Минфин на выезде

29 октября 2015, 14:58
Минфин на выезде
Ассортимент "виноватых" широк и разнообразен, но большинство традиционно предпочитает Обаму, а иначе ориентированные граждане — "гейропу". Однако кто бы из иностранных партнеров ни нагадил, разгребать все равно придется нам

Что-то зачастили к нам в последнее время гости из федерального центра. И ведь сразу даже не поймешь, к добру это или к худу. С одной стороны, если слетаются они к нам как мухи на мед, значит, в губернской жизни кое-что сладкое еще имеется. Правда, с другой стороны, мысли приходят малоутешительные. Знаем мы, какие из мух гурманы и на что они всегда готовы слетаться. Вот и думай теперь, чем именно представляется Саратовская губерния столичным визитерам с высоты их положения.

Перефразируя великого русского классика Льва Толстого (Год литературы все еще обязывает), можно сказать, что каждый регион-донор в РФ счастлив по-своему, а все дотационные субъекты несчастливы одинаково. Причем последние постоянно оказываются в большинстве. И вот это самое большинство, по официальным данным, допрыгалось до того, что за семь лет в четыре раза снизило бюджеты развития и задолжало 2,4 триллиона рублей.

Вопрос "Кто виноват?" даже не обсуждается. А зачем, если на него в режиме нон-стоп отвечает телевизор? Ассортимент "виноватых" широк и разнообразен, но большинство традиционно предпочитает Обаму, а иначе ориентированные граждане — "гейропу". Однако кто бы из иностранных партнеров ни нагадил, разгребать все равно придется нам. В общем, от "Что делать?" так просто не отмахнешься. Необходимо хоть что-то похожее на ответ. Это нечто ищут сейчас многие, в том числе члены комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Все началось в прошлом году в Перми, где представители верхней палаты российского парламента признали, что существующие межбюджетные отношения еще не доведены до полного совершенства. Тернистый путь к идеалу нашел отражение в плане мероприятий или, как модно выражаться в современной чиновничьей среде, "дорожной карте". Не знаю, как называется то, чем в течение года занимались сенаторы, федеральный минфин, Счетная палата РФ и другие приближенные к бюджетным средствам лица, зато результат налицо: на начало 2014 года государственный долг консолидированных субъектов РФ составил порядка 1,7 триллиона рублей, а в начале 2015 года уже превысил 2,1 триллиона рублей (вклад Саратовской области — около 50 миллиардов рублей).

На полпути к межбюджетному совершенству федеральных финансистов поджидали губернатор Валерий Радаев, спикер регионального парламента Владимир Капкаев, председатель облдумского комитета по бюджету и налогам Николай Семенец, глава Саратова Олег Грищенко и многие другие неравнодушные к казенным деньгам граждане. Принимающей стороне было что сказать и председателю профильного комитета Совета Федерации Сергею Рябухину, и его первому заместителю Владимиру Петрову, и замминистра финансов РФ Леониду Гирнину. Однако наши официальные лица резонно решили, что негоже встречать гостей требованиями и упреками, и до поры до времени держали себя в руках. "В своем вступительном слове Сергей Рябухин поблагодарил Валерия Радаева и Владимира Капкаева за гостеприимство и предоставленную площадку для проведения заседания", — читаем мы в одном официальном пресс-релизе. "Губернатор поблагодарил Сергея Рябухина за выбор региона в качестве площадки для проведения выездного заседания комитета, посвященного подведению итогов реализации мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений", — говорится в другом. Собственно на этом аналогии с крыловской басней "Кукушка и Петух" и заканчиваются.

Наш Валерий Васильевич привычно оперировал понятиями "стабильность", "социальная направленность", "несмотря на", "жесткие условия", "целевые ориентиры" и "кластеры". Для исчерпывающей характеристики текущего момента этих слов явно не хватало, и тогда у народного губернатора нашлись другие: "Добиваясь роста основных макропоказателей реального сектора, целенаправленно усиливая меры по увеличению доходной части бюджета за счет мобилизации всех возможных резервов, ситуацией с бюджетом мы пока похвастаться не можем. Это связано с исторически сложившимися в Саратовской области структурными дисбалансами. Формирование валовой добавленной стоимости ВРП (валового регионального продукта — прим. авт.) происходит за счет секторов, имеющих незначительный налоговый потенциал, — это сельское хозяйство, бюджетная сфера, сфера услуг. Все это сказывается на низких темпах наполняемости бюджета".

Опытный Николай Семенец тоже не стал брать с места в карьер. Он начал издалека — с неукоснительно выполняемых социальных обязательств и смягчения последствий экономического кризиса. Но особо Николай Яковлевич отметил, что региональная власть поставила перед собой задачу "не придумывать мифические доходы". И только после этого Семенец предложил пополнить облбюджет новой статьей дохода — акцизами на табачную продукцию (сейчас они полностью поступают в госказну). В свое время наши парламентарии просили федералов оставлять в губернии 50 процентов табачных акцизов, но в правительстве РФ идею не одобрили, сославшись на то, что такой закон будет стимулировать рост числа курильщиков в регионах. "Мы согласны даже на другое соотношение, только не нулевое", — не терял надежды Николай Яковлевич и для пущей убедительности добавил, что по подсчетам облпрокуратуры на исполнение всех губернских законов необходимо 109 миллиардов рублей. "Посчитали и прослезились", — давил на жалость Семенец, но, похоже, не додавил до конца.

Пользуясь случаем, Олег Грищенко не преминул завести свою любимую песню: "...на момент принятия в 2003 году 131-го Федерального закона об организации местного самоуправления в бюджет Саратова поступало 21,3 процента от суммы собираемых на территории города налогов, то в 2014 году только 6,3 процента. Происходит снижение и фактического объема поступающих в местный бюджет средств. При этом отмечается стабильное увеличение суммы налоговых платежей, которые распределяются потом в разные уровни бюджета. То есть получается, что ежегодно город собирает налогов все больше, а получает в результате распределения все меньше". И как итог вместо необходимых как минимум 19,8 миллиарда рублей Саратов получает жалкие 6,7 миллиарда, то есть 33,6 процента от потребности.

Гости хозяев, разумеется, услышали. Но еще не известно, будет ли от этого толк. Комментарии визитеров слишком уж неопределенны, чтобы подтолкнуть хоть к каким-нибудь выводам. "В ходе совещания затронута тема законодательной инициативы Саратовской областной думы, касающаяся распределения акцизов на табак. Она звучит не впервые. Но, учитывая все факторы, мы должны обсудить ее, подготовить соответствующие предложения и направить их в правительство Российской Федерации. Сказать что-то определенное пока сложно", — вроде бы внял чаяниям Семенца сенатор Сергей Рябухин. Чуть конкретнее высказался Владимир Петров: "Заседание имеет практические итоги. Одно из прозвучавших сегодня предложений — введение дифференцированной шкалы налога. Сегодня у нас не снижается количество миллионеров. Для поддержания социальной справедливости необходимо принять меры законодательного регулирования".

Честно говоря, не очень понятно, какого рожна все эти великие финансисты к нам приезжали. Ну да бог с ними, мы любым гостям рады. И особенно, если они избавляют от страданий таких замечательных людей, как спикер Капкаев. "После приезда к нам комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации выяснилось, что это проблема не только нашего региона. Десятки регионов находятся в худшей ситуации. Долги регионов исчисляются триллионами. И терзать себя сомнениями, правильно мы делали или нет, смысла сейчас никакого нет, — заявил Владимир Васильевич. — Сейчас копаться глубоко и себя терзать, что что-то неправильно сделали… От ошибок никто не застрахован".