Огонь большого города

29 мая 2015, 11:49
Огонь большого города
Злые языки называют гранд-даму областного минкульта бранд-дамой, намекая на то, что ее карьера связана с огненной стихией

Понапрасну ни зло,

Ни добро не пропало.

Все горело светло,

Только этого мало

Арсений Тарковский

Скажи, Фигура, у тебя пламень в душе есть?

Аркадий Гайдар

Граждане! Будьте осторожны, проходя поздним вечером мимо областной филармонии и двигаясь к улице Соборной. Стоит вам зазеваться, как вы непременно столкнетесь с высоким усачом в каске и в шинели с двумя рядами пуговиц — примерно так выглядел солдат армии кайзера Вильгельма в годы первой мировой войны.

Шлемоносец протянет вам руку, как доброму знакомому, но едва вы прикоснетесь к ней, вместо живого тепла ощутите холод. Потому что ладонь усача — бронзовая, да и сам он, собственно говоря, тоже весь из бронзы. И головной его убор — вовсе не кайзеровский шлем, но пожарная каска. И поставлен этот памятник возле здания Главного управления МЧС России по Саратовской области не просто так, а чтобы напоминать саратовцам о школьной премудрости: горение есть физико-химический процесс превращения исходных веществ в продукты сгорания, который сопровождается интенсивным выделением тепла, полной или частичной деструкцией объекта возгорания и значительными финансовыми потерями...

Но! Если отнестись к данному процессу с умом и по-хозяйски, то сегодняшние потери могут обернуться завтрашними приобретениями.

Взять, например, недавний пожар на пересечении улицы Максима Горького и Рабочего переулка. Раньше там находился памятник архитектуры — мукомольные склады Рейнеке. Однако в 2013 году случилась некая экзотермическая реакция (ученые всего мира и поныне спорят о ее причинах), после которой 360 квадратных метров культурного объекта существенно пострадали. Но поскольку эти головешки еще сохраняли номинальный статус памятника, химическая реакция не успокоилась на достигнутом и в апреле нынешнего года подло атаковала снова. Площадь возгорания составила 200 квадратных метров, и объект "склады Рейнеке" окончательно ушел в историю.

Хотя кадровый костяк областного министерства культуры образуют женщины, потерю они пережили мужественно, без слез и истерик. Более того! В ходе недавней пресс-конференции министр Светлана Краснощекова, преодолев скорбь от утраты, держалась деловито и излучала оптимизм. Еще не рассеялся запах апрельской гари, а Светлана Владимировна уже объявила о будущих планах: на месте сгоревшей достопримечательности возникнет новая, куда более грандиозная — арт-объект под названием "музейный квартал"...

Злые языки называют гранд-даму областного минкульта бранд-дамой, намекая на то, что ее карьера связана с огненной стихией.

Напомним, что в ноябре 2006 года, когда Светлана Владимировна занимала должность директора областной филармонии имени А. Шнитке, внутри здания случился пожар. Бронзового брандмейстера поблизости от филармонии в ту пору и в проекте не было, а живые чуть-чуть не успели: когда красные машины с сиренами все-таки преодолели десять метров, пламя уже играло хроматическую гамму на деревянных конструкциях. Ремонт продолжался почти восемь лет и обошелся казне в 400 миллионов, а Краснощекова, словно птица Феникс из пепла, возродилась уже на посту министра (и, кстати, в этом качестве принимала участие в торжественной церемонии вторичного открытия той же филармонии "после реконструкции").

Спустя каких-то восемь месяцев после вступления Краснощековой в министерскую должность, полыхнул старый тюз. Брандмейстеры уже почти успели, но огонь проявил коварство и съел все, до чего сумел дотянуться. В итоге директора уволили, пепелище огородили, а депутаты Госдумы пообещали погорельцам 300 миллионов рублей. Правда, за эти деньги историческое здание на Вольской будет не столько восстановлено, сколько переосмыслено. Если вдуматься, разбушевавшееся пламя очень вовремя закрыло наболевшую тему: нужны ли областному центру целых два здания тюза, когда и с одним новым, на улице Чапаева, столько мороки? "Правительство области активно помогает нашим юным талантам, — объявила Светлана Владимировна через несколько дней после пожара. — В регионе много замечательных детских музыкальных и театральных коллективов, которые не имеют достаточных площадей для репетиций и выступлений". То есть, конечно, здание старого тюза "должно остаться детям", но в другом качестве. Пускай оно станет местом некоего "детского театрально-концертного учреждения". Если вы сейчас вздрогнули от слова "учреждение", то зря: в областном минкульте просто стиль такой. Деловой. Не сентиментальный...

А теперь пора вернуться в наши дни и к главной теме — то есть к упомянутому проекту музейного квартала. Светлана Владимировна рассказала, что вместо бывших мукомольных складов саратовцы обретут кое-что получше: "этнокультурный ремесленный комплекс, музейно-выставочный комплекс современного искусства и открытый фонд краеведческого музея". Журналисты уже прикинули реальные затраты на сооружение нового комплекса и получилось что-то около миллиарда рублей. Но стоит ли скупиться, когда речь заходит о высоких материях? "У нас будет такое, чего еще ни у кого не было, — пообещала министр. — Нет смысла делать то, что уже есть в России. Этот квартал должен стать объектом туристического притока гостей. Он может замечательно вписаться в туристическую карту, которая создается министерством спорта..."

Дорогие земляки, вам эти пламенные речи ни о чем не напоминают? Я вот, например, сразу представил, что неким волшебным образом перенесся из города Саратова в город Васюки и присутствую на лекции гроссмейстера О. Бендера. Да-да, той самой знаменитой лекции про межпланетный шахматный турнир. "Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы..."

Пожалуй, у Васюков из романа Ильфа и Петрова гораздо больше шансов стать всепланетной шахматной столицей, чем у нашего областного минкульта — реализовать все эти вселенские планы в заявленном объеме. Думаю, что Светлана Владимировна, представляя публике эту миллиардную утопию, сама ясно осознает, что проект, скорее всего, останется лишь на бумаге. Ну какой там, к дьяволу, туристический приток, когда набережная уже который год находится в полуразобранном состоянии и даже обычные волжские (ничуть не океанские!) суда не могут к нам нормально пристать? Ну какой там новый музейный комплекс, когда посетители все реже заходят и в существующие местные музеи, притом с завидным бэкграундом? Ну какой там, извините, миллиард на мелкие расходы, когда не хватает копеечек для сельских библиотек? И почему у нас слово "культура" так часто и так тесно соседствует с другим словом из шести букв, а именно "показуха"? И не получится так, что на очередном саратовском пепелище вырастет в итоге не что-то зажигательно-культурное, а нечто неуловимо-коммерческое?

Расскажите нам про Сингапур, Светлана Владимировна. Расскажите нам про тамошнее "экономическое чудо" и про борьбу с коррупцией. И правда ли, что на родине Ли Куана Ю тоже иногда случаются пожары, но при этом культурные объекты почему-то не страдают? Может, у них, у сингапурцев, климат какой-то неправильный?