Из жизни ОПы

Из жизни ОПы
Александр Ландо
Пожалуй, только руководящие работники могут без ущерба для собственной психики сразу переходить от праздников к будням. Собственно говоря, для них и перехода-то как такового не существует

Пожалуй, только руководящие работники могут без ущерба для собственной психики сразу переходить от праздников к будням. Собственно говоря, для них и перехода-то как такового не существует. Ведь ни в красные, ни в черные дни календаря начальство отдыха не знает. Одни ответственные лица по головам пересчитывают участников согласованных массовых акций, другие ведут учет заасфальтированных ям на дорогах и залатанных дыр на сетях водоканала. Однако рядовым гражданам брать с них пример и повторять это в домашних условиях не рекомендуется — закалка не та.

Простым смертным возвращаться к действительности следует постепенно и аккуратно, чтобы не расплескать приподнятого настроения. Тем более что инструментов для консервации последнего в Саратовской губернии хватает. И в первую очередь это, конечно, официальный сайт регионального правительства. Поклонникам данного ресурса нет необходимости утомлять себя подробностями. Для создания позитивной картины мира вполне достаточно заголовков. "Саратовская область — лидер посевной в Приволжском федеральном округе", "В минсельхозе области обсудят вопросы производства питьевой и минеральной воды", "В Саратовской области пройдет конкурс скороговорок" — от таких новостей сразу почувствуешь себя и сытым, и пьяным, и окультуренным. А вот от других известий, к примеру, за версту веет торжеством справедливости и диктатурой закона: "Минзанятости пресекает попытки получения пособия по безработице обманным путем", "В Саратовском районе вновь задержаны браконьеры", "В майские праздники усилено патрулирование в лесах области".

Некоторым гражданам и этой дозы антидепрессанта достаточно для последующего безболезненного погружения в реальность. Но есть и такие, которым для правильного настроя требуется что-нибудь покрепче. И в этом случае нет лучшего средства, чем ежегодный доклад губернской ОПы о состоянии гражданского общества Саратовской области. Во-первых, он большой — аж 160 страниц. Пока его проштудируешь, настроение сто раз изменится, разумеется, каждый раз в лучшую сторону. А во-вторых, он многогранный. Ну почти такой же, как глава общественной палаты и руководитель группы по подготовке доклада Александр Ландо.

Мы взрослые люди и не понаслышке знаем, как обычно создаются подобные опусы. Одна и та же "рыба" годами кочует из доклада в доклад. Меняется же, образно говоря, лишь соус из относительно свежих фактов. Однако в нашей ОПе формалистов не держат, здесь к чему угодно находят творческий подход. В общем, никакой протухшей "рыбы" под соусом. Каждый раз все с чистого листа.

На сей раз условный чистый лист был испещрен словосочетанием "Мы вместе!". Именно под этим девизом мы, оказывается, прожили весь 2015 год. А в результате создатели доклада могут позволить себе утверждать следующее: "Общая картина формирования структур гражданского общества в РФ в целом и в Саратовской области в частности в последние годы имеет позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях". Да кто же спорит?! Всем известно, что на Саратовщине все делается исключительно на добровольных началах. А уж с тех пор как народным губернатором назначили Валерия Радаева, любовь и согласие приобрели небывалый размах.

Памятником гражданской сознательности и душевной щедрости жителей Саратовской области по праву можно считать музей трудовой славы, именуемый в просторечии МТС. Уверена, только большая любовь к истории родного края могла заставить простых людей жертвовать кровно заработанные на строительство МТС. Ну и конечно, не будем сбрасывать со счетов широкий жест Валерия Васильевича, отдавшего будущему музею накопленные на госслужбе 300 тысяч рублей. Этот тот самый случай, когда его пример стал другим наукой. И не беда, что собранные всем миром деньги не покрыли сметной стоимости объекта. Недостающую сумму взяли из бюджета, то есть опять-таки у народа. Что же касается разговоров о завышенной цене вопроса и несвоевременной выплате зарплат строителям, то стоит ли обращать внимание на подобные пустяки, если речь идет об увековечении нескольких снопов пшеницы, калачей-мутантов и холодильников "Саратов", еще не превратившихся в айфоны!

Еще одним доказательством полного отсутствия формализма и жесткого контроля со стороны власти является акция "Бессмертный полк". Жаль только, что совсем нельзя обойтись без так называемого человеческого фактора, а то он второй год подряд портит нам всю картину. В 2015-м не имеющие никакого отношения к организации шествия органы исполнительной власти рапортовали о 20 тысячах участников. А чуть погодя народный губернатор скорректировал эту цифру до 4 тысяч человек. Ну а в текущем году человеческий фактор, похоже, совсем распоясался и даже прибег к принудиловке. Но следуя совету наимудрейшего Ландо, мы и на это закроем глаза. Главное, чтобы было душевно и многолюдно. "При 50 тысячах человек какие-то отклонения единичного характера могут иметь место", — признал горькую правду Александр Соломонович.

Раз уж зашел разговор о горькой правде, то не могу не отметить, что в докладе ей отведено особое место. Вот лишь несколько разоблачительных тезисов.

"К сожалению, состояние защищенности окружающей среды, по оценкам экспертов, следует считать неудовлетворительным. За последнее десятилетие, несмотря на ряд предпринимаемых шагов, изменения в природоохранном законодательстве, ситуация в этой сфере не улучшается".

"Попытка реформировать ЖКХ на низовом уровне путем создания конкурентной

среды в лице частных управляющих компаний развивается не слишком удачно. В данный сегмент рынка плавно перетекли бывшие руководители и сотрудники жилищно-эксплуатационных контор, а также близкие к муниципальным ЖКХ предприниматели. Многие подобные управляющие компании дискредитировали реформу ЖКХ, отраслевой бизнес и власть".

"Несмотря на то что масштабы бытовой коррупции не оказывают существенного влияния на экономику в целом, этот ее вид серьезно деморализует простых граждан, разлагает госслужащих, делает коррупцию повседневным, обыденным, по существу, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением. Именно на этом бытовом уровне формируется негативное отношение людей к власти в целом, создается представление в массовом сознании о ее тотальной продажности и коррумпированности".

"В Саратове сложилась непростая ситуация на рынке СМИ. Штаты изданий сокращаются, как и везде, в них идет оптимизация расходов, иные и вовсе закрываются. С 1 января 2016 года в области прекращает местное вещание телеканал "РЕН ТВ-Саратов". Чуть раньше из-за финансовых проблем закрылась газета "Родной город", а летом прекратил свое существование еженедельник "Репортер". Некоторые издания балансируют на грани.

Вдобавок за несколько месяцев в области закрылось около десятка районных СМИ, 108 электронных и печатных. Некоторые не выходили в течение года, и у них были отозваны

лицензии". Пытливого читателя не должен обмануть сочувственный и, я бы даже сказала, тревожный тон повествования. Это не более чем констатация. Причем эксперты-общественники находят в данной тенденции множество плюсов. А минус, по их компетентному мнению, только один: слишком медленно уходят в небытие "лишние" средства массовой информации. "120 с лишним действующих редакций на информационном поле, которое не увеличилось со времен советской власти, — это слишком много. <...> Если бы СМИ в области было в десять раз меньше, но они были бы мощнее и зависели от читателя/зрителя и независимых рекламодателей, а не от хозяев и учредителей, то и качество их работы было бы выше, и уровень благосостояния — а значит, и независимости журналистов — тоже".

Получается, напрасно деятели из ОПы в начале своего доклада не постеснялись, что называется, плюнуть в проклятое прошлое, "когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях". Уж кто-кто, а опытнейший Александр Ландо должен помнить, что тогда помимо районок было всего две областных газеты — "Коммунист" да "Заря молодежи", а еще один, если так можно выразиться, телеканал и проводное радио. Вероятно, о возвращении этого "золотого века" региональных СМИ и мечтают нынче члены общественной палаты.

Впрочем, даже излишек информационных ресурсов не мешает Ландо и его содокладчикам гордиться тем, что в регионе "не наблюдается ни "огосударствления" СМИ, ни роста государственных затрат на "пиар губернатора" и пропаганду успехов власти, ни расширения информационного влияния "государственно ориентированного бизнеса". Мало того, "в 2015 году губернатор Саратовской области выступил с инициативой вообще отменить статью в бюджете о финансировании информационного обеспечения деятельности губернатора и правительства региона. По словам Валерия Радаева, администрация должна "отказаться от саморекламы" и "формировать повестку своими делами". В связи с этим конкурсы на получение бюджетных денег, ранее регулярно вызывавшие скандалы и конфликты среди СМИ, перестали проводиться. Отпала и возможность спекулировать на тратах государства на "пиар". Эту историю, воспринятую некоторыми как самопиар Валерия Васильевича, думаю, помнят многие. Но вряд ли эти многие будут дотошно изучать официальные документы, находящиеся в открытом доступе. Вот только странно, что гражданские активисты этого не сделали. Им ведь сам бог велел ознакомиться с отчетом о реализации подпрограммы "Информационное партнерство органов государственной власти со СМИ и издателями" за девять месяцев 2015 года или с приказом министра информации и печати Саратовской области Натальи Линдигрин "О предоставлении субсидий на возмещение затрат по реализации информационных проектов в 2015 году". Так вот в таблице из приложения к данному приказу среди прочего трижды упоминается программа телеканала "Россия" (заявитель ФГУП ВГТРК) "От первого лица" на общую сумму свыше двух миллионов рублей. А между тем на официальном сайте телекомпании русским языком написано: "В программе "От первого лица" губернатор области Валерий Радаев рассказывает о самых важных аспектах жизни региона и отвечает на самые актуальные вопросы". Я, честно говоря, и не знаю, как расценивать это несоответствие доложенного действительному? Не иначе опять человеческий фактор напортачил. Но даже ему, постоянно портящему все хорошее, не под силу умалить достоинства институтов гражданского общества. Понятно, что достоинств у нашей ОПы множество. Но я выделю только самые-самые: "Как известно, общественные палаты являются самостоятельными институтами гражданского представительства", "только постоянный общественный прессинг способен держать в тонусе чиновников, позволит избежать их откровенного бездействия и тем более коррупционных проявлений", "несмотря на большое количество проблем, характерных для региона и страны в целом, нашедших свое отражение в настоящем докладе, общественная обстановка в регионе может быть классифицирована как стабильно устойчивая, что является заслугой губернатора, правительства, областной думы, общественной палаты, из чего следует заключить, что девиз области "Мы вместе" полностью себя оправдал".