Кризис? Нет, показалось

Кризис? Нет, показалось
Этот интерес заставляет предположить, что любимое занятие саратовской "элиты" - смотреть, как пашут другие, вместо того, чтобы пахать самим

Реальность нашей страны, пожалуй, все-таки служит самой выразительной иллюстрацией на тему того, как сильно видение той или иной ситуации у людей различается в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. На днях вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов заявил, что худшие сценарии в экономике страны не реализовались, и предрек начало нового роста "уже в конце текущего года". Многих этот оптимизм, мягко говоря, удивил. Но жители Саратовской области были в лучшем положении, чем остальные россияне. Ведь у нас некоторые представители власти намного опередили Шувалова в оптимистичных оценках ситуации и давно ведут себя так, будто никакого кризиса нет и не было.

Как уже писала "Газета Наша Версия", пару месяцев назад министр экономического развития и торговли области Владимир Пожаров заявил в эфире радио "Эхо Москвы в Саратове", что в области "кризиса пока нет". (Подробнее см. статью "Кризис не для всех" в № 9 (305) от 13 марта 2015 года). Так что если Шувалов сказал хотя бы, что кризис был, но закончился, то в Саратовской области он, следовательно, и не начинался! В этой концепции пустые павильоны в торговых комплексах, уволенные сотнями рабочие с предприятий, рухнувшие в Саратове продажи жилья, автомобилей, одежды и много другого – это, надо понимать, обычная нормальная жизнь…  

Если говорить серьезно, информационный фон, в котором живет в последний год Россия, свидетельствует не в пользу позитивных оценок Шувалова и других оптимистов. Обстановку в целом проще всего охарактеризовать выражением вроде "кризис шагает по стране".

Глава министерства промышленности и торговли страны Денис Мантуров на днях сообщил, что оборот розничной торговли в России за 4 месяца этого года упал на 6%, что свидетельствует о снижении покупательской способности населения. Апрель вообще  экономистов не обрадовал - сокращение внутреннего спроса было больше, чем в марте, а частное потребление в рознице сократилось почти на 10%.

Продажи одежды и обуви в России в первом квартале сократились по сравнению с тем же периодом 2014-го на 42%. Впрочем, по другим сегментам цифры еще круче. Продажи легковых автомобилей в первой четверти года стали худшими за последние 10 лет. А продажи грузовиков КАМАЗ, к примеру, по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2014 года в этом году упали на внутреннем рынке на 49%. Приехали, это называется.

Надеяться, что в скором времени спрос подрастет, особых оснований нет. Скажем, министерство труда на днях предрекло, что реальные зарплаты россиян в 2015 году сократятся почти на 10%. По данным РБК, в апреле располагаемые доходы граждан уменьшились в годовом исчислении сразу на 4%, а месяцем ранее - еще на 1,8%. При этом реальная зарплата (то есть ее покупательная способность в связи с ростом цен), только в апреле 2015 года упала к апрелю 2014-го на 13,2%. В этом свете не удивительно, что почти половину всех денег в апреле наши сограждане потратили на продукты и табачные изделия.

В таких условиях предсказуемо начали расти всевозможные долги. К примеру, долг россиян за жилищно-коммунальные услуги на 1 мая 2015 года впервые преодолел планку в триллион (!) рублей.

Специалисты отмечают, что падение зарплат приведет к дальнейшему сокращению розницы и услуг, а также к торможению жилищного строительства. Ни в возможность роста ВВП в 2015 году, ни в возврат экономики к быстрому подъему в 2016-м многие эксперты пока не верят, ожидая, что спад перейдет в затяжную стагнацию. Резюмировать ситуацию проще всего заголовком из газеты "Ведомости": "Экономисты не видят дна рецессии".

Саратовская область, как часть страны, переживает все перипетии кризисного времени в полном объеме. Судя по цифрам из банковской сферы, кредитование местной экономики падает. И речь идет уже не только о резком снижении объемов ипотеки, о котором в последний месяц не сказал только ленивый. К 1 апреля кредитный портфель по всем заёмщикам Саратовской области по сравнению с 1 января  уменьшился на 2,3%. По субъектам малого и среднего предпринимательства - на 2,1% . На руках у населения области на 1 апреля было 141,2 млрд рублей кредитных средств, что на 3,7% меньше уровня начала года.

За январь-март физическим лицам в нашей губернии было выдано 1905 ипотечных жилищных кредитов. Для сравнения: в прошлом году за такой же срок банки выдали три с лишним тысячи ипотечных кредитов. И по остальным секторам кредитования тоже был рост, а не спад, как теперь.

Еще в январе этого года Финансовый университет при правительстве России распространил данные о том, что 54% населения Саратова – это малообеспеченные жители, а еще 10% – "критически бедные". В конце апреля по результатам исследования качества жизни в крупных городах этот же вуз включил Саратов в тройку беднейших городов России по итогам первого квартала 2015 года. Доля бедных (то есть тех, кому с трудом хватает на питание), в Саратове составила 19%.

На этом фоне особенно издевательски смотрятся декларации о доходах саратовских чиновников и депутатов, цифры из которых в последние несколько недель наводнили местные СМИ. Многие из представителей местной "элиты" зарабатывают в месяц средний годовой доход своих земляков. Да, эти мужественные люди, как и вся страна, "затянули пояса" и уже урезали неплохие, по меркам региона, зарплаты. Но чувствуют ли они кризис на самом деле, как большинство населения?

Пока некоторые действия и заявления саратовской власти совсем не продвигают к оптимизму, за который агитирует вице-премьер Шувалов. На днях в правительстве прошло заседание "комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в области". "Главным в сложившейся ситуации должен стать стратегически выстроенный и реальный план действий, учитывающий необходимость создания новых высокотехнологичных промышленных комплексов и модернизацию имеющейся производственной базы", – процитировала пресс-служба в сообщениях о мероприятии слова губернатора Валерия Радаева. Если речь все еще идет о некоем "плане", а вовсе не об анализе его исполнения, регион хочется пожалеть.

На прошлой неделе министерство экономики провело мероприятие по развитию туризма, хотя для этих целей у нас в регионе вообще-то есть другое министерство. Как написал в статье для одного из деловых порталов бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев, "история не знает примеров выхода из кризиса без роста инвестиций. Пока у нас нет оснований на него рассчитывать". Саратовской области, надо понимать, рост инвестиций тоже не светит, раз министерство экономики в кризис вдруг взялось за туризм…

Губернатор Валерий Радаев в одном из публичных выступлений на днях заявил, что процесс импортозамещения "пошёл уверенными темпами". На основании чего сделан этот вывод? Судя по полкам сетевых магазинов, чей ассортимент из-за санкций и роста курса рубля ощутимо уменьшился, многие виды продовольствия ни саратовские предприятия, ни другие российские так пока и не освоили. При этом один из местных мясокомбинатов в рекламных сюжетах на саратовском ТВ делает упор на использовании итальянских технологий в собственном производстве, представляя это как явное конкурентное преимущество. Как это бьется с импортозамещением и модой на бойкот всего европейского? Подобные ситуации заставляют думать, что импортозамещение — это нечто вроде новой игрушки для власти. А бизнесмены, как всегда, хотят использовать качественные технологии с предсказуемым эффектом здесь и сейчас, и не готовы ждать неизвестно сколько, пока кто-то из коллег с государственной поддержкой (или без нее) сделает российские аналоги технологических линий. Новости последних дней про "первый русский ноутбук", который весит 10 килограммов и работает на зарядке один час, любого бизнесмена могут заставить нервно предположить, что по программе импортозамещения скорее будет разработана какая-нибудь уникальная "макаронно-сверлильная машина", но не аналог западной техники для производства еды.

Есть известная фраза "можно вечно смотреть на горящий огонь, текущую воду и на то, как работают другие люди". На недавнем чемпионате по пахоте, прошедшем на территории нашего региона, кроме тех, кто непосредственно связан с сельским хозяйством и технологиями, было немало зрителей из числа непрофильных чиновников. К примеру, судя по фотографиям, в разгар рабочей недели на мероприятие зачем-то прибыли министр образования Марина Епифанова, главный федеральный инспектор Марина Алешина и другие официальные лица. Этот интерес заставляет предположить, что любимое занятие саратовской "элиты" - смотреть, как пашут другие, вместо того, чтобы пахать самим.

А экономика... Ну, Игорь Шувалов же сказал, что кризис уже почти прошел? Значит, так и есть. Всем, кто уже пострадал за это время — уволенным с саратовских заводов рабочим, оставшимся без заказов предпринимателям, закрывшим магазины торговцам - можно посоветовать, как выразился вице-премьер, "переходить к повестке развития". Тем более что саратовские-то чиновники к ней давным-давно перешли.