Кирпичи отложены

Кирпичи отложены
Нынешний кризис может снова отбросить производство стройматериалов на несколько лет назад

Кризис в экономике Саратовской области становится все более заметным. Данные по производству строительных материалов в регионе в январе 2016 года, обнародованные недавно Саратовстатом, вряд ли могут вызвать у кого-то приступ оптимизма: по большинству направлений падение к январю 2015-го составляет десятки процентов. Результаты опросов, проведенных статистическим ведомством, дают понять, что для строителей основная проблема — уже не ставки по кредитам, а недостаток заказов и налоговая нагрузка.

В 2014 году в Саратовской области было введено в эксплуатацию 1,5 миллиона метров жилья, в прошлом — 1,1 миллиона метров. По итогам года строительство оказалось в числе отраслей с самыми высокими темпами падения. Новые статистические данные заставляют предположить, что спад не только продолжается, но и может оказаться гораздо значительнее, чем пока все надеются.

Саратовская индустрия производства строительных материалов только по итогам 2013 года оправилась от кризиса 2008–2009 годов и вышла на утраченные из-за него объемы производства, причем восстановление произошло не на всех направлениях. Такой вывод можно сделать, анализируя показатели этой отрасли в последние несколько лет.

Нынешний кризис может снова отбросить производство стройматериалов на несколько лет назад, поскольку снижение объемов строительства в регионе напрямую сказывается на производителях материалов. По данным одного января глобальные выводы делать, конечно, преждевременно. Но обвальные цифры, которые были зафиксированы по его итогам, примечательны и сами по себе. В частности, как проинформировал Саратовстат, производство нерудных строительных материалов составило менее трети (!) от объемов января 2015 года. Почти 70 процентов падения сложно назвать "некоторым снижением", как принято у чиновников. Но куда хуже, что только нерудными материалами стагнация в индустрии не ограничивается. Выпуск керамического кирпича упал почти на 40 процентов по сравнению с январем 2015-го, силикатного — на 50 (проще говоря, вдвое), производство бетона сократилось на 65 процентов, стальных строительных конструкций — на 80 (!) с лишним. На фоне таких цифр сокращение выпуска окон и подоконников на 15 процентов, а стеклопакетов на 35 процентов смотрится уже почти "благополучием".

Представители областного министерства строительства и ЖКХ в комментариях СМИ объяснили сокращение объемов производства стройматериалов фактором сезонности, а также тем, что к концу года производители сформировали значительные товарные запасы. Действительно, в начале года в наших климатических условиях строительство идет не так активно, как весной и летом (хотя это правило и не тотально). Но здесь появляется некая важная логическая загвоздка: несложно предположить, что и в январе 2015-го фактор сезонности, вероятно, тоже действовал. И если цифры год назад были уже сравнительно (с другими месяцами) низкими, то их обрушение на десятки процентов в нынешнем смотрится еще более тревожно. Как будет развиваться ситуация, покажет время. Хотя для власти есть нечто вроде выгоды "информационного" характера: если производство стройматериалов далее начнет действительно нарастать и компенсировать простои января-февраля, то это можно эффектно преподнести населению как большие успехи и преодоление кризиса.

С другой стороны, надеяться на это пока особо не стоит. До января местная промышленность в целом выглядела некоей аномалией на фоне страны, поскольку индекс производства в регионе по итогам 2015 года составил 102,9 процента при среднероссийском 96,6 процента. Проще говоря, пока в России фиксировали очевидный спад, саратовская промышленность показывала рост. Январь нового года подпортил эту картину. Индекс в категории "обрабатывающие производства" составил 75 процентов к январю 2015-го, и понятно, что долгими новогодними каникулами падение сразу на четверть объяснить сложно.

Сокращение производства строительных материалов плохо не только само по себе, но еще и тем, что ставит крест, по крайней мере на время, на разработке новых месторождений. В настоящее время в Саратовской области известно более 400 месторождений строительных материалов — кирпичных и керамзитовых глин, строительных и стекольных песков, цементного сырья, строительного камня, мела, формовочного сырья, песчано-гравийных смесей. Но многие из них и до кризиса не были разведаны до уровня, который позволяет вести промышленное производство. К примеру, только месторождений формовочных песков в губернии выявлено более четырех десятков — что называется, "хоть засыпься". Но при этом "фактически не разрабатывается ни одно", а пески завозятся из других регионов.

В числе основных проблем строительной индустрии (и местной, и страны в целом) была и остается недоступность длинных денег — долгосрочных кредитов под низкие проценты. Традиционные источники таких средств в мире — это страховые и пенсионные фонды, которые в нашей стране по разным причинам подобными вложениями не занимаются. А иностранные рынки капитала для наших банков и компаний из-за санкций по большому счету закрыты. Ипотечное кредитование, служившее одним из двигателей жилищного строительства в Саратовской области, уже отброшено кризисом на несколько лет назад. Санкции в отношении России и ответные меры руководства страны были введены в середине 2014 года. Торможение экономики началось уже тогда, но несмотря на все это показатели по году в целом были благополучными. За 2014-й физическим лицам в нашем регионе было выдано 16 тысяч 636 ипотечных жилищных кредитов на общую сумму более 23 миллиардов рублей. Это оказалось выше показателей 2013 года по количеству кредитов на 21,3 процента, по их сумме — на 33,3 процента. Такому росту позавидовала бы любая отрасль.

Прошлый год вернул саратовскую ипотеку примерно на уровень 2012-го. За 2015 год банки выдали жителям губернии десять с небольшим тысяч ипотечных кредитов на общую сумму 14,1 миллиарда рублей, а за 2012-й — 10 тысяч 719 кредитов на 12,6 миллиарда рублей. К сожалению, на этом сходство и заканчивается. В 2013 году в большинстве отраслей экономики продолжался рост, обусловленный в том числе новыми инвестиционными проектами. Прогнозы же на нынешний большинство экономистов в последнее время пока только ухудшают. В частности, министерство экономического развития страны констатировало недавно, что в январе спад экономики возобновился. Это означает, что Россия вошла во второй год стагнации, которую сейчас модно изящно именовать "отрицательным ростом".

Опросы местных руководителей предприятий строительной индустрии, проведенные Саратовстатом, также подтверждают, что за минувший год "факторы, ограничивающие производственную деятельность" в этой сфере экономики очень заметно изменились. В первом квартале 2015-го основными проблемами были названы "высокая стоимость строительных материалов" (40 процентов ответов), "недостаток квалифицированных рабочих" и "погодные условия" (по 34 процента) и "конкуренция со стороны строительных фирм" (28 процентов). В ходе опросов в нынешнем году эти факторы набрали в среднем по 10, максимум 14 процентов. Зато теперь лидируют "высокий процент коммерческого кредита" (19 процентов), "недостаток финансирования" (27 процентов), а также "высокий уровень налогов" и "недостаток заказов на работы" (по 38 процентов каждый).

Исследователи фиксируют, что потребительский спрос в стране в январе немного повысился, но это пока совершенно несопоставимо с масштабами предыдущего падения. Из-за девальвации и прочих депрессивных факторов зарплата в нашей стране в долларовом выражении уже стала ниже, чем в Китае или Венгрии. Поэтому надеяться на интерес к вложениям в недвижимость со стороны широких масс населения не приходится. Перспективы новых строительных проектов в сфере коммерческой недвижимости на фоне множества свободных площадей в торговых и офисных центрах тоже становятся призрачными. А бюджетных вложений на всех строителей явно не хватит.