Иди и бойся

4 сентября 2015, 16:49
Иди и бойся
Марианна Волоскова
"Это был нелицеприятный разговор, — пересказывает суть беседы Марианна Святославовна. — Он говорил: "Ты что, не понимаешь, кто я, а кто ты? Ты зря затеяла все это. Ты проиграешь эту войну"

Нечистые на руку деятели могут устроить прибыльный бизнес на людях с психическими расстройствами. Так ли это в ситуации, которая описана ниже, решать компетентным органам. Мы же только расскажем историю, приключившуюся в Шиханском психоневрологическом интернате в этом году. Все началось с того, что один из постояльцев этого учреждения сбежал во время планового занятия физкультурой, проводившегося на городском стадионе.

Интернат, о котором пойдет речь, был открыт в ЗАТО Шиханы совсем недавно — в 2013 году. В нем обитают более 60 человек с психическими отклонениями, которых здесь называют проживающими. Собственно, для этих людей психоневрологический интернат (ПНИ) — родной дом, в котором им предстоит провести всю свою жизнь.

Побег

Утром 25 мая 2015 года инструктор по лечебной физкультуре (ЛФК) Шиханского психоневрологического интерната Марианна Волоскова вывела десятерых подопечных на лечебную прогулку с мячами. Как она отмечает, пришлось покинуть территорию ПНИ, поскольку условий для занятий спортом в самом интернате не создано. Более того, якобы по устному указанию руководства этого учреждения подобные мероприятия с психически нездоровыми людьми проводятся именно на стадионе за спортивной школой ЗАТО Шиханы.

— Это была плановая прогулка с проживающими, — отметила Марианна Святославовна в беседе с корреспондентом нашего издания. — Никаких распоряжений о том, что им нельзя покидать пределы ПНИ, не было. Сопровождала их я одна, поскольку в это время все санитары были заняты другими делами.

Во время игры один из проживающих запустил мяч в заросли кустарника и побежал его вернуть. Спустя минуту, почуяв что-то неладное, за ним бросились вдогонку, но было уже поздно — подопечного след простыл. Марианна Волоскова сразу же доложила о случившемся и написала объяснительную записку, в которой указала, что спортивная прогулка была плановой и согласованной с руководством.

Во все тяжкие

В тот же день исполняющая обязанности старшей медсестры в служебной записке сообщила о том, что все санитары во время проведения прогулки действительно были заняты. О побеге заявили в полицию. Тогда же, 25 мая, собралась комиссия по расследованию факта самовольного ухода интернатского подопечного. Председательствовал директор ПНИ Александр Цурган.

Комиссия пришла к выводу, что Волоскова "совершила ошибку в процессе осуществления своей деятельности, повлекшую за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни" беглеца. Также в документе указали, что с этих пор запрещен выход проживающим за пределы территории интерната без санитара. Получается, что до этого подобное не возбранялось?

Как бы то ни было, но на основании протокола заседания комиссии, а также служебной и объяснительной записок 28 мая Александр Цурган издал приказ, согласно которому инструктору ЛФК был объявлен выговор. Все за те же "тяжкие последствия для здоровья и жизни". Хотя беглец вернулся в интернат живой и здоровый.

Не согласившись с тем, что ее могут уволить и лишают премии на год, Марианна Святославовна написала возражения на приказ. Она, в частности, указала, что занятия проводятся за пределами ПНИ по распоряжению руководства, так как на территории интерната специально оборудованных площадок нет.

Ну а дальше Волосковой пришлось ввязаться в переписку с администрацией интерната. Чтобы избежать повторного выговора и увольнения, она стала направлять на имя директора служебные записки. Вот, например, от 10 июня 2015 года: "Довожу до Вашего сведения, что по Вашему распоряжению утренняя зарядка проводится в опасном для жизни и здоровья проживающих месте. Прошу Вас обеспечить площадкой для безопасного проведения утренней зарядки, соответствующей нормативам". В другой записке Марианна Святославовна информировала Александра Цургана о том, что без его письменных распоряжений не станет проводить спортивные занятия за пределами интерната.

— Я и раньше регулярно сообщала директору о том, что, являясь инструктором ЛФК, фактически не имею рабочего места, — расказывает Волоскова. — Просила решить этот вопрос и обеспечить необходимым спортивным оборудованием. Но после этого случая с побегом стала подавать два экземпляра, чтобы один мне возвращали с пометкой о принятии.

По всей видимости, такая активность была воспринята руководством интерната как бунт на корабле. Директор вызвал инструктора ЛФК к себе на разговор...

Диванная физкультура

— Это был нелицеприятный разговор, — пересказывает суть беседы Марианна Святославовна. — Он говорил: "Ты что, не понимаешь, кто я, а кто ты? Ты зря затеяла все это. Ты проиграешь эту войну, иди и бойся". И тому подобное.

Об этом, а также о побеге подопечного и об отсутствии нормального рабочего места инструктор написала в Государственную инспекцию труда в Саратовской области. Также заявитель сообщила о странных выплатах заработной платы. От месяца к месяцу, по словам Волосковой, денежное вознаграждение в интернате может отличаться на сумму до 5 тысяч рублей.

В июне 2015 года из инспекции пришел ответ, в котором говорилось, что разница в размере заработной платы возникает из-за того, что премирование сотрудников интерната — это право, а не обязанность работодателя. Что касается рабочего места, то проверять его наличие и комплектацию даже не стали, поверив карте аттестации, из которой следует, что у инструктора ЛФК "нормальные условия труда".

Зато после этого обращения приказ о наложении взыскания в виде выговора за побег подопечного директором ПНИ был отменен. Как считает Марианна Святославовна, сделано это было задним числом.

Что касается отсутствия оборудованного рабочего места, то по этому поводу Волоскова на днях побывала на приеме у руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области Алексея Санникова. Алексей Сергеевич заверил, что будет проведена проверка с выездом на место. Кроме того, в инспекцию была предоставлена видеозапись, на которой запечатлен так называемый зал лечебной физкультуры в Шиханском психоневрологическом интернате.

На записи, имеющейся в распоряжении нашего издания, видно, что для того, чтобы попасть в это помещение, необходимо сдвинуть диван, расположенный почему-то прямо напротив двери. Собственно, передвижение дивана из стороны в сторону — это, похоже, единственное физкультурное упражнение, которым здесь можно заняться. Дело в том, что зал ЛФК в интернате совмещен с комнатой отдыха (на видео запечатлены соответствующие таблички на входе). Ну а внутри этого кабинета находятся вазы с растениями, большой диван и телевизор. Что из этого набора является оборудованием для лечебной физкультуры — непонятно.

— Я знаю, что у нас в другом здании есть комната, в которой хранятся новые тренажеры, закупленные еще к открытию интерната, — рассказала Марианна Волоскова. — Может быть, они ждут, пока подойдет срок для списания этого оборудования, чтобы потом себе домой забрать? Так что к проверке они могут подготовиться, перенести все это в зал. Поэтому я видео и сняла. Да и все проживающие могут рассказать, что за полтора года работы интерната ни разу не видели тренажеры.

И цветочки

Инструктор ЛФК рассказала также, что в настоящее время финансовой деятельностью Шиханского ПНИ заинтересовались в Управлении по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД по Саратовской области. Возможно, это связано с платежными карточками, которые имеются на руках у проживающих. По словам нашей собеседницы, был случай, когда родственница одного из подопечных установила sms-информирование о совершаемых им операциях по карте. В итоге она обнаружила пропажу 20 тысяч рублей. В прокуратуру сообщать не стала, потому что деньги вернули. Правда, Волоскова не исключает, что для возмещения пропажи кто-то прошерстил карточки других проживающих...

— Вообще, мне очень жалко этих людей, подопечных, — заметила Марианна Святославовна. — Они ведь не всегда могут понимать, что происходит вокруг. Вот был случай, когда тех, что помоложе, решили отвезти в цирк — посмотреть представление. Понадобилась одежда, на которую выделили, на мой взгляд, огромную сумму денег. Я зашла посмотреть, что в итоге купили, и была в шоке! Мне показалось, что парням дали какие-то женские обрезанные джинсы, поношенные бейсболки, самые дешевые футболки... Не знаю, где все это взяли. Якобы в магазине купили. Но на одних джинсах сзади маркером какие-то надписи были закрашены. Они-то потом счастливые будут ходить, мол, нас в цирк отвезли, одежду купили... А то, что это все за их счет сделано, и кто знает, чьи семьи еще на представление под это дело свозили, этого же они не узнают.

Кроме того, инструктор ЛФК поделилась мыслями по поводу того, что служебный автомобиль ПНИ может использоваться не по назначению. Якобы персоналу порой приходится возить заболевших подопечных в больницу на такси за свой счет. В то же время есть подозрения, что автомобиль, закрепленный за интернатом, ездит в аэропорт Москвы, где с самолета загружается цветочными луковицами. А потом перевозит груз в Вольск.

Возможно, все это бредовые слухи. Ну а то, что директор интерната Александр Цурган приехал в ЗАТО Шиханы из Вольска, в котором зарегистрирована индивидуальный предприниматель Антонина Цурган, занимающаяся декоративным садоводством, — просто совпадение. Впрочем, сотрудникам полиции, если они действительно будут проводить проверку, не составит труда выяснить, кем и как используется служебный транспорт ПНИ.

P.S.

Получить комментарий Александра Цургана по этому поводу нам пока не удалось. Директор психоневрологического интерната находится в отпуске. Его заместитель по общим вопросам Оксана Капитонова заявила, что Марианна Волоскова по собственной инициативе отвела подопечных заниматься спортом на стадион в тот злополучный день, когда произошел побег. По словам Оксаны Викторовны, на территории Шиханского ПНИ есть необходимые оборудованные места для организации лечебной физкультуры.

Также Капитонова заверила, что зал ЛФК у них укомплектован тренажерами. Когда корреспондент нашего издания рассказал, что в его распоряжении имеется видеозапись, опровергающая это заявление, собеседница тут же ретировалась, посоветовав со всеми вопросами обращаться в министерство социального развития Саратовской области.

— У нас есть учредитель — министерство. Там вам расскажут, что у нас есть, чего нет, — отметила Оксана Викторовна.

Мы направили соответствующий запрос информации в минсоц региона и обязательно познакомим читателей с результатами его рассмотрения.