Ребятам о деньжатах

19 февраля 2016, 18:16
Ребятам о деньжатах
Продаются упаковки зефира — 10 штук за 68 рублей, а 20 штук с надписью "Выгодно! Скидка" — за 149. Судя по тому, что "выгодные" упаковки раскупаются на ура, кто-то в школе читать учился, а вот считать уже не очень

Года два назад в Минтруда решили, что школа недостаточно хорошо готовит детей к реальной жизни, и предложили ввести уроки финансовой грамотности. Правда, тогда планировалось, что внимание будет сосредоточено исключительно на пенсионном страховании. Сейчас, не то взглянув на курс доллара, не то посчитав по головам очередь за выгодной и супервыгодной ипотекой, взрослые дяди и тети из Центробанка, Минфина и Минобрнауки решили, что не стоит ограничиваться только финансовым планированием "периода дожития" (это государство так нежно о жизни после пенсии).

Так что теперь девчонкам и мальчишкам, однако без родителей, с девятого класса будут вещать еще и о кредитах и налогах. Отдельного предмета под это дело организовать не удалось, но необходимое время откусили от обществоведения. Странно, что не от русского языка или литературы, которыми обычно жертвуют в первую очередь. Все обществоведение под финансы не отдадут, но 30 процентов времени детям будут рассказывать о таких страшных вещах, как "вопрос формирования доходов семьи, как создать систему страхования финансовых рисков для семьи, будут даны основные понятия, что такое заемные средства, чем отличаются различные виды кредитования, о различных системах пенсионного накопления, о формировании бюджета".

Наконец-то школа начала поворачиваться лицом к жизни, хоть и всего на 15 минут в неделю (треть урока обществознания, см. выше). Хотя чиновники от образования обещают добавить кое-чего практического и в курс математики — в учебниках появятся задачки не про редко встречающиеся в жизни рядового жителя страны бассейны с трубами, из которых туда-сюда выливается вода, а примеры вполне реальные. Какие именно, не уточняется. Обходятся формулировкой "элементы информации о финансах". Хорошо бы! А то когда встретятся паровозик, вышедший из пункта А, с велосипедистом, выехавшим из пункта Б, школьники посчитать могут, а вот сколько они должны заплатить, если на ценнике написано "Скидка 27%", — уже не всегда. Взрослым бы такие уроки тоже не помешали. Продаются в супермаркете упаковки зефира — 10 штук за 68 рублей, а 20 штук таких же зефирок с надписью "Выгодно! Скидка" — за 149. Судя по тому, что "выгодные" упаковки раскупаются на ура, кто-то в школе читать учился, а вот считать уже не очень и 68 на 2 умножить не в состоянии.

Заметил это и зампред Банка России Сергей Швецов, заявивший, что в России финансовая грамотность находится на уровне чуть ниже плинтуса, ниже развитых экономик (это не про нас) и даже ниже развивающихся экономик (да и до них нам сейчас как-то далековато). А это, с тревогой отмечает зампред Банка России, выливается в "нерациональное потребительское поведение". "Если в стране идет экономический спад, — сказал он, — то население должно реагировать рационально, а не покупать по нескольку телевизоров и нескольку стиральных машин". Потому что население должно экономить, а то вдруг завтра с работы попрут, и останешься без гроша, зато с телевизором и стиральной машиной.

Только вот с точки зрения населения все абсолютно рационально. И дело не в финансовой непросвещенности, а в хорошей памяти: многие из тех, кто бежал за телевизорами, когда-то уже просыпались в ситуации, когда на зарплату можно было купить два килограмма масла. Буквально. А отложенного на черный день хватало на полкило мяса. Поэтому как только наш человек чувствует, что начинает припекать, он галопом скачет вкладывать то, что пока еще в руках, в то, что точно не обесценится хотя бы в ближайшие пару-тройку месяцев.

Но у нынешних девятиклассников в памяти такого нет, сработает разве что память генетическая. Поэтому как раз их-то и будут учить, как правильно планировать семейный бюджет и сколько и куда вложить, чтобы на пенсию можно было купить не только хлеб, но и шикануть кусочком масла сверху. Девятиклассники даже могут попробовать применить все это на практике. А пункт про пенсию может быть небезынтересен и родителям, потому что практически невозможно уследить за игрой в наперстки с пенсионными накоплениями: то на них пообещали что-то прибавить, то их заморозили, то их разморозили, то с ними опять сделали что-то, безусловно необходимое для страны, но столь же безусловно плохо повлияющее на размер постпенсионных доходов. Особенно если учесть, что, судя по пенсионным калькуляторам, откладывать на будущую пенсию надо как раз примерно со школьного возраста. Может быть, если хорошенько попросят, и их родителям разрешат посидеть на уроках обществознания, тихо-тихо.

Эксперимент по знакомству детей с изнанкой нелегкой финансовой жизни уже прошел в нескольких десятках школ. Все довольны — и школьники, и родители. Последние, наверное, как раз потому, что поднаторевшее в вопросе кредитов и накоплений чадо помогло родителям просветиться. Только вот лучше пока сильно на предмет не напирать. А то дети уже в девятом классе научатся рассчитывать стоимость ипотеки, потом процентное соотношение, а дальше, того и гляди, до расчета уровня инфляции доберутся. Зачем государству граждане, пребывающие в глубокой депрессии уже к выпускному классу школы? Лучше потихонечку. По 15 минут в неделю.