Без бумажки

21 апреля 2016, 17:17
Без бумажки
В наше суровое время, когда работы можно лишиться или ее поменять, при особом везении или невезении, это как посмотреть, а в особо "урожайный" год — и по нескольку раз, книжечки эти имеют раздражающую склонность быстро заканчиваться

В Роструде решили сделать большой шаг в светлое информационное будущее и отменить персональные трудовые книжки, содержащие записи о трудоустройстве гражданина и характеризующие трудовую деятельность работника. Такие бумажные, неприятного оттенка зеленого, которые нужно таскать с собой с работы на работу, чтобы кадровики красивым почерком вписывали, что вы у них числитесь или, наоборот, числиться перестали.

В наше суровое время, когда работы можно лишиться или ее поменять, при особом везении или невезении, это как посмотреть, а в особо "урожайный" год — и по нескольку раз, книжечки эти имеют раздражающую склонность быстро заканчиваться. А еще, по правилам, книжки, хранящиеся под замком на вашем рабочем месте, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены сургучной печатью.

Сургучную печать сейчас можно встретить в живой природе в трех случаях: на письме от Дедушки Мороза, куда она для антуража ляпается — детишек порадовать; на бутылке с дорогим алкоголем, куда она помещается примерно с той же целью, но чтобы порадовать взрослых; и на почте, где ею до сих пор скрепляют мешки с почтовыми отправлениями. Оказывается, есть еще и четвертый случай. Интересно, где кадровики берут сургуч — на почте или у Дедушки Мороза? Потому что печать для этой цели ни у кого не позаимствуешь, надо тратить деньги и время на ее изготовление. Чтобы шлепнуть ею пару-тройку раз в год.

Оговорочка: в счастливое будущее без "трудовых" шагнут не все, а только микропредприятия, где трудятся не более 15 человек. Кадровики остальных компаний по-прежнему будут маяться с сургучными печатями и вырабатывать каллиграфический почерк. Хотя и работодатели, и — небывалый случай — законодатели считают, что бумага отжила свое, а учет уже давно ведется электронным способом. Данные о работниках ПФР (пенсионный фонд страны) тоже получает не в бумажных конвертиках от "Почты России", а по электронной почте, которую "Почта России" пока не освоила.

Зато другое начинание Роструда применяться будет ко всем фирмам и организациям, невзирая на количество сотрудников. Как заявил замруководителя Роструда, нужно сократить подзаконные акты, "исполнение которых является затратным, а результат неочевидным". Золотые слова, под них можно процентов девяносто бумажной работы подвести. Пока это коснется ведения графиков отпусков, которые больше не нужно будет предъявлять трудовым инспекторам. Простых смертных, то есть работников, это нововведение порадует тем, что не нужно будет бегать по начальникам, чтобы они заверили заявление несколькими подписями, достаточно будет просто по-человечески договориться с непосредственным руководителем.

В перечень сброшенных с корабля современного трудопроизводства вещей попадет и журнал о ведении вводного инструктажа. Если рассудить здраво, то без этого инструктажа трудно начать работать на новом месте, с журналом или без оного. Так или иначе, рабочее место вам покажут, как включать станок или компьютер расскажут и технологию вытачивания детали или заведения записей в базе тоже не утаят. Еще и над душой постоят какое-то время, чтоб убедиться в усвоении материала. Поставите вы свою подпись в некоем кондуите или нет — дело десятое. Я вот недавно с интересом узнала, что согласно инструкции по охране труда должна начинать каждый свой рабочий день с проверки освещенности, установки стула и клавиатуры "в соответствии с требованиями эргономики" и с протирания монитора влажной салфеточкой. Сколько лет я работала в антиохраняемых условиях, протирая монитор раз в неделю, а то и раз в две недели, подумать страшно. А ведь какие-то люди тратили время на составление этих инструкций, их исправление, утверждение и распечатку. Деревьев-то сколько погибло, жуть.

Хорошо б, конечно, чтобы убрали еще одну вещь с "затратным исполнением и неочевидным результатом". Поднимите руку те, кто проходил на работе инструктаж по противопожарной безопасности и знает, как оказать первую помощь и чем тушить внезапно воспламенившийся электрический чайник. А теперь поднимите руку те, кто на самом деле в курсе, куда надо бежать за огнетушителем, если что-нибудь все-таки загорится. А теперь поднимите руку те, кто ставил закорючку в журнале, что прослушал лекцию на эту тему от уполномоченного человека. Мысль, думаю, понятна. Но если этих закорючек на месте в журнале не окажется, то руководителям и предприятию грозит штраф — не то чтоб большой, но довольно неприятный. Хотя и проверяющие, и проверяемые прекрасно понимают ритуальность своих действий и практическую их несостоятельность. Это как английское "хау ду ю ду" — "как дела", если переводить дословно. Можно подумать, что спрашивающий действительно интересуется, что происходит в твоей жизни, но на самом деле ничего кроме "файн, фэнкс" ("спасибо, прекрасно") он от тебя услышать не рассчитывает и удивится, если все-таки услышит нечто отличное. Положено отвечать так и все. Пароль — отзыв. Смысла слова и действия уже давно лишились, но выполнять их по-прежнему продолжают. Традиция. Никуда не денешься. Так и с закорючками в журналах. Традиции нужно уважать, беречь и хранить, у нас так в "Основах государственной культурной политики" написано.