Мой коллега Дмитрий Воронков, он же завербованный крупными монополистами из соседних регионов агент (я должен это сказать), сочинил 15 причин того, почему как можно больше сильных и здоровых саратовцев должны незамедлительно покинуть родной город и со скарбом и женами отправиться на рудники и шахты. Саратовские монополисты обещали как следует заплатить мне, если я отговорю жителей нашего города от этой затеи! Нет ничего проще! Вот наш ответ Воронкову, пусть сам едет на рудники и шахты!
1. Бессмысленный размен. Если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург, которые не есть другие города, а суть другие государства, менять Саратов на какое-то еще крупное поселение — это как менять шило на мыло. В условиях многолетней вертикали и неоколониализма все они — тот же Саратов, вид сбоку. Так же не хватает денег в бюджете ни на что, такие же внутригородские проблемы с коммуникациями, такая же вороватая власть и панельщина во все стороны. Типичность провинциальных региональных городов России неоспорима, что бы ни болтали о чуде-граде Пензе или какой-нибудь Казани — столица национальной республики в общем. А красивая центральная улица с консерваторией и иллюминацией и у нас есть.
2. Дороги. Мы живем в транспарентном мире. Вам не нужно посещать другие города России, чтобы понять: у нас плохие дороги. И у них тоже. На самом деле, когда говорят о том, что в Саратове ужасные дороги, имеют в виду областные трассы. Внутри города они переменчивы. Есть отремонтированные участки, есть как после воздушного удара антитеррористической коалиции. Но чтобы как дорожная фея Вероника из Омска, которая по ночам засыпала ямы песком и чем можно, такого пока нет. К тому же Московскую очень хорошо отремонтировали и она больше не ходит волнами, как обычно.
3. Земная власть. Как ни странно, но да. Бесспорно, саратовский властный класс регионального и муниципального уровней состоит частично из хапуг, горлопанов, полезных идиотов и просто случайных людей. Однако верхушка вполне себе доступна для народа. И губернатор, и глава города, и глава администрации регулярно шатаются по улицам Саратова с обходами и контролями. Любой житель города может подойти на улице и задать любой вопрос, точно так же как прийти на заседание думы (взять паспорт) и хватать их за пиджаки в фойе. А отдельные люди без проблем стоят у парадного думы с плакатам. Дают интервью телевизионщикам. За ноги-руки их не уносят.
4. Свобода слова. В Саратове она есть, да! Условная, утилитарная, усеченная, но есть. Ни один из саратовских политиков, администраторов или магнатов-коммерсантов не может себя чувствовать в полной информационной безопасности. Ни один не может сказать: "Ах, какой я важный! Все меня боятся, никто не может мне слова плохого вслух сказать! Все меня почитают и слушаются, как бандерлоги слушаются Каа!" Это не так. Всегда найдется издание, которое назовет его земляным червяком. Сажали за слова последний раз 12 лет назад, и то за клевету, а не рекомендацию.
5. Мультикультурность. Именно! Это просто факт, и тут ничего не надо доказывать: в Саратове настолько хорошо, насколько это можно, уживаются люди разной этнической и религиозной принадлежности. Русские, полурусские, совсем нерусские представлены и во власти, и в бизнесе, и в искусстве. Пасхальные яйца вызывают живой интерес и отклик наряду с хануками, сабантуями, масленицами и плясками в Увеке. За исключением отдельных случаев, в Саратове совершенно нет ощущения скрытого конфликта на межнациональной или религиозной почве. Когда это наблюдаешь, то возникает мысль, что мир не так уж плох, как кажется. А клерикализация общественной жизни — на типичном уровне современной России.
6. Аполитичность. Да, конечно, Саратов входит в десятку регионов, которые отгружают партии власти рекордное количество голосов на выборах всех уровней, а практически каждый руководитель крупного предприятия или ректор вуза — член ЕР. Порядок есть порядок! Впрочем, особого почитания в народе единоросы здесь не находят. Славят их хорошо, на разные лады. Что неудивительно, так как единоросы сами разделены в своем доме, внутрипартийные разборки отдельных лиц сделали партию потешной, а не грозной силой. А в частных беседах так они и вовсе насмехаются над лозунгами, тезисами и "реальными делами". Партия для большинства серьезных людей — бизнес. Ничего личного.
7. Представительность. Саратов — малопонятный, казалось бы, город регионального значения великолепно представлен в федеральных верхах. Что в нижней палате, что в верхней — наши земляки, часть из которых очень яркие личности. Рашкин — первый заместитель Зюганова, считай. Ищенко всегда рядом с шефом. Глыбочко, Баталина, Алимова — уже хорошо известные московские фамилии. А Вячеслав Володин, самый главный земляк, если когда и покидает тройку самых влиятельных людей России, то ненадолго. Скоро к ним отправится Олег Грищенко — какого орла саратовская земля вырастила!
8. Красота. Да ну вас к черту — Саратов красивый город! Хорошо: местами очень трогательный и уютный. Нет смысла перечислять заурядные локации и достопримечательности из путеводителя вроде набережной или театра оперы и балета, ведь у каждого здесь своя любимая улица и свой волнующий уголок. Безусловно, точно такие же красивые местечки вы найдете в любом другом волжском городе, вот только волнующими и щемящими сердце они не будут — они не родные вам.
9. Женщины. Без вариантов. Гремучая межнациональная смесь породила уникальный тип саратовских женщин, где каждая вторая — Сальма Хайек, а каждая третья — Шарлиз Терон. А любой брак подвергается серьезным угрозам, даже если ты просто вышел за хлебом! Невероятно, но очевидно: за хлебом, Карл! Я гарантирую: саратовские женщины — чудо из чудес. Мужчины в Саратове мечтают стать холостяками хотя бы на час — каждый час. Ваш муж утверждает обратное?! Что ни на кого, кроме вас, не смотрит?! А, ну да, ну да! Он у вас исключительный, вам несказанно повезло!
10. Отсутствие радикалов. Когда-то в Саратове бесчинствовали и бандитские группировки, и группировки националистического толка. Первые гуляли по Саратову в девяностых, вторые шлялись в нулевых. Теперь нет ни тех, ни других. Кто на кладбище, кто в тюрьме, кто метаморфоризировался в нужный момент. Нет у нас каких-то урок, авторитетов, территорий влияния, блатной романтики в среде школьников, нет сатанистов, и даже сталинисты не заикаются пока особо о создании центров памяти своего кумира. Покричали чуть-чуть несколько лет назад и угомонились.
11. Полуполицейский город. Да, не все так ужасно. Скажем так: если не брать в расчет отдельных персонажей (так что уж лучше бы урки были) и отдельных инцидентов, то в целом нельзя говорить о повальном полицейском беспределе и о том, что полицейские — звери на улицах. Не попадайтесь им просто и все. По крайней мере, ОМОН еще ни разу митинги не разгонял дубьем. Митингов этих, конечно, особо не было. Все остальные признаки полицейского государства — увы! — в России вертикаль, не забывайте об этом.
12. Удобство для тела и души. Как бы это парадоксально ни прозвучало, но да. В Саратове все на расстоянии вытянутой руки. Магазины, салоны, ателье, кинотеатры, пивные и рюмочные, дорогу можно перебежать в любом месте и свернуть на следующем повороте, если проскочили. А Вазген рядом с домом всегда продает свежую рыбу и маталыжки. Есть цирк, есть драма, есть клубы, кофейни и дискотека на теплоходе. Кем хочешь будь, хоть стильным, хоть нормальным, хоть аномальным.
14. Хороший климат. Летом в Саратове жарко, зимой холодно. Так и должно быть. Точка. Что вам еще разъяснять?! Я в Грузии вырос, но саратовский климат полюбил. Нет у нас плохой погоды. И деревья растут разные, а в определенных местах на Кумыске так и джунгли почти найти можно, а за Березиной Речкой — сельву амазонскую, едешь, а кажется, будто в Южной Америке, электричка на Картахену. Грязи бы поменьше в городской среде, но это же климат не виноват, люди не волнуются о нейтрализации почвы.
15. Ностальгия. Люди, которые уехали из Саратова, тоскуют по нему и вдруг начинают любить его так, как им казалось, что никогда не будут. Поэтому если куда и сваливать из Саратова, только в другое измерение — за границу. Будет хоть ради чего переживать приступы ностальгии и тоски.