Ликвидация ликвидатора

29 апреля 2016, 09:00
Ликвидация ликвидатора
Николай Пугачев

На этой неделе весь мир вспоминал страшную аварию, произошедшую на Чернобыльской атомной электростанции 30 лет назад. Корреспонденты нашего издания побывали в гостях у одного из участников ликвидации катастрофы и были поражены тем, в каких условиях проживает этот человек.

Печальная дата — 26 апреля 1986 года — осталась практически незамеченной региональными властями. На сайте областного правительства удалось найти лишь одно сообщение, посвященное этой теме. Состоялся митинг, приуроченный к годовщине техногенной катастрофы, на котором присутствовал председатель комитета общественных связей и национальной политики губернии Борис Шинчук.

"Вечная память тем, кто исполнил свой долг перед Родиной и всем человечеством, честь и хвала тем, кто сегодня остается в строю, кто несет все эти годы в своем сердце эту боль о том, что пережили. Я уверен, мы и в 31-ю, и в 50-ю годовщину соберемся. Сколько бы ни было нас, все равно придем для того, чтобы сохранять и отдать эту дань памяти нашим героическим коллегам", — сказал Борис Леонидович, обращаясь к участникам ликвидации аварии на ЧАЭС.

Как стало известно нашему изданию, некоторые ликвидаторы катастрофы, пережив те страшные дни, сейчас вынуждены существовать в не менее бесчеловечных условиях. В редакцию обратились родственники Николая Пугачева из поселка Советское. Они рассказали о том, что этот человек, оставивший свое здоровье в Чернобыле, уже второй год живет в разрушающемся доме без газа, воды и отопления.

Ликвидация ликвидатора

Мы побывали в гостях у Николая Семеновича 26 апреля. Двухэтажный многоквартирный дом по адресу: поселок Советское, улица Урицкого, 13, очень отдаленно напоминает жилую постройку. Здание, возведенное еще в 1957 году как времянка, сейчас буквально разваливается: кровля из шифера в нескольких местах отсутствует, почти нигде нет окон, стены снаружи осыпаются на землю. Между тем практически все квартиры здесь принадлежат муниципалитету и признавать дом аварийным местные власти не торопятся.

Ликвидация ликвидатора

— Вот два года назад батареи срезали в его квартире, когда они течь стали, обещали вернуть, но так и не установили, — рассказывает дочь Николая Пугачева Елена Колганова, показывая квартиру ликвидатора. — Греется зимой своими обогревателями. Воды и коммуникаций тут никогда не было. Газ сейчас тоже перекрыли. Так и живет, хотя по закону имеет право на улучшение условий как участник ликвидации аварии в Чернобыле. А в администрации Советского муниципального образования говорят, что ничего улучшать не надо. Они считают этот дом нормальным для проживания и ссылаются на то, что площадь квартиры у отца большая.

Действительно, в ответе за подписью главы администрации Советского МО Светланы Байрак говорится о том, что для улучшения жилищных условий Николая Пугачева необходимо, чтобы он жил на площади менее 14 квадратных метров. Но вот незадача — на ликвидатора приходится более 21 квадратного метра в разваливающемся доме без удобств.

Сам Пугачев, как признают его родственники, частенько выпивает, поскольку, по их словам, "без этого у него все суставы выворачивает". Он немногословен, в основном отвечает на вопросы односложно. Николай Семенович рассказал, что был направлен ликвидировать последствия техногенной катастрофы осенью 1987 года от предприятия, на котором трудился. А вернулся в Саратовскую область весной 1988 года.

Ликвидация ликвидатора

Работал на месте ЧП водителем грузовика. Имеет почетную грамоту "за высокую дисциплину и организованность, смелые и умелые действия, высокие показатели при проведении дезактивационных работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС". В Чернобыле, как говорит Пугачев, никаких особых защитных средств не выдавали: "Гимнастерка и сто грамм, вот и вся защита".

Сейчас социальная защита этого человека также находится на довольно низком уровне. Помимо полного отсутствия условий для нормальной жизни, ликвидатора попросту может ликвидировать собственный дом, который того и гляди развалится.

— Раньше каждый год приходили открытки из различных органов власти, — вспоминает Елена Колганова. — К 25-летию вручили нагрудный знак. Губернатор Дмитрий Аяцков все время вспоминал на годовщину. А теперь он никому не нужен, все забыли.

Практически все наниматели жилья в разрушающемся доме на улице Урицкого покинули свои квартиры, опасаясь беды. Сейчас, кроме Николая Пугачева, здесь осталась лишь одна обитательница, которая пытается добиться признания двухэтажки аварийной. Но, по ее словам, местные власти тормозят этот процесс, в результате чего в действующую программу по расселению здание не попало. И даже если батареи в квартиру ликвидатора вернут, не факт, что следующей зимой сюда будет подаваться отопление. Едва ли коммунальные службы станут запускать котельную ради двух оставшихся постояльцев.

Ликвидация ликвидатора

Нам удалось получить комментарий главы администрации Советского МО Светланы Байрак по этому поводу. Первым делом она отметила, что работает в своей нынешней должности с недавнего времени.

— У нас в Советском официально ни один дом не признан аварийным, — подчеркнула Светлана Владимировна. — Он может быть признан таким либо по решению собственников жилья, либо по решению муниципалитета. У нас таких домов, как тот, в котором вы побывали, на Урицкого пять. Они все 57-го года застройки. Некоторые в нормальном состоянии сохранились, а некоторые — нет. Я не уверена, что они могут быть признаны аварийными, так как здесь идет разрушение муниципального жилья. У нас уже есть решение суда в нашу пользу по одной из квартир в доме номер 13. Теперь приставы должны принудить жильцов привести помещение в нормальное состояние.

По словам главы администрации, местные чиновники пытались узнать, какую помощь могут оказать Николаю Пугачеву, и выяснили, что он ни под какие программы не попадает. По мнению Светланы Байрак, существует некая принципиальная разница между понятиями "ликвидатор аварии на ЧАЭС" и "участник ликвидации".

— Если вы были в его квартире, то, наверное, понимаете, о чем мы еще говорим, — отметила собеседница. — Изначально она была в терпимом состоянии. Мы сейчас вправе также подать иск за разрушение муниципального жилья. Но мы чисто по-человечески хотим помочь, смотрим, есть ли у нас законные основания признать его нуждающимся.

По поводу разваливающихся стен снаружи здания и провалившейся крыши глава администрации отметила, что муниципалитет участвует в программе капремонта и платит за все квартиры в региональный фонд положенные взносы.

— Мы туда заявились и, я надеюсь, эти бедные, несчастные дома приведем в порядок, — пояснила Светлана Байрак. — Ведь если мы признаем дом аварийным, то расселяют сейчас только те, которые были выявлены до 2012 года. Когда это будет — непонятно. Мы сейчас должны создать условия какие-то для людей.

P.S.

По данным регионального отделения Пенсионного фонда России, для ликвидации последствий техногенной катастрофы были мобилизованы более 600 тысяч человек, из них около 4 тысяч — жители Саратовской области. В настоящее время в нашем регионе проживают 2616 человек, участвовавших в ликвидации катастрофы, а также подвергшихся воздействию радиации и ставших инвалидами. По сравнению с прошлым годом их количество уменьшилось на 79 человек.

Хотелось бы, чтобы представители власти хотя бы под памятные даты вспоминали об этих людях. Не только благодарственными открытками и речами, но и мониторингом качества их жизни в регионе.