Празднование 80-летия Саратовской области, придуманное местными чиновниками, вступило в фазу формирования снежного кома мероприятий. Тут и там создаются специальные выставки по случаю юбилея. Множатся планы праздничных торжеств. Но устроителям юбилея следовало бы прислушаться к совету президента Путина, который на днях как раз предостерег россиян от "головокружения от успехов". В связи с этим появляется важный вопрос: какую пользу на самом деле может и должно принести празднование 80-летия области, кроме перечисления и рекламирования успехов и побед прошлых лет?
Создание эффекта всеобщего возбуждения и всенародного ликования по случаю 80-летия региона — задача решаемая. Руководителям предприятий и учреждений уже сделаны предложения (от которых в ряде случаев невозможно отказаться) украсить фасады зданий баннерами с логотипом юбилея. Некоторые местные пищевые предприятия начали выпускать продукцию с этой символикой. То, что еще недавно было вполне самостоятельными проектами, теперь проводится под эгидой годовщины. "Лыжня России"? Включаем в рамки празднования. Год российского кино? Не проблема, тоже увяжем с юбилеем. Глядишь, в 80-летие области будет встроена годовщина первого полета в космос. А потом и другие даты пригодятся.
С широко закрытыми глазами
С одной стороны, сознательное укорачивание до восьми десятков лет долгой и любопытной истории части территории России, которая по тем или иным причинам тяготела к центру в городе Саратове, представляется не самой лучшей идеей. 80 лет — огромный срок в масштабах человеческой жизни, но не выдающийся даже для хорошо придуманных и на совесть построенных зданий.
С другой стороны — осознанное замедление и даже остановка в попытке осмысления уже прожитого иногда бывают чрезвычайно полезны. Однако это произойдет только в том случае, если кроме криков "Ура!" и "Мы лучшие!" какая-то значимая часть населения Саратовской области постарается сформулировать действительно важные вопросы и найти на них ответы. Вопросы о том, почему история этой территории сложилась именно так, а не иначе? В чем сильные и слабые стороны саратовской ментальности? Почему люди, живущие здесь, так старательно воспроизводят один и тот же тип мышления, поведения и реакций на проблемы? Почему выбор между "сделать хорошо" и "сделать кое-как" зачастую заканчивается вторым вариантом? Где те рычаги, которые помогут "перевернуть землю" Саратовской губернии, чтобы развитие пошло бурно? Ведь у нее действительно по многим позициям огромный нереализованный потенциал. И происходит это на фоне других регионов, успешно превращающих зачастую даже более хилые свои "потенциалы" в конкурентные преимущества.
Есть большое подозрение, что мы сможем сформулировать вопросы и найти на них ответы, если в год 80-летия будем вспоминать не только об успехах, но и о поражениях. Не только о достижениях, но и об ошибках. Не только о героических и славных делах, но и о неверных решениях и гадких поступках. Тем более что краеведение было и остается не самой сильной стороной школьной программы. А многие не только из вновь прибывших в Саратов, но и давно здесь живущих не знают важных фактов из истории региона.
1936 год, когда Сталинская Конституция закрепила за Саратовским краем наименование области, теперь будет восхваляться как значимая веха. Но как насчет того, чтобы вспомнить о саратовцах, пострадавших и погибших в результате жутких сталинских репрессий, которые начались на следующий год? Как указано в "Энциклопедии Саратовского края" (толстенный том, изданный в Саратове в 2002 году), в 1937–38 годах репрессиям подверглись все слои населения нашей области, работники партийных, государственных и общественных организаций, деятели науки и культуры. Жертвами репрессий стали 58 тысяч 858 саратовцев, из них 17 тысяч 471 — расстреляны.
Произнесет кто-то эти цифры хоть на одном мероприятии, посвященном истории Саратовской области, или поостережется?
Богатыри — не вы
Многие факты из прошлого области заслуживают сравнения с нынешними временами. Но только свидетельствуют они, увы, не в пользу наших дней. Так, перед войной в Саратове действовало 30 научно-исследовательских институтов. А сколько их у нас теперь?
В России вообще и в Саратовской области в частности любят говорить о Великой победе. Но какой страшной ценой она досталась… Почти 300 тысяч уроженцев и жителей Саратовской области погибли в боях, умерли от ран и болезней, были замучены в фашистском плену. Десятки тысяч получили увечья и тяжелые заболевания. Полмиллиона немцев в августе 1941-го были в три дня депортированы из саратовского Поволжья.
Чрезвычайные человеческие потери на фронтах привели к тому, что возрождать страну было попросту некому — не хватало специалистов на заводах, фабриках и в хозяйствах. К началу 1948 года только 43 процента директоров, главных инженеров и технологов, начальников отделов и производств в Саратовской области имели соответствовавшее их должностям высшее образование.
В сельском хозяйстве области ситуация в этом смысле вообще была катастрофическая: в 1946 году среди председателей колхозов высшее и незаконченное высшее имели полпроцента (0,5!) руководителей, среднее — 8,5 процента, начальное — 91 процент. И даже через шесть лет, к концу 1952-го, — 2 процента, 23 процента и 75 процентов соответственно. На результатах работы предприятий уровень руководителей отражался напрямую. Может быть, в рамках празднования 80-летия стоит рассказать населению и об этом? Такие факты полезно было бы узнать тем, кто любит бряцать оружием по любому поводу и кричать "мы за ценой не постоим".
Нынешние достижения государственной и муниципальной власти смотрятся весьма бледно на фоне прошлых побед. Полное восстановление довоенных трамвайных маршрутов произошло уже через семь лет после окончания войны и тогда же в Саратове началось троллейбусное движение. В конце 1952 года была сдана в эксплуатацию первая в Саратове троллейбусная линия на улице Ленина (ныне Московская), от вокзала до площади Революции (ныне Театральная), а через несколько месяцев ее продлили до Волги. В 1955 году построили линию троллейбуса № 3, а в 1959-м маршрут № 4 продлили до авиазавода. Началась прокладка инфраструктуры для "рогатых" в Ленинский район. Был введен в строй путепровод, соединивший Ленинский район с центром. Огромные новые заводы, десятки школ, сотни детских садов, дворцы и дома культуры на десятки тысяч мест, всероссийские стройки, мелиорация…
А теперь вспомним "достижения" в сфере общественного транспорта в одном лишь Саратове за последние 10 лет — "резинящие" старые иностранные автобусы без кондиционеров, разваливающиеся советские трамваи, огромные очереди на маршрутки по утрам в новых микрорайонах… Если так посмотреть, то активное распространение информации об успехах Саратовской области в советскую эпоху, пожалуй, невыгодно нынешним руководителям! Ведь они, приезжающие ныне всей руководящей толпой на открытие детсада, на фоне достижений прежней эпохи выглядят неубедительно.
"Система исчерпала себя"
В сельском хозяйстве Саратовской области перед началом перестройки, стартовавшей в 1985-м, рост производства за пять лет составил лишь один (1!) процент. Урожайность снизилась до 9,7 центнера с гектара. Для сравнения: в 2015 году, когда аграрный сектор сильно пострадал от засухи, средняя урожайность в Саратовской области составила 17,7 центнера с гектара (а в наиболее успешных хозяйствах — до 40 ц/га).
По мнению историков, писавших для упомянутой энциклопедии статьи о развитии области во времена СССР (в их числе был и нынешний ректор экономического университета, экс-вице-губернатор Сергей Наумов), уже в 1970-е годы "наметились негативные тенденции в развитии экономики". В 1980-е они "усилились", что проявилось в замедлении роста, "серьезном отставании в научно-техническом и технологическом прогрессе от ряда передовых стран", "малоэффективном использовании имевшихся материальных и трудовых ресурсов".
"Главным же образом, административно-командная система управления народного хозяйства полностью исчерпала себя", — указано в книге. Сейчас, когда в стране так много людей желает построить "СССР, версия 2.0", не пора ли в рамках празднования 80-летия Саратовской области обсудить реальные проблемы тех лет, а не лубок из ностальгических телесериалов? Для профилактики, так сказать. А заодно качество государственного и муниципального управления в регионе в наши дни проанализировать…
Не попытавшись устроить в рамках празднования честное обсуждение прошлого области и ограничившись только перечислением позитивных фактов, мы все рискуем получить на выходе нечто вроде детского утренника. В нем внешние проявления — шум, хохот, прыжки, песни-пляски, "жене цветы, детям мороженое" — важнее результата. И "движуха" — главное, чтобы была. Но стремиться к такому итогу в кризисное время и на бюджетные деньги — пожалуй, не самое умное занятие.