Битва на Волге

21 мая 2015, 17:34
Битва на Волге
Судебные приставы выселяют жильцов таунхаусов
Мне довелось побывать возле злополучных таунхаусов. Местная "долина бедных" внушала уважение своим солидным видом

В Токио, Сингапуре или Шанхае каждый кубический сантиметр на учете. Иногда по телевизору можно увидеть, как там разбирают старенький шестидесятиэтажный небоскреб. Чтобы построить новый, вдвое выше. Такая рачительность вполне объяснима: городской земли крайне мало, а желающих ее освоить слишком много. Но все эти многомиллионные азиатские города отдыхают в сравнении с Саратовом и его окрестностями. В скромном граде на Волге происходят такие сражения за жизненное пространство, что японцы нервно курят в сторонке.

Если окинуть взором последние несколько лет жизни нашего города, может сложиться впечатление, что мы живем в столице какого-нибудь южно-азиатского "экономического тигра". Бетонные свечки растут ввысь, не стесняясь соседства с памятниками архитектуры, привычные просторные дворы постоянно уплотняют, а борьба с незаконным строительством приобрела невиданный прежде размах и задор.

Вот взять, к примеру, две высотки, построенные компанией "Новострой XXI век" на въезде в поселок Юбилейный. Какие кипели страсти вокруг этой истории! Дольщики готовы были штурмовать правительство области, а суды раз за разом выносили жестокие решения снести здания.

А ситуация с таунхаусами в Алексеевском овраге? Здесь разыгралась самая настоящая драма — уже обжившиеся в уютных квартирах люди готовы были противостоять спецназу судебных приставов. Их выселили вместе с диванами, фикусами и кошками, не взглянув даже на слезы детей.

Несколько дней назад мне довелось побывать возле злополучных таунхаусов. Местная "долина бедных" внушала уважение своим солидным видом — кто-то строил себе дворец "под Баварию", кто-то тужился изобразить то ли Древнюю Грецию, то ли Египет. Жить здесь просто чудесно. На природе, с видом на Волгу, густой перелесок спускается прямо к реке. Соловьи поют. Правду говорят, что не в деньгах счастье.

Несмотря на все спешные штурмы и постановления судов, несмотря на позорное выселение граждан вместе с детьми, таунхаусы стоят на месте и по сей день. Чернеют окна без занавесок, обращенные к великой русской реке, комфортные квартиры тупо простаивают без жильцов, в то время когда их владельцы мыкаются по съемным хатам и дачам. Понимаете? Никто не спешит крушить эти спорные строения, вокруг которых было сломано столько копий. Да и обстановка вокруг не слишком к этому располагает. Коттеджи строятся то там, то сям, хаотично валяются бетонные блоки. Земли на склонах Алексеевского оврага — хоть пятой точкой ешь.

То же и с творением "Новостроя": два каменных "пупырышка" посреди местных пустырей и дачных массивов отчего-то не привлекают японских инвесторов, готовых сносить и снова строить на этой "золотой" земле.

А какой был бой за сквер в Петровске, в котором решили построить дом для переселенцев из ветхого и аварийного жилья! Местные жители объявляли голодовку, ночевали во дворе, стояли насмерть за привычный им двор. Тем не менее после налета молодчиков с бензопилами сквер истребили, а на его месте выкопали котлован. К слову сказать, это строительство, из-за которого власти схлестнулись с жителями, так и замерло на уровне фундамента. Так стоило ли заваривать всю эту кашу?

И знаете, что больше всего поражает во всех этих историях? Да то, что застраиваются самые нелепые, проблемные клочки земли, словно назло всем, тем временем под снос пытаются отправить строения, которые никому не мешают. Все эти ситуации так и хочется обозначить одним емким словом, характеризующим состояние дел в строительной отрасли области, — абсурд. В самом центре Саратова стоят целые кварталы гнилых избушек, в половине которых никто не живет — к примеру, на улицах Григорьева, Первомайской или Киселева. Но строить отчего-то нужно именно во дворе девятиэтажки или вплотную к детскому саду.

Именно Его Величество Абсурд заставляет застраивать свободные участки в новых районах города без учета парковочных мест для машин, именно он, родимый, царит в головах тех, кто безмерно уплотняет центр, нарушая все возможные правила психоэкологии. Ведь глядя из окна в стенку дома напротив, до которого десять, а то и пять метров, можно почувствовать себя в карцере. На пожизненном.

Тем временем площадь Саратовской области остается неизменной — 101,2 тысячи километров. На каждого из нас по четыре с лишним гектара земли. Можно тешить себя этой мыслью, когда у вас начнут копать котлован под окнами.