Выступая на праздничном мероприятии, посвященном Дню защитника Отечества, начальник ГУ МВД России по Саратовской области Сергей Аренин заявил: "Нам предстоит большая работа по обеспечению безопасности, надеюсь, что мы с честью выдержим все испытания, обеспечив на сто процентов правопорядок в регионе". Как известно, надежда умирает последней. А в губернии умирают люди, ставшие жертвами "пьяных ДТП". И сотрудники полиции не всегда адекватно реагируют на подобные случаи.
Ровно год назад мы рассказывали о трагедии, произошедшей на одной из улиц Ершова поздним вечером 24 августа 2014 года. Тогда водитель черной "Лады Приоры" на большой скорости сбил 16-летнего подростка Владимира Дурандина и скрылся с места происшествия, даже не притормозив. Мальчик скончался в больнице от полученных травм, а человек, который находился за рулем автомобиля, на следующий день спустя 11 часов с момента ДТП сам пришел в отдел полиции. Перед этим визитом он якобы выпил настойку пустырника.
Медицинским освидетельствованием было установлено состояние алкогольного опьянения у водителя. Тот, согласно записям, даже промахивался пальцем мимо носа во время тестирования. Алкотестер показал содержание алкоголя в одном литре выдыхаемого воздуха, равное 0,14 мг, или 0,28 промилле. То есть допустимый показатель, за который не предусмотрена ответственность.
Однако далее в заключении судебно-медицинской экспертизы делался следующий вывод: алкоголь в организме человека подвергается окислению и выведению в соответствии с правилом Видмарка со средней скоростью 0,15 промилле в час. Таким образом, если при исследовании выдыхаемого воздуха водителя в 10 часов 25 минут 25 августа 2014 года получен результат 0,28 промилле, то на момент совершения ДТП в 22 часа 45 минут 24 августа 2014 года концентрация алкоголя могла составить примерно 2 промилле. А это уже серьезное опьянение. Также в документе говорилось, что выявленная алкотестером концентрация алкоголя не могла быть следствием приема водителем лекарственных препаратов.
Несмотря на такое заключение экспертов, сотрудники отдела МВД Ершовского района длительное время не возбуждали уголовное дело по факту произошедшего наезда на подростка. До февраля 2015 года стражи правопорядка штамповали постановления об отказе, пока наше издание не предало этот факт огласке. Более того, никто не предпринял мер для того, чтобы провести детальное исследование, взяв у водителя кровь на анализ. Если бы это было сделано, то у сотрудников правоохранительных органов уже были бы железобетонные доказательства вины или невиновности человека.
Не исключено, что волокита и наплевательское отношение к сбору улик — это следствие низкого уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов. С другой стороны, в момент страшного ДТП в салоне "Лады Приоры" помимо водителя находились его пьяные знакомые. И один из них на тот момент являлся мужем следователя того самого районного отдела МВД, представители которого проводили проверку по факту произошедшей трагедии.
Пока полицейские опрашивали свидетелей, в основном тех самых знакомых хозяина легковушки, мировой суд города Ершова вынес постановление о привлечении водителя к административной ответственности за езду в пьяном виде. Состоялось это лишь 15 марта 2015 года. Человеку, сбившему насмерть подростка, назначили наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортным средством на срок два года.
Водитель обжаловал это постановление в Ершовском районном суде. Но 23 апреля 2015 года служители Фемиды, ссылаясь на заключение судебно-медицинской экспертизы, снова пришли к выводу о том, что в момент ДТП правонарушитель был пьян. В Саратовском областном суде также подтвердили выводы двух нижестоящих инстанций. Произошло это уже 16 июня 2015 года.
А вот Верховный суд России, до которого дошел хозяин отечественной легковушки, решил иначе. Не знаю, как и что именно рассматривали служители Фемиды в Москве, но они сочли, что мировой и районный суды допустили нарушения при рассмотрении дела. А областной суд эти нарушения не устранил.
При этом в постановлении ВС РФ идет ссылка на то, что 25 августа 2014 года медицинское освидетельствование водителя показало концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе ниже запрещенной. На остальные выводы экспертов, похоже, никто внимания не обратил. Может быть, там решили, что водитель просто был остановлен на дороге, дыхнул в трубку и поехал дальше, а потом его ни с того ни с сего привлекли к ответственности? Во всяком случае, складывается такое впечатление.
Как бы то ни было, но водитель теперь официально совсем ни в чем не виноват. Более того, он так и не был привлечен к ответственности за оставление места ДТП. Никто даже и не подумал судить его за то, что он бросил на дороге умирающего подростка.
Интересно, что в базе данных мирового суда Ершова можно найти еще одно административное производство в отношении того же человека. За год до страшного ДТП, весной 2013-го его должны были привлечь за управление автомобилем в нетрезвом виде. Заседание было назначено на 22 февраля, но его перенесли из-за неявки лица, привлекаемого к ответственности. А уже 6 марта 2013 года мировой судья по какой-то причине принял решение о прекращении производства по делу. Почему служители Фемиды в тот раз решили не наказывать водителя — остается только гадать. Текст самого постановления по какой-то причине на сайте суда не размещен.
Между тем 24 декабря 2015 года начальник СО отдела МВД России по Ершовскому району подписал постановление о прекращении уголовного дела в отношении владельца черной "Приоры". В документе говорится о том, что автотехническая экспертиза показала: даже если бы водитель соблюдал скоростной режим, он не смог бы предотвратить наезд на пешехода. Про медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения тут нет ни слова.
Учитывая все вышеописанное, можно сделать вывод о том, что радужные мечты начальника ГУ МВД России по Саратовской области Сергея Аренина о наведении стопроцентного правопорядка в регионе — это пока лишь красивый самообман.