Сквозь слезы

21 января 2016, 11:02
Сквозь слезы
Марина Сойка
Для того чтобы поступать справедливо и правильно, не нужно быть женщиной или мужчиной. Нужно быть просто человеком. А не тварью

На этой неделе, 19 января, произошло радостное событие. Служители Фемиды приняли решение не выгонять на улицу девушку, которую планировала выселить из квартиры районная администрация. Для того чтобы отстоять свое право на жилье, нашей героине пришлось доказывать, казалось бы, очевидное и пролить немало слез.

О том, что над молодой сотрудницей одной из больниц Саратова Мариной Сойкой нависла угроза выселения из квартиры, наше издание сообщало на прошлой неделе. В публикации под заголовком "Сестра" мы рассказали о сложной ситуации, в которой оказалась девушка. После смерти родителей она проживала вместе со своим младшим братом Александром в квартире, выделенной ему как сироте. Саму Марину сиротой не признали, поскольку на момент гибели родственников ей уже исполнилось 18 лет. 

Сестра, устроившись на работу, оплачивала обучение своего брата в СГТУ, рассчитывалась по платежкам за ЖКУ и за социальный наем квартиры. Все было хорошо, жили дружно, но в июне 2015 года произошла трагедия — Александр утонул. Тогда выяснилось, что ребятам еще в 2014 году необходимо было перезаключить договор соцнайма с администрацией Кировского района. Также стало очевидно, что Марина, не имея прописки в сиротской квартире, может оказаться на улице.

Девушке дали понять, что она не имеет права претендовать на жилье, выданное ее родному брату, поскольку Александр при жизни не изъявил свою волю на это. В представлении чиновников, воля должна была изъявляться в письменном виде, путем подачи соответствующего заявления в администрацию. Таким образом, Марине фактически предложили съезжать из занимаемой квартиры в никуда.

— Я просто не знала, что делать, — рассказала девушка. — До сих пор еще не выплатила кредит за мебель, которую приобретала в эту квартиру. А тут такая трагедия и еще эти юридические тонкости. Ведь мой брат не просто так меня не прописывал. Им так сказали в министерстве ЖКХ, что на протяжении пяти лет никаких действий с квартирой производить нельзя.

В итоге Марина Сойка подала заявление в суд Кировского района с требованием к местной администрации признать ее нанимателем жилья. В ходе заседаний ей пришлось доказывать не только факт совместного проживания с братом, но и то, что они вообще состояли в родственных отношениях. А результатом стал отказ в удовлетворении исковых требований, что, по словам Марины, удивило даже ответчиков — представителей районной администрации.

После этого девушка обращалась со своей бедой к уполномоченному по правам человека в Саратовской области и в другие инстанции, призванные помогать людям, попавшим в непростую жизненную ситуацию. Однако везде ей отвечали одно: мы не можем вмешиваться в судебное производство. Конечно, как минимум юридическую консультацию дать могли. И могли помочь с подготовкой апелляционной жалобы. Но, видимо, было недосуг.

Более того, в саратовской приемной председателя ЕР Дмитрия Медведева человек, который беседовал с гражданами и представился Евгением Пятайкиным, заявил Марине, что никто ей не поможет. И… посоветовал паковать чемоданы.

— Изучив решение Кировского районного суда, он мне сказал, что у меня есть две недели на то, чтобы покинуть квартиру, — вспоминает наша героиня.

К счастью, такие предсказания "принимающего" не сбылись. В областном суде, куда девушка подала апелляционную жалобу, более внимательно отнеслись к ее доводам. Судебная коллегия даже предоставила Марине возможность подготовить более полный пакет документов, доказывающих ее правоту. Кроме того, служители Фемиды настояли на вызове свидетелей, которых также допрашивали в суде первой инстанции.

— Когда стала искать документы для предоставления в суд, даже сама удивилась тому, как много их сохранилось, — отмечает Марина Сойка. — Квитанции, договоры, чеки… Мы же с братом никогда не думали о том, что произойдет такая страшная трагедия. И не представляли, что придется вот этими бумажками подтверждать то, что мы совместно вели хозяйство.

В ходе заседания в Саратовском областном суде 19 января к материалам дела были приобщены дополнительные письменные доказательства, в том числе подписи жильцов дома, утверждающих, что брат с сестрой действительно проживали вместе. Также с аналогичными показаниями выступили свидетели. Представитель администрации Кировского района продолжал настаивать на своем: мол, нет достоверных данных о том, что брат был не против совместного проживания с сестрой.

Марина, которая приехала в суд после ночной смены, держалась молодцом. Когда ей в очередной раз в зале суда пришлось рассказывать о недавней гибели младшего брата, девушка едва сдержала слезы. В ходе прений сторон она лишь попросила судей не выселять ее на улицу.

Когда судебная коллегия удалилась в совещательную комнату для вынесения решения, мужчина, сидевший рядом с юристом районной администрации (по всей видимости, тоже из чиновничьей братии), язвительно заметил: "Ей еще не хватало только слезу пустить". А после, видимо, намекая на то, что все три судьи — представительницы слабого пола, добавил: "Это сработало бы. Они ведь женщины!"

По этому поводу хотелось бы сделать одну ремарку. Для того чтобы поступать справедливо и правильно, не нужно быть женщиной или мужчиной. Нужно быть просто человеком. А не тварью.

В итоге служители Фемиды постановили отменить решение Кировского районного суда и принять новое, которым администрацию обязали заключить с Мариной Сойкой договор социального найма и признали за девушкой право на пользование спорной квартирой.

Остается только поздравить Марину с этой победой.