Между ангелом и бесом

15 ноября 2015, 09:41
Между ангелом и бесом
Сергей Нестеров
Кстати, если вы невзначай краем уха услышите, что в течение двух лет тарифы расти не будут, не верьте. Эта информация не вполне соответствует действительности. На самом деле все было так...

А ведь они нас боятся. Их сияющие сытые самодовольные физиономии — это всего лишь маски. Одному богу известно, что на самом деле творится в этих, с позволения сказать, умах и душах. И все же чрезмерная суетливость движений вкупе с беззастенчивым краснобайством выдают их с головой. До чего же они хотят нам понравиться! Как же страшатся нашего гнева! Однако уровень их компетенции настолько низок, что развешиваемая ими лапша так и норовит соскользнуть с ушей.

Какие же они все-таки забавные, эти наши народные слуги и примкнувшие к ним общественники! Им, видите ли, кажется, что рядовые граждане непроходимо тупы и вообще ничего не помнят (за исключением райского советского прошлого). Разумеется, все совсем не так. И пора бы уже этим господам хорошим перестать судить людей исключительно по себе. А то ведь до таких курьезов порой доходит…

Вы наверняка помните долгоиграющую историю с отменой и последующим возвращением социальных проездных. Почти все в ней было печально, однако областные деятели умудрялись придать ситуации анекдотический характер. Монетизацию льгот (ежемесячные сторублевые выплаты) разные, прости господи, колязины-ерохины-мазеповы-дерябины и иже с ними пытались выдать за торжество социальной справедливости. Тогда же на сайте облдумы появился пресс-релиз под заголовком "Увеличен размер ежемесячной денежной выплаты некоторым категориям льготников". И ведь с формальной точки зрения ничего кроме правды в нем не содержится.

Несколько особняком в то непростое время держался народный губернатор Валерий Радаев: "А почему мы сегодня пошли на это непопулярное решение? Если вы помните, год назад мы подняли проездной до 150 рублей. Мы только на этой части сэкономили 300 миллионов рублей. Это не экономия на ветеранах, это исправление того дисбаланса бюджета, который есть сегодня". Потом дорогой наш совсем разоткровенничался и был очень близок к тому, чтобы назвать вещи своими именами: "Из 42 миллиардов по факту исполнения бюджета 10 миллиардов мы выплачиваем в качестве компенсации льгот. Ни один регион ПФО столько не выплачивает. Поэтому мы должны разобраться в приоритете при таком подходе. Конечно, это болезненно, неприятно. Вы думаете, мне приятно это выслушивать? Я бы тоже мог где-нибудь в теньке посидеть и семечки погрызть, но у нас выхода другого нет просто". Разумеется, никто и не ждал от Валерия Васильевича прямого признания, что на всех сирых и убогих денег не хватит, поэтому отдельным слоям населения придется потерпеть. Собственно говоря, сейчас у власти любого уровня одна задача — правильно определить ту категорию граждан, чье терпение пока еще можно безнаказанно испытывать.

С первых дней 2015 года правительство Саратовской области буквально разрывалось между перевозчиками и пассажирами. Угодить всем означало следующее: полностью погасить долги перед первыми, повысить тарифы на проезд и "подрастить" среднюю по экономике зарплату. Наверное, где-то и такое бывает, но только не в нашем измерении. В общем, прогрессивному правительству, обремененному тощим бюджетом и солидным госдолгом, опять пришлось выбирать из двух зол. Процесс шел в полном соответствии с наказом Михаила Жванецкого: "Выбирай, но осторожно. Но выбирай!" Что в переводе на чиновничий означает: "Для нас важно сохранить баланс между интересами пассажиров и решением задач по развитию транспортного комплекса региона".

Терпение всех заинтересованных сторон было на пределе. Перевозчики настаивали на существенном увеличении тарифа, что чрезвычайно будоражило пассажирскую общественность. Так, например, облдеп и гендиректор ОАО "Автокомбинат-2" Андрей Беликов стал страшно популярным, предложив повысить стоимость проезда в автобусе до 22,18 рубля, в маршрутке — до 24,74 рубля. "Сегодня картина такова, что мы работаем в убыток. При этом бытует мнение, что транспортники спят на мешках с деньгами, но это не так", — пояснил Андрей Павлович. Откровения Беликова, как модно сейчас выражаться, взорвали интернет. Комментарии, один кровожаднее другого, дали понять, что транспортный вопрос саратовцев испортил не меньше квартирного.

Со временем выяснилось, что Андрей Беликов далеко не самый отъявленный перевозчик-радикал. Вот, например, генеральный директор ООО "Балаковский пассажирский автокомбинат" (БПАК) Кирилл Лаврентьев популярно объяснил невеждам, что 22 рубля за проезд отрасль не спасут. А потом у пассажиров случился очередной взрыв мозга, когда на заседании общественной палаты губернии сотрудница дорожного комитета администрации Саратова Галина Петрова сообщила, что рентабельными перевозки станут при тарифе не менее 30 рублей.

Позже стало ясно, что перевозчикам достались роли злых полицейских, пугающих население какими-то запредельными цифрами. Зато добрых полицейских было не в пример больше. Один из них — министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков — только и делал, что успокаивал широкие народные массы: "Могу сказать, что вопрос о повышении цены на проезд сейчас прорабатывается и анализируется. Здесь необходимо учитывать ряд составляющих и, конечно же, уровень доходов населения. <...>

Общественность должна понимать, что если мы не повысим на 1-2 рубля, то ситуация с перевозками будет ухудшаться. Есть инфляция 50 копеек на перевозку, и надо каждый год повышать".

Ноздря в ноздрю с ним шел глава администрации Саратова Александр Буренин: "Видимо, после того как я увижу все расчеты, если мы и повысим, то на очень небольшую сумму. Область может принять любое решение, но город волен принять свое". Не отставал от старших товарищей и разбирающийся во всем на свете облдеп Сергей Нестеров. Но сначала он подумал о людях и лишь потом заявил: "Конечно, 50-процентное увеличение (на 9 рублей — до 22 в автобусах и до 24 в маршрутных такси), как предложили некоторые бизнесмены-транспортники, это непомерная ноша для горожан. Если есть экономическое обоснование необходимости таких действий, то транспортники должны его предоставить. И, прежде всего, донести это до своих пассажиров. Чтобы те увидели логику".

И вот какая-никакая логика победила. С 15 ноября текущего года стоимость проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах вырастет до 17 рублей, в маршрутках — до 18 рублей. Получилось нечто из серии "и нашим и вашим". Хотя нет, это куда больше смахивает на "ни нашим ни вашим". В общем, прогрессивное правительство Саратовской области так и не сумело никому угодить.

Кстати, если вы невзначай краем уха услышите, что в течение двух лет тарифы расти не будут, не верьте. Эта информация не вполне соответствует действительности. На самом деле все было так. Губернатор Радаев провел очередное совещание с собственными заместителями и в ходе обсуждения ряда вопросов сказал им в точности следующее: "Даже с учетом увеличения на два рубля этот тариф будет средним по Приволжскому федеральному округу. Новый тариф необходимо зафиксировать минимум на 1,5-2 года. Эта мера в том числе должна отразиться на безубыточной работе предприятий, которые специализируются на перевозке пассажиров".