Только бы не караоке

Только бы не караоке
"Из здания, которое занимает министерство культуры, выселить всех и туда пустить тех, кто может заниматься культурой. То же самое с остальными министерствами области. Может, станем более лучше жить сразу?"

В прошлом номере газеты рассказывалось о том, что управление Судебного департамента в Саратовской области отсудило часть здания у администрации Фрунзенского района. Теперь чиновники должны покинуть помещения, которые раньше принадлежали райкому КПСС, чтобы освободить место для служителей Фемиды. Мы предложили читателям и известным саратовским деятелям поразмышлять над тем, кого еще и откуда можно было бы "выселить" ради улучшения жизни в региональном центре.

Советник аппарата советников и помощников губернатора Саратовской области по аграрным вопросам Дмитрий Аяцков:

Только бы не караоке

— К сожалению, есть такие примеры, когда в начале 90-х годов не были востребованы детские садики. Родители просто не вели туда своих детей, да и демографическая ситуация стала изменяться. И местные власти передавали здания детсадов прокуратуре, судам, под какие-то другие нужды. Таких примеров у нас в области очень много. Где-то этот процесс происходил с нарушением закона.

Садиков сейчас не хватает. Есть, например, возможность вернуть одно учреждение, которое сейчас занято полицией. Это, конечно, должно быть решение властей. Им необходимо изучить вопрос и принять верное решение. Потому что эти помещения, наверное, не очень удобны и для полицейских. Ведь там условия для детей были, лестничные марши и так далее.

Чтобы решить вопрос с размещением детей не только с 3 до 7 лет, но и возродить ясельные группы, нужны хорошие, комфортные условия. Они были. Очень много таких помещений было у промышленных предприятий. Куда они ушли, подо что их используют? Тоже вопрос.

Что касается конкретно решения суда по зданию Фрунзенской администрации... Суд — самый гуманный в мире. Он решил, приставы исполнят.

Депутат Саратовской городской думы Виктор Марков:

Только бы не караоке

— Сложно так сказать, кого выселить, кого вселить... Можно взять для примера 90-е годы, в которые я стал депутатом областного совета. Сейчас не упомнишь все названия различных комитетов, подразделений правительства области, федеральных структур, которые создавались только во имя и во благо. Но по площадям, которые они тогда занимали, разница с сегодняшним днем разительная. Раньше все органы областной власти, если не брать в расчет КПСС, размещались по адресу: Московская, 72. Там были и администрация Саратовской области, и областной совет, в первое время после советской власти там и представитель президента находился. То есть все умещались и сидели довольно компактно.

Потом пошло веяние, что чиновничьи структуры нужно развивать для новых — рыночных, демократических — условий. И началось расширение площадей. На сегодняшний день многие из реформ уже завершены, некоторые успешно, некоторые вообще незаметно прошли, а все эти структуры остались. Раз в пять, а то и в десять, сейчас увеличилось количество площадей, которые занимают различные чиновники и околочиновничьи структуры.

Если говорить о том, к чему мы шли, в сторону европейского, так скажем, развития, то там чиновник занимает мало места. Во всяком случае, значительно меньше, чем у нас. Там его функции дополняются различными саморегулируемыми организациями, общественными организациями, профессиональным сообществом и предпринимательством.

Вот пример успешных реформ в этом плане: у нас раньше было управление торговли, и по всем районам сидели чиновники, которые чем-то руководили, — это все отпустили на свободу, и они оказались не нужны. Но в других отраслях... Например, в советское время у нас муниципалитет занимался всем подряд: и автобусами, и троллейбусами, и строительством, и содержанием жилья. То есть были свои муниципальные предприятия. Сегодня ничего этого нет, а чиновники, которые все регулировали, остались.

В итоге мы до лучших европейских образцов местного самоуправления так и не дошли. И в то же время — ушли из советского прошлого. На Западе чиновники нужны для того, чтобы провести честные конкурсы. Объявляют наименование работ, их объем, а потом контролируют выполнение. Все. А у нас и конкурсы проводятся, и чиновников осталось — хоть завались. Они себе находят какую-то работу, в основном отчетность. Пишут друг другу отчеты, отправляют в областное правительство. По моему мнению, у нас край непаханый еще. Говорят, что с бюджетом плохо, но с бюджетом, наверное, все хорошо, потому что никаких сокращений нет. И говорят, что чиновник — тяжелая работа, сродни шахтерской. Но что-то не видно вакансий, чтобы люди из чиновничества бежали в предприниматели, например.

Если говорить о том, под какие цели можно было бы использовать занятые площади, то у нас очень мало помещений для детей (подростковые, спортивные клубы). Муниципалитет, например, вынужден арендовать помещения под библиотеки — есть такая история. С легкостью отдаем здания под размещение федеральных структур, в том числе безвозмездно, а сами арендуем, например, площади под музыкальные школы. Под скорую помощь, кстати, тоже арендуем некоторые помещения и под больницы. У нас есть над чем работать в этом плане.

Председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков:

Только бы не караоке

— В этом подходе есть системная ошибка, которая и устраняться должна системно. Нужно говорить не об отдельных зданиях, а в целом о порядке передачи и продажи имущества между сферами власти. Такие же проблемы встают и между властью и бизнесом. В условиях ограничения бюджета (а это ограничение имеет перманентный характер во все времена) всегда есть желание отнять. Всегда есть аргументы в пользу "нам нужно", и "у вас несправедливо больше", и "нам нужно развиваться". Такие попытки давно совершаются со стороны всех ветвей власти по отношению к нижестоящим органам власти или к бизнесу.

Но есть и другие подходы: купить или построить самим. Покупка является самым рыночным и взаимоуравнивающим способом передачи имущества. Строительство может быть даже дешевле покупки, но требует долгого оформления документов. Ничто не мешает судебному департаменту и другим федеральным службам искать деньги на покупку или на строительство. И именно этот подход является государственным, так как не ущемляет интересов остальных участников управления государством.

Ведь никто не снял полномочий с муниципалитетов. То есть выселять никого не нужно. Нужно строить новые здания, соответствующие по формату. Этим могут заниматься и предприниматели по заданию и по договору с любыми федеральными структурами. Если эту системную ошибку не остановить, то будет продолжаться порочная практика отъема земли у предпринимателей под любым предлогом, в том числе по судебным решениям. Судам от этого плохо не будет, а вот экономике в целом такая практика наносит ущерб. Все говорят о напуганных и убегающих инвесторах, но корни бегства капитала просматриваются везде.

Первый секретарь Саратовского горкома КПРФ Александр Анидалов:

Только бы не караоке

— Учитывая, что у нас сейчас сложилась такая ситуация, когда чиновников в Российской Федерации больше, чем было во всем Советском Союзе, может быть, их и сократить? Даже по нашей партийной установке под сокращением расходов на чиновничий аппарат понимается и сокращение мест их расположения. Но при этом мы предлагаем сократить и фискальные органы, суды, различные полиции. Смело можно сокращать расходы на них, в том числе и по размещению.

Что на их место? У нас сейчас по строительству церквей очень высокие темпы, а вот по детским садам и школам темпы гораздо ниже. Хотя я прекрасно понимаю, что многие из учреждений, которые занимают чиновники, не совсем соответствуют по функционалу, поэтому нужно смотреть, что можно размещать в конкретном здании. Например, медицинские учреждения, где сейчас проводятся сокращения.

По поводу переезда суда в районную администрацию, я думаю, просто поменяли шило на мыло. Суды отнюдь не всегда отражают интересы народа, поэтому стоило ли туда помещать эту организацию, я не уверен. Хотя такие решения принимаются не только в Саратове. В Балакове уже давно суд размещен в здании, которое было построено на партийные взносы.

Композитор, художественный руководитель Саратовской областной филармонии имени Альфреда Шнитке Анатолий Катц:

Только бы не караоке

— По поводу размещения суда в здании администрации Фрунзенского района встает острый вопрос: что для меня, как гражданина города Саратова, важнее? Чтобы там была администрация или суд? Потому что они одинаково полезны. Думаю, что для меня ничто не важнее, потому что ни туда, ни туда я уже не обращаюсь лет, наверное, 30. Так что мне безразлично. Если они сумеют уместиться все вместе в одном здании — будет совсем замечательно.

Я бы закрыл половину этих огромных торговых центров, четырех-пятиэтажных. Народ там всегда есть, но покупательская активность, как мне кажется, очень маленькая. Таких зданий и на проспекте Кирова сколько угодно. Там можно было бы разместить какие-нибудь организации, которые способствовали бы чуть большему умственному развитию общества, нравственному развитию. Только не надо открывать очередной караоке-клуб. Вот это — жуткое совершенно заведение. А так культурные заведения, безусловно, нужны.

P.S.

Читатели поделились своими мнениями по этому поводу в форуме на сайте www.nversia.ru. Как мы и обещали, приводим наиболее интересные комментарии. Пользователь с ником "Некто" посчитал, что в Саратове можно избавиться от районных администраций, отметив, что они "или деньги собирают на Черноморский флот, или другим мешают работать". На месте чиновников было предложено разместить общественные организации.

Еще один читатель, назвавшийся "Иван Васильевич", написал: "Очень простое есть предложение в свете последних событий. Из здания, которое занимает министерство культуры, выселить всех и туда пустить тех, кто может заниматься культурой. То же самое с остальными министерствами области. Может, станем более лучше жить сразу?"