мусор из областного центра вывозят на два частных полигона в Саратовском районе. Если все будет хорошо, уже в июне текущего года планируется подписание соглашения с инвестором на строительство мусороперерабатывающего завода в Саратове с планируемой мощностью на 400 тысяч кубометров мусора в год. Недавно я был на таком заводе, построенном нашим потенциальным инвестором ГК "Экосистемы" в Астрахани. Мусор поступает на территорию, сортируется, оттуда вынимают все, что можно переработать. Органические остатки используются для производства тепла и электроэнергии — тут же стоят теплицы для выращивания овощей. В итоге остаются спрессованные кубики, которые и утилизируют на ТБО. Там нет никаких летающих по воздуху пакетов, все очень чисто. В Саратове завод планируется построить на Вольском тракте, где раньше был мусорный полигон, а собственно отходы от производства будут утилизировать на новом полигоне в Татищевском районе.

Напоследок хотелось бы спросить о собачьей проблеме нашего города. Планируется ли как-либо бороться со стаями бродячих собак? Об этой всероссийской проблеме уже начали говорить по центральному ТВ, догхантеры раскидывают везде отравленную приманку...

— 30 марта 2015 года в Федеральный закон № 64-ФЗ были внесены изменения. По этим поправкам внесены разграничения в полномочия органов государственной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления по отлову безнадзорных животных. На основании этого недавно областная прокуратура внесла на обсуждение облдумы законопроект, согласно которому региональная власть передаст муниципалитетам полномочия по отлову, содержанию и эвтаназии бродячих животных. На днях в думе прошло заседание рабочей группы, затем это должны обсудить в правительстве области. Думаю, что если закон будет принят, работать он начнет с 2016 года, поскольку предполагается еще и субсидирование на решение данной проблемы.

Как это будет работать на практике в Саратове?

Скорей всего, будет создан специальный сектор при администрации города. Может быть, МУП "СпецАТХ" снабдят специальной техникой, клетками, обеспечат финансированием. Проблема назрела, и она должна решаться.