Объекты и объедки

13 мая 2015, 14:50
Объекты и объедки
Румяные щеки, ухоженные зубы и гладкие лбы - хоть бы на одном отпечаталось роковое число 50 200 000 000 (внешний долг нашей области на апрель 2015 года). Неужели губернатор нашел клад?

Как известно, емкое слово "культура" имеет несколько значений. Она бывает, например, физической. Или, скажем, зерновой. А еще она может быть как-то связана с понятием "искусство" (именно ей, по идее, должно заниматься местное министерство, руководимое Светланой Краснощековой). На минувшей неделе, аккурат между двумя праздниками, глава Саратовской области Валерий Радаев продемонстрировал свой повышенный интерес к культуре - и не к одному значению слова, а сразу к трем, чтоб уж не мелочиться.

Сперва ушла в отставку саратовский министр физкультуры, спорта и туризма. Затем внезапно поменялось руководство минсельхоза. И, наконец, Валерий Васильевич создал при областном правительстве еще одну структуру - Управление по охране объектов культурного наследия. Кстати, новое ведомство появилось не из воздуха, а отпочковалось от упомянутого минкульта, чтобы самостоятельно заняться проблемами сохранения, использования, популяризации и, естественно, охраны всех объектов культурного наследия, которые сегодня находятся на территории Саратовской области.

О том, какие административные новшества грядут в министерствах футбола и огурцов, мы порассуждаем как-нибудь в другой раз. А пока сосредоточимся на грядущей деятельности нового Управления. Тем более что в самом факте его появления уже таится загадка, дразнящая воображение. Напомним читателям: похожее ведомство (только со словом "комитет" в названии) уже существовало в нашей области до июня 2013 года и было присоединено к минкульту в ходе "оптимизации структуры исполнительной власти региона". Что же именно побудило нашего губернатора вернуться к прежней схеме?

Признаюсь, у меня пока нет правильного ответа на этот вопрос. Вернее, у меня довольно много вариантов ответа, и трудно выбрать один - самый правильный. Нам, простым смертным, вообще не дано постичь таинств административной логики Валерия Васильевича; мы можем лишь попытаться к ним приблизиться. Так что я попробую перечислить хотя бы три возможные версии, а дальше уж пусть каждый из читателей строит догадки самостоятельно. Итак...

Версия первая - педагогическая. Отчего бы, скажем, не предположить, что Валерий Васильевич, просто-напросто недоволен местным минкультом? (Это, в общем, вполне понятно; попробуйте найдите тех, кто доволен). Возможно, сам губернатор хотел бы управлять всеми процессами и держать руку на пульсе культуры. Однако, будучи мудрым и осторожным руководителем, он понимает: мир искусства нуждается не в грубой кадровой встряске, а в тонкой и точечной настройке. Банальных увольнений скорее всего не будет. Можно предположить другое: вычленение из минкульта одной структуры - первый шаг. Через месяц отпочкуются Управление по делам театров и Совет по библиотекам. Потом обретут отдельный статус Комиссия по музеям и Комитет по станковой живописи, а позже - Главк по скульптуре, Коллегия по архитектуре, Отдел графики и так далее. Вообразите судьбу большого улья, где каждую пчелу повысили в звании до пчелиной матки и дали каждой свой маленький улей. Вот-вот! К концу года от всего областного Минкульта останется только кабинет Светланы Краснощековой и она в этом кабинете. Тогда-то ей можно будет аккуратно предложить на выбор несколько синекур. Должность гендиректора памятника Константину Федину, к примеру. Или должность Главного хранителя скрипки Страдивари (с выездами на родину Страдивари). Или вакантное место консула Саратовской области в Сингапуре -- тем более, что акклиматизация не нужна: уж эти места Светланой Владимировной давно хорошо изучены...

Версия вторая - экономическая. А, может, дело не в минкульте и даже не в Светлане Краснощековой, а, грубо говоря, в деньгах?

Три года назад все перетасовки и перестановки в правительстве проводились как бы ради сбережения средств и под девизом сокращения аппарата. Теперь, вероятно, у Валерия Васильевича откуда-то появились лишние средства, которые просто некуда девать. Вы помните, с какой небывалой легкостью губернатор подарил более 30 миллионов будущему "трудославному" музею? А теперь поглядите внимательно на лица подчиненных Валерия Васильевича, министров областного облправительства. Румяные щеки, ухоженные зубы и гладкие лбы - хоть бы на одном отпечаталось роковое число 50 200 000 000 (внешний долг нашей области на апрель 2015 года). Неужели губернатор нашел клад?

Что ж - идея богатая. Любой из легендарных кладов (Кудеяра, Пугачева, Разина) позволит Валерию Васильевичу превратить любой бюджетный дефицит в сверкающий профицит. А уж будущее местных аппаратчиков выглядит ослепительно: после конвертации найденных ценностей в рубли губернатор сможет увеличить правительство втрое. Можно добавить Министерство красоты (для поддержки МЧС - пусть вместе спасают мир), Министерство пряностей и пряников, Министерство по делам колоний, Министерство водки, Министерство дерзких фантазий А. С. Ландо и пр. Работников ДПС и ППС можно отправить в бессрочный - и хорошо оплачиваемый - отпуск, заменив их туарегами, сикхами или швейцарской гвардией...

Наконец, версия третья - сугубо административная. Вдруг всё дело - не в минкульте и даже не в кладе? Может, это вообще вынужденная мера? Ну как зонтик, раскрываемый во время дождя.

Чтобы понять смысл появления в нашей области в 2015 году отдельного ведомства по охране культнаследия, надо вернуться к истокам и вспомнить, ЧТО из себя представляют сами Объекты культурного наследия (ОКН). Прежде всего, это (дальше будет цитата) "объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры". Логичнее всего предположить, что за прошедшие два года такого ценного имущества у нас значительно прибавилось, а потому без особого учреждения, предназначенного для их учета, контроля и охраны, просто не обойтись.

Окинем взглядом горизонт, вспомнив песню из кинофильма "АССА": "В моем поле зренья появляется новый объект. Иду на вы. Иду на вы. Иду на вы. Возможно, ты шкаф. Возможно, ты стол..."

Возможно, это новый тюз? Однако его открыли не в ближайшие два года, а раньше (вскоре, как мы помним, полыхнуло историческое здание на Вольской; тоже ведь, кажется, объект). Ладно, пусть не тюз. Может, это филармония? Разве ее не открывали в прошлом году под оркестр и даже в присутствии федерального культур-министра? Ах нет, извините: филармония - тоже объект довольно старенький, просто отремонтированный после пожара (он, кстати, случился во времена, когда объекты охранялись отдельно, и ни чуточки это не помогло). Историческое здание мукомольных складов Рейнеке? Тоже объект, мягко говоря, не новый, а теперь и бывший: после 4 апреля охранять уже нечего, кроме головешек (привет памятнику брандмейстеру, открытому в Саратове через три недели после того пожара!). "Дом художников" на Московской и "Дом с кариатидами" на Советской еще можно успеть взять под охрану, однако сами эти памятники архитектуры, так сказать, с большим стажем: появились они в Саратове еще задолго до рождения нашего губернатора...

Так для чего вновь возникло Управление? Ради какой сверхзадачаи? Быть может, мы чего-то пока еще не знаем? А вдруг новый объект, нуждающийся в сохранении и популяризации, пока скрыт от глаз жителей области? Сердце замирает в предвкушении чуда. Подняли со дна Волги "летающую тарелку"? Откопали на Кумысной поляне Град Китеж? Обнаружили во дворе Общественной палаты еще одну мумию Тутанхамона? Нашли в запасниках Радищевского музея ранее не известный шедевр Леонардо да Винчи? А что, если глава области решил таким способом вернуть Саратову гордое звание "культурной столицы Поволжья"? В таком случае, Валерий Васильевич, открою вам маленький секрет: мы ею и не были никогда.