Всего каких-то 130 лет назад, осенью 1886 года, жители Саратова с интересом наблюдали, как в центральной части города началась установка высоких опор, на мачтах которых крепились провода. Как повествуют авторы книги "Адрес на конверте — Саратовъ", так в нашем городе проходило становление городской телефонной сети. С тех пор развитие телекоммуникаций в мире, России и Саратовской области приобрело такую скорость, что подлинный масштаб перемен многие из нас не успевают осознать, даже увлеченно пользуясь их результатами. Сотовая связь уже похоронила открытки и телеграммы как массовый способ общения и настойчиво продолжает вытеснять из нашей жизни стационарные телефоны. Но теперь конкуренты, способные снова изменить расклад сил, появились и у самой мобильной телефонии.
Мирное сосуществование почты, телеграфа и старых добрых проводных телефонов, длившееся десятилетиями, приказало долго жить в тот момент, когда аппараты сотовой связи стали весить меньше килограмма и подешевели до такой степени, что по-настоящему пошли в народ. Сегодня одновременно завершается сразу несколько пользовательских и технологических эпох, но на фоне расцвета новейших средств коммуникации прежние способы связи тоже действуют.
Нет запятых, нет даже точек
Более сотни лет телеграф в Саратовской области был одним из самых востребованных инструментов для населения и организаций. Но затем в его судьбе произошли драматические перемены.
В 1991 году, на закате существования СССР, когда многие граждане еще продолжали стоять в нескончаемых очередях на установку обычных телефонов, жители Саратовской области отправили более 10 миллионов телеграмм. Через 10 лет, в 2001-м, уже в 10 с лишним раз меньше — 706 тысяч. Сейчас, спустя еще 15 лет, даже эти цифры смотрятся недосягаемой вершиной: в 2013 году число телеграмм составило 82 тысячи (почти на 30 процентов меньше, чем годом ранее), а в 2014-м — 57 тысяч. То есть за последние 25 лет количество телеграмм, ежегодно отправляемых с территории нашего региона, уменьшилось как минимум в двести (!) раз. Новые поколения вряд ли вообще представляют, что такой вид коммуникации до сих пор существует.
Но это, впрочем, не значит, что телеграфные аппараты перекочевали на свалки, включая "свалку истории". При всех возможностях передавать сообщения заверенная телеграмма по-прежнему является юридическим документом, также в судебных разбирательствах. К тому же у связистов остаются и так называемые специальные абоненты — МВД, Минобороны РФ и другие ведомства, где есть свои телеграфные аппараты. Так что эта система передачи данных останется действовать, в том числе на случай особых условий (от военного положения до чрезвычайных ситуаций). Но в качестве инструмента для массового потребителя век телеграммы завершается.
Что переждать не сможешь ты...
Если спросить у условного среднего горожанина, живущего в центре Саратова, где находятся таксофоны, он, вероятно, будет немало озадачен. Телефоны-автоматы давно не являются предметом пользовательского интереса и потому прочно ушли в фон восприятия. Хотя как раз в центре города они находятся буквально у всех под носом. Один установлен на здании бывших архиерейских рядов рядом с храмом "Утоли моя печали", другой почти в центре проспекта Кирова, третий висит на здании цирка, четвертый — напротив СГУ...
Как указано в докладе областного министерства промышленности о состоянии телекоммуникационной отрасли в 2015 году, в регионе действуют 1864 таксофона. В 1710 населенных пунктах области они появились в рамках федеральной программы "Универсальная услуга связи". За последние пару лет их количество не изменилось, но в долгосрочной тенденции это, видимо, тоже "уходящая натура". Пять лет назад на балансе Ростелекома в Саратовской области стояло более 2,5 тысячи таксофонов, причем тогда они еще разделялись на обычные и универсальные. Сегодня почти все аппараты, за вычетом трех единиц, относятся к универсальным.
Нынешние автоматы красного цвета в отличие от своих советских предков с щелью для 2-копеечных монет позволяют не только звонить с помощью специальных карт, но и разговаривать с вызываемым абонентом Ростелекома за его счет. Кроме того, на такой таксофон можно дозвониться с любого другого телефонного номера. Попытки автора сделать это по таксофонам, установленным на проспекте, у цирка и на здании Ростелекома на углу Мирного переулка и улицы Вавилова, увенчались уверенной трелью аппаратов. А вот автомат на улице Одесской в Ленинском районе признаки жизни подавать отказался. Кстати, тех, кто хотел бы позвонить с таксофона за счет вызываемого абонента на мобильный номер, будет ждать разочарование.
Сайт федерального агентства связи (Россвязь) выдает 11 адресов таксофонов, действующих в настоящее время в Саратове. Примечательно, что почти все они, за исключением упомянутого аппарата на Одесской и одного таксофона на Барнаульской (Заводской район) расположены в центральной части города. Возможно, там за сохранностью устройств проще следить. Увидеть, как по таксофону кто-то разговаривает, автору за полгода удалось лишь однажды.
Адепты современных технологий скажут, что таксофонам давно место в музеях. Но для сельских районов, где покрытие мобильных сетей весьма далеко от идеала, в том числе из-за сложностей рельефа, а о широкополосном доступе в интернет (и возможностях общаться по Skype и с помощью других сервисов) пока зачастую остается лишь мечтать, значимость таксофонов сложно переоценить.
Мечта достигнута
Домашний телефон долгое время был распространенной мечтой "простого советского человека". В организациях их тоже часто на всех не хватало. (Взрослые представители советских поколений непременно вспомнят всякие казусы коллективных телефонов, происходившие из-за того, что порою в учреждениях и квартирах на один номер приходилось несколько аппаратов.) Наверное, только навязчивой мечтой можно объяснить стабильное увеличение в Саратовской области числа основных телефонных аппаратов (ОТА) аж до 2008 года. Хотя к этому времени количество проданных в нашем регионе SIM-карт сотовой связи уже в полтора раза превышало численность населения.
Достигнув наивысшего показателя в регионе в размере 716 тысяч единиц в 2008 году, число стационарных телефонов начало снижаться. И если сначала это был неторопливый процесс, то в сейчас спад идет лавинообразно. За 2011 год проводных аппаратов стало меньше на 39 тысяч единиц, годом позже — еще на 38 тысяч, за 2013 год потери достигли уже 60 тысяч. За прошлый год число телефонных аппаратов уменьшилось более чем на 9 процентов от общего объема. Таким образом, за восемь лет (если брать за точку отсчета пик численности стационарных телефонов в 2008-м) их стало меньше в полтора раза.
Статистика заставляет сделать вывод, что отказывается от проводных телефонов именно население. В отчете минпрома за 2014 год фигурирует "количество домашних ОТА" в размере 433 тысяч штук. В отчете за 2015-й — уже 377 тысяч. То есть лишь за один год жители области отказались от 50 с лишним тысяч номеров.
Разумеется, полного прекращения проводной телефонии в будущем не случится. Фиксированная связь имеет более высокое качество, не зависит от погоды и действует, когда сотовые сети становятся недоступны для абонентов. Но охлаждение к проводным телефонам, похоже, случилось гораздо раньше, чем ожидалось.
Полная мобилизация
С конца прошлого века индустрия связи в Саратовской области развивалась на зависть многим другим отраслям экономики. Объем услуг, составивший в 2004 году 6,1 миллиарда рублей, к 2014-му вырос до 18,5 миллиарда, то есть в три раза за десятилетие. Даже с учетом высоких темпов общего экономического роста в стране в нулевые мало кто мог похвастаться подобной динамикой. Но это и не удивительно, ведь нынешний отечественный телеком — это совершенно новая отрасль, которой прежде в таком виде попросту не существовало. Наверное, поэтому кризис 2008 года и выход реального сектора из него местные связисты, судя по статистике, вообще не заметили — объем услуг в денежном выражении рос год от года без перебоев.
"Но все когда-нибудь кончается", как поется в популярной песне: по итогам прошлого года снижение объемов все-таки наступило. Одной из причин стал кризис, но, похоже, дело уже не только в нем. Подобно стране в целом, которая "исчерпала прежнюю модель экономического роста", местный телеком, видимо, достиг порога насыщения, по крайней мере, промежуточного. Число абонентов сотовой связи в Саратовской области только с 2002 по 2012 годы увеличилось более чем в 24 раза (если считать их в тысячах SIM-карт). В нулевые годы ежегодный прирост новых пользователей мобильных сетей составлял в нашем регионе 600-700 тысяч единиц. В 2010-м показатель добрался до отметки в четыре миллиона, и с тех пор резкий рост прекратился. По итогам 2015 года проникновение сотовой связи составляет 180 пользователей на 100 человек. Проще говоря, на каждого жителя области уже давно приходится больше чем по одной действующей SIM-карте.
Эффект подкрался незаметно
Несколько лет назад стало понятно, что даже при всех удобствах мобильного телефона средний потребитель не будет тратить в день на обычные разговоры больше определенного количества минут. То же самое касается и SMS-сообщений. Объем голосового трафика сотовые компании и операторы стационарной телефонии довольно быстро между собой поделили. И тогда появилось понимание, что самым перспективным сегментом вскоре станет передача данных по вновь построенным сетям. Тем более что создавали их сразу "с запасом". Именно это вскоре и случилось — начался бурный рост широкополосного доступа (ШПД) в интернет, мобильного и фиксированного.
Динамику численности саратовских абонентов мобильного ШПД можно назвать ошеломляющей. Каких-то восемь лет назад, в 2007-м, их насчитывалось всего 8 тысяч. В прошлом 2015 году — уже полтора миллиона. Итого — рост в 193 раза за несколько лет. По данным СМИ, мобильный интернет-трафик в России в 2014 году вырос по сравнению с 2013-м на 89 процентов. А по сравнению с 2009-м — в 52 раза.
Не менее бурный рост в то же самое время происходил и в сегменте фиксированного широкополосного доступа в интернет. Резкий рост числа домашних и корпоративных компьютеров требовал удобного и быстрого доступа во Всемирную паутину. А новые возможности доступа, в свою очередь, стимулировали потребителей приобретать мощные компьютеры. Еще 10 лет назад в Саратовской области насчитывалось каких-то 13 тысяч договоров фиксированного ШПД. Дальше все было и как в других секторах телеком-индустрии: кратное увеличение каждый год — и в результате 516 тысяч договоров в 2015 году.
Участники нового телеком-рынка несколько лет кропотливо создавали свою новую инфраструктуру, попутно "скушав" долю прежних игроков (электронные письма вместо бумажных, SMS вместо открыток и телеграмм и т.п.). Они наверняка рассчитывали долго и счастливо зарабатывать на разговорах своих абонентов (включая междугородные и международные), SMS-сообщениях и передаче данных. "Но тут постучали": вдруг выяснилось, что угрозу представляет ОТТ (от over the top) — технология, позволяющая передавать контент "поверх сетей". Именно так работают Skype, WhatsApp, Viber, Telegram, Facebook Messenger (деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram) запрещена в России как экстремистская) и другие. Зачем платить за SMS, если можно написать сообщение в мессенджере или в чате соцсети? К чему тратиться на местный и тем более дорогой междугородный разговор (особенно в роуминге), если можно часами болтать в Skype? Это быстро поняли и частные лица, и корпоративные потребители.
В результате голосовой трафик стал падать, как и объем SMS-сообщений. К примеру, в январе появились новости, что в минувшие новогодние праздники россияне отправили намного меньше SMS-сообщений, чем прежде. В нашем регионе, по данным Саратовстата, в 2013 году объем внутризоновых, междугородных и международных соединений (326,8 миллиарда минут) составил 82,2 процента к уровню 2012 года. В 2014-м он снизился еще на 13 процентов уже по сравнению с 2013-м. Динамика пока не катастрофическая, но тенденция очевидна.
Разумеется, у компаний-провайдеров, которые потратили огромные деньги на строительство и запуск сетей, персонал и оборудование, это вызывает, мягко говоря, раздражение. По некоторым оценкам, ежегодные совокупные потери российских сотовых операторов из-за роста популярности мессенджеров составляют уже до 20 миллиардов рублей. Превращаться в трубу для перекачки трафика компаниям неинтересно. Но как заставить OTT-операторов делиться? Уже появились предложения, чтобы разработчики сервисов могли сотрудничать с операторами связи только по договору и уведомляли об этом Роскомнадзор. Кто победит в этой борьбе, покажет будущее.
Будущее уже наступило
Пока можно констатировать, что телекоммуникационная инфраструктура намного опережает развитие любой другой в нашем регионе. А технологические перемены начали кардинально менять сам подход людей к общению. Сегодня общество находится в беспрерывном контакте с множеством друзей, знакомых, родных и партнеров посредством технических устройств. В ходу не только текстовое и голосовое общение через мессенджеры, но и всевозможные закрытые группы в соцсетях, создаваемые также для обсуждения профессиональных вопросов и решения деловых задач. И это не говоря про бесконечные дискуссии в группах и сообществах с валом комментариев и регулярными ссорами.
Печально то, что в этом новом мире мгновенных сообщений и бесконечно длящегося технологического контакта больше всего проигрывает такая часть населения, как пожилые люди, особенно одинокие. Им сложно освоить даже SMS-сообщения в простом аппарате сотовой связи. Эти люди обречены использовать прежние технологии связи. Но это, впрочем, вопрос социального устройства и отношений, которые не являются сферой ответственности телеком-индустрии.
Строительство сетей нового поколения в Саратовской области продолжится и дальше. Хотя становление принципиально новой инфраструктуры связи во многом уже состоялось. При этом те, кто сделал ненужными письма, открытки и телеграммы, уже и сами оказались в ситуации острой конкуренции с молодыми активными игроками. А завтра, возможно, появится нечто новое, что еще раз радикально переделает всю картину мира — к удовольствию и пользе потребителей.