Что на что похоже

18 декабря 2015, 18:15
Что на что похоже
Недавно на заседании комиссии гордумы по промышленности, транспорту, связи и торговле с докладом выступил председатель городского комитета по архитектуре Виталий Ми...

У Ханса Христиана Андерсена была сказка "Как буря перевесила вывески". А у нас в Саратове с бурей решил посоперничать видный муниципальный чиновник. Недавно на заседании комиссии гордумы по промышленности, транспорту, связи и торговле с докладом выступил председатель городского комитета по архитектуре Виталий Ми...

Тпр-р-ру! Стоп! Стоп! Ну конечно же, не "Ми", а "Же"! Ловлю себя на нелепой ошибке: уже в который раз путаю Виталия Желанова с Виталием Милоновым. Отчего же это происходит? Главный архитектор Саратова вроде бы не похож на петербургского депутата — ни внешне, ни по интересам. Да, они тезки, и что? В конце концов, мало ли на свете людей с таким именем? В России известных Виталиев — почти как донов Педро в Бразилии. Бианки, Коротич, Кличко, Мутко, Соломин, Чуркин — список длинный. Быть может, все дело не в имени, а в том, что наш Виталий Анатольевич (как и Виталий Валентинович с берегов Невы) любит делать экстравагантные, мягко говоря, публичные заявления?

Судите сами: только в этом году господин Желанов дважды потряс саратовцев. Первый раз — когда представил удивленной публике проект "русского Куршавеля" почти в центре города, в районе Маханного оврага. Второй раз — когда предложил снести памятник Николаю Вавилову, что, мол, знаменитый генетик смотрит не туда. (Вторая из упомянутых инициатив, по счастью, уж точно не будет реализована — горожане возмутились и отстояли Вавилова. Но вот о грядущем "куршавеле" по-саратовски пока новых сведений не поступало.) А сногсшибательная идея, о которой и пойдет сегодня речь, посвящена наружной рекламе в городе.

Итак, главный архитектор Саратова представил новую концепцию. По замыслам городской администрации, нас ждет (цитирую сообщение информагентства) "приведение вывесок к единообразию, а также согласование рекламных конструкций". О да! Два любимых слова российских чиновников — "единообразие" и "согласование". Каждое из них — песня, исполняемая под мелодичное монетное звяканье.

Первое слово означает, что никто отныне не сможет бесконтрольно фантазировать и креативничать (то есть выпендриваться) и что любые проекты вывески, стенда или билборда могут быть уравнены одним асфальтовым катком и приведены к общему знаменателю — мол, пусть каждый сверчок знает свой шесток и не вякает. Ну а если вы хотите как-нибудь выделиться со своей "наружностью", то... Ставим аккуратное многоточие. Догадайтесь сами о вариантах.

Смысл второго любимого чиновничьего слова прост: саратовскому бизнесмену отныне придется преодолеть еще одну разрешающую (запрещающую) инстанцию, постоять в очереди и, хорошенько поунижавшись, получить-таки очередную бумажку с печатью. Бумажка эта, возможно, обойдется в приличную сумму даже по официальному прейскуранту (ведь городскому бюджету нужны средства). А уж сколько она может стоить по неофициальным расценкам, с надбавкой за срочность, особую понятливость или штучную снисходительность столоначальника. Даже не рискну предполагать.

Тому, кто лишь начинает бизнес и "утрясает" свою первую вывеску, еще повезет. А как быть тем, кто уже в бизнесе и успел потратить на наружную рекламу сотни тысяч? Все ломать и согласовывать заново? Если да, предприниматель (например, хозяин магазина или, скажем, ремонтной мастерской) будет вынужден компенсировать свои затраты, а расплачиваться в итоге придется горожанам. Спасибо господину Желанову за заботу о земляках! Удружил так удружил.

Между прочим, после выступления Виталия Анатольевича на заседании думской комиссии кто-то из городских депутатов осторожно попытался выяснить у докладчика, откуда, дескать, вообще взялась идея рекламной уравниловки и просчитаны ли последствия? Судя по публикациям в СМИ, главный архитектор от вопросов не отмахнулся и популярно объяснил что к чему. Смысл его объяснений свелся к следующему: во-первых, все новации заимствованы администрацией Саратова у коллег из Москвы, во-вторых, его, Виталия Желанова, раздражает городская среда, которая очень и очень замусорена...

Дочитав до этого места, вы подумаете: како-о-ой смелый Виталий Анатольевич! Как бесстрашно он наехал на местных коммунальщиков!

Э, нет, вы не так поняли. Главный городской архитектор уточнил, что замусорена наша среда "рекламными конструкциями, носящими аляповатый характер". Они, оказывается, "создают дополнительную психологическую нагрузку на граждан". Понимаете, да? Не очень? Попробую перевести это с чиновничьего языка на русский. Значит, так: у рядового саратовца было бы все отлично, в душе его цвели бы незабудки, он мог бы наслаждаться жизнью, глядя в будущее с оптимизмом. Но! Из-за неудачных вывесок и некрасивых плакатов в среднестатистическом земляке развиваются депрессия и пессимизм.

Дальше начинается самое интересное. Чтобы не быть голословным, Виталий Желанов решил подкрепить свои теоретические выкладки конкретным примером. И упомянул вывески некой сети магазинов (название опустим из деликатности), оформленные в бело-красной гамме и занимающие на стенах зданий довольно значительное место. Чем же нашему герою не угодили эти вывески? "Проходя мимо них, чувствуешь себя как в концлагере", — сказал главный архитектор.

Бенц! На месте владельцев сети тех магазинов я бы с господином Желановым даже посудился, потому что когда должностное лицо выступает публично, оно (лицо) обязано выбирать выражения.

Виталий Анатольевич, что же такое вы говорите? Мало ли кто (или что) вызывает у вас (или у меня) какие-либо ассоциации, но зачем артикулировать? А если вдруг кто-нибудь, глядя на вас или слушая ваши речи, тоже включит вас в нехороший ассоциативный ряд, вас же это, наверное, обидит? Ах, не обидит? Ах, вы не питон Каа из "Маугли" и уподобление земляному червяку ничуть не огорчительно? Или вы считаете, что любой гражданин может запросто сравнить кого-то (что-то) с кем-то (чем-то) и при этом не выйти из правового поля? Ладно. Тогда вам как человеку, отвечающему вместе с другими городскими чиновниками за внешний облик областного центра, предложу еще несколько сравнений, на выбор.

Виталий Анатольевич, откровенный вы наш, Саратов даже с красно-белыми вывесками сетевых магазинов не похож на концлагерь, честное слово! Он похож на чрезвычайно захламленный дворовой каток — если в холодное время года. И он же похож на одну большую помойку — если в теплые месяцы. Открою вам уж-ж-жасную тайну: обычные пешеходы (особенно люди старшего поколения) в отличие от вас не испытывают психологического дискомфорта при виде некоторых вывесок. Мы вообще редко смотрим на вывески или на билборды, потому что мы, как правило, смотрим себе под ноги. Зимой — чтобы не поскользнуться и не сломать что-нибудь. Весной и осенью — чтобы не угодить в склизкую лужу. Летом — чтобы не наступить на что-нибудь мерзкое, или не споткнуться на кусках разбитой плитки, или не угодить ногою в дыру в асфальте.

Виталий Анатольевич, какие бы увлекательные прожекты ни сочинял ваш комитет по архитектуре и какими бы грядущими новостройками лично вы ни грезили в рабочее время, вы не можете отрицать главного: Саратов — территория, очень плохо приспособленная для жизни. Здесь по заказу чиновников вырубают последнюю зелень, ради удобства коммунальщиков перекапывают проезжую часть в час пик и наглухо перекрывают тротуары, оставляя для ходьбы узкую полоску. Сегодня в городе неуютно всем: и тем, кто перемещается на четырех колесах, и тем, кто передвигается на своих двоих. Здесь некомфортно даже памятникам, а уж людям живым и подавно.

Господин главный архитектор города, расскажите, например, какой олух спроектировал пластиковые аквариумы на месте остановок общественного транспорта; летом в них — как в духовке, зимой — как в проруби. А кто и по каким критериям рассчитал загруженность дорог в историческом центре и почему обсчитался? А кому в голову пришла дивная мысль, что подземные переходы для Саратова — это зло? И так далее, примеры очевидны и нам и вам. Быть может, вам любопытно, какую "психологическую нагрузку" все это создает для граждан? Вам интересно знать, как именно саратовцы, ждущие своей очереди в травмпунктах, называют городских чиновников? Тогда возьмите в библиотеке любой словарь ненормативной лексики, откройте на любой странице и читайте, читайте с любой строки...

И напоследок. Пожалуйста, Виталий Анатольевич, любезнейший, не кивайте вы на опыт столицы. Аргумент так себе, особенно сейчас. "Что нужно Лондону, то рано для Москвы", — иронизировал Пушкин. Что впору Москве, продолжим мысль классика, вовсе не обязательно подойдет провинции. Кстати, примерно в то же время, когда вы в Саратове перед депутатами гордумы всуе произносили слово "концлагерь", в столице обносили колючей проволокой телецентр "Останкино". Уж не знаю, думал ли при этом главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов о "психологической нагрузке" на москвичей, и какие слова вертелись в его голове. Только он, насколько мне известно, от публичных сравнений благоразумно воздержался.