Невнятное будущее

Невнятное будущее
"Саратов — город, призванный объединять общей судьбой своих жителей и обеспечивать им высокое качество жизни, способствовать социально-экономическому развитию, научному и культурному прогрессу Саратовской области, региона Нижнего и Среднего Поволжья и всей России"

В Саратове устали жить одним днем и решили, наконец, подумать о грядущем. Администрация города совместно с учеными нескольких вузов разработала проект стратегии социально-экономического развития Саратова до 2030 года. Часть общественности уже продемонстрировала восхищение самим фактом появления этого документа. С одной стороны, это показывает, что у многих давно есть запрос на хоть какое-то определенное представление о будущем города. С другой — если одним умилением все и закончится, то "чистого, светлого, зеленого" Саратова можно ожидать с тем же успехом, что и прежде. Пока будущее города, обрисованное в проекте стратегии, представляется весьма расплывчатым.

Обширный документ, насчитывающий 120 страниц, делится на две неравные части. Первая — это подробное описание нынешней социально-экономической обстановки в Саратове, включая самые известные его проблемы. Место нашлось даже экскурсу в историю города (который представляется излишним, поскольку нынешний город вряд ли является продолжателем старого русского купеческого Саратова, как бы этого многим ни хотелось). Вторая часть, которая по объему намного меньше первой, — это собственно стратегия: миссия, принципы, цели.

В документе содержится множество всевозможных данных. К примеру, перепады высот рельефа на территории города достигают более 270 метров, а "дорожное покрытие Саратовских дорог считается одним из самых худших в стране" (орфография документа сохранена — авт.). И неудивительно: "Плотность автомобильных дорог города Саратова с асфальтобетонным покрытием равняется 1,22 км/на кв. км площади города, что в 2 раза ниже показателей, рекомендованных еще 30 лет назад для удовлетворения потребностей города в сети дорог с асфальтобетонным покрытием".

По чеканности формулировок проблем города некоторые фрагменты проекта стратегии дадут фору публикациям в местных СМИ. Но основная часть материалов — это то, что уже было тысячу раз сказано-пересказано на совещаниях и заседаниях органов власти всех ветвей и отражено в прессе. И все же "подобно тому, как Москва и Санкт-Петербург манят молодых и образованных жителей Саратова, более или менее амбициозная сельская молодежь также мечтает уехать в Саратов". Более того: "Саратов обладает кадровым, научным и производственным потенциалом, достаточным для того, чтобы при необходимости превратиться в промышленный центр всего поволжского региона". Возникает вопрос: когда же эта необходимость наконец настанет?! И кто тот волшебник, что способен обеспечить это поразительное "превращение"?

Даешь брендирование

В документе довольно пространно описывается, как на дальнейшую судьбу (в частности, на экономику) Саратова повлияют международные отношения России и геополитическая обстановка. Ведь "несмотря на свой региональный статус, Саратов (в первую очередь характер и темпы его социально-экономического развития) в значительной степени зависит от того, каким образом развивается мировая экономика и какие отношения складываются у России с отдельными странами мира". При этом влияние "политических сценариев развития ситуации в мире" представляется "противоречивым и двойственным". Возможны и положительный эффект, и отрицательный. "Ослабление курса рубля и нестабильность мировой экономики естественным образом отразятся на экономическом положении жителей областного центра. Покупательная способность граждан будет падать, цены на импортные товары — расти. У саратовцев будет все меньше возможностей выезжать за рубеж (в первую очередь в туристических целях), покупать импортную технику и товары повседневного пользования. Может усилиться отток наиболее активной части населения в другие регионы страны. Благоприятное развитие международной ситуации и мировой экономической конъюнктуры не предполагает наличия отмеченных выше негативных последствий". Естественное (на взгляд автора) желание, которое появляется после прочтения этого, сказать: "Спасибо, Кэп" (то есть "капитан очевидность" — авт.).

Невнятное будущее

Что поможет городу развиваться? Одно из направлений, на котором подробно останавливаются создатели документа, — "брендирование Саратова". Основная его цель — "стратегическое продвижение территории с целью содействия ее развитию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке. Брендирование является необходимым условием для изменения внешнего восприятия территории в лучшую сторону, для развития въездного туризма, привлечения инвестиций. В конечном итоге развитие города как востребованного за его пределами продукта должно привести к конкуренции с другими территориями за получение инвестиций и государственное финансирование".

Более того: "В целом же стратегической целью брендирования должно стать создание "нового лица города", которое улучшит эффективность управления территорией, объединит под одним символом (знаком) разрозненные мероприятия и инициативы, проекты и услуги, минимизирует критику жителей в адрес муниципальной власти, повысит уровень доверия к ней". Согласитесь, это тянет на откровение. Оказывается, вовсе не неустанная каждодневная работа по облагораживанию города, очистке его от грязи и пыли, строительство дорог, борьба с вороватыми управляющими компаниями и вообще тяжелый труд "минимизируют критику жителей", вовсе нет. Достаточно "брендирования" — и доверие к власти повысится, и даже управление станет более эффективным.

Есть в документе и другие подобные пассажи. "Основная проблема внешней эстетики современных улиц города Саратова скрывается в хаотичном размещении наружной рекламы на фасадах зданий, расположенных на территории города. В фасады, являющиеся памятниками архитектуры, вбиваются и монтируются железные каркасы, разрушающие их, стены и окна затягиваются разноцветными баннерами с безвкусной вычурной рекламой". Вот как, именно реклама, оказывается, виновник многих бед, а не то, что у одних владельцев зданий (включая памятники истории и культуры) нет денег на их содержание и ремонт, а у других (в том числе управляющих компаний и ТСЖ) — желания.

Вопросы без ответов

Сотни страниц в проекте стратегии посвящены проблемам города, но не очень понятно, как они будут решаться в ближайшие 15 лет. Через железнодорожные станции города в сутки перевозится до 160 тысяч тонн опасных грузов. Причем любые аварии могут привести к чрезвычайным ситуациям, в результате которых, как указано в документе, "необходимо будет проводить специальные работы по локализации и ликвидации очагов аварии, вплоть до временного отселения населения из опасных районов". Когда Саратов избавится от транзитных товарных поездов и что для этого может сделать городская власть?

Скоростные трамваи обещают который год. Представим, что они все-таки появятся. А что будет с троллейбусами? Они умрут сами, естественным образом? Когда и при каких условиях в городе наконец появятся благоустроенные пляжи? Новые огромные жилые районы с 20-этажными жилыми башнями и дальше будут строиться без учета того, что людям нужно не только спать, потреблять и покупать, но и учиться, отдыхать и развлекаться? Ни один новый микрорайон, построенный в последние годы в Саратове, не обеспечен культурным заведением или семейным досуговым центром. Все это отдано на откуп бизнесу, но он в спальные районы "не разбежался". Эта ситуация сохранится и в ближайшие 15 лет?

На жителей Саратова два года назад неизгладимое впечатление произвели планы устройства нового парка площадью 30 гектаров на полях НИИ СХ Юго-Востока. Но перемножив советское требование 7 кв. м "районных парков, садов и скверов" на число горожан, которые будут жить вокруг нового парка (45 тысяч человек), мы получим 31,5 га. То есть выходит, что щедрый размер, анонсированный властями, это не роскошная, а попросту минимально необходимая площадь для такой зоны отдыха. Как насчет соблюдения таких требований в других районах города? Ведь площадь общегородских зеленых насаждений, как указано в проекте стратегии, составляет менее четырех квадратных метров на одного человека, что ниже нормы почти в четыре (!) раза. Формулировок целей или задач вроде "обеспечить строжайшее соблюдение норм озеленения при строительстве новых жилых микрорайонов" или "довести к 2020 году показатель озеленения в городе до X метров на человека, к 2025-му — до Y, а к 2030-му м до Z" в проекте нет. Между тем многие жители Саратова вообще не в курсе, что эти нормы в принципе существуют и распространяются на парки, скверы, жилые кварталы, пришкольные территории, а также на зеленые насаждения возле детсадов, техникумов, вузов, учреждений здравоохранения и предприятий. Поэтому высадка любого количества деревьев воспринимается в Саратове как чрезвычайный жест чьей-то доброй воли и невероятной щедрости. Так будет и в следующие 15 лет?

В документе есть констатация, что существуют огромные "инфраструктурные проблемы как центральной, так и периферийной частей Саратова, связанные с накопившимися проблемами благоустройства (недостатком зеленых насаждений, парков, скверов), плохой транспортной доступностью отдельных районов. Предельная изношенность дорожного покрытия, коммуникаций водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения". Согласитесь, логичнее начать с решения этих проблем, а "брендирование" отложить до лучших времен.

Невнятное будущее

Но тут другая засада — бюджет города страдает от нехватки денег. "Острота этой проблемы и ее комплексное влияние практически на все стороны городской жизни позволяют ее квалифицировать как вызов стратегического развития". При этом факт, что деньги, когда они наконец появляются, зачастую расходуются неэффективно, во внимание как будто вообще не принимается.

Изобретем велосипед

"Саратов — город, призванный объединять общей судьбой своих жителей и обеспечивать им высокое качество жизни, способствовать социально-экономическому развитию, научному и культурному прогрессу Саратовской области, региона Нижнего и Среднего Поволжья и всей России". Так сформулирована в стратегии миссия нашего города. Но что если заменить "Саратов" на "Самару", например, или на "Волгоград" и соответственно поменять упоминание региона? Что тогда в этой миссии уникального?

Стратегические цели сформулированы неконкретно. Например: "Оптимизация использования природно-географического потенциала Саратова при проектировании и функционировании городской среды с одновременным обеспечением благоприятной экологии города". Слово "оптимизация" стало модно употреблять при сокращении затрат и издержек, включая численность персонала. Оптимизация использования природного потенциала — это как?

Другой пример: "Достижение нового качественного уровня транспортной и дорожной инфраструктуры города, предусматривающей комфортное сосуществование пешеходов, пассажиров общественного транспорта и автомобилистов". В общем, "ребята, давайте жить дружно". Но приоритет-то у кого? У общественного транспорта или частного?

"Повышение уровня доверия городской власти со стороны жителей города Саратова" предлагается, в частности, с помощью… "проведения постоянного мониторинга мнения жителей о степени их удовлетворенности деятельностью городской власти". А также посредством "создания системы обратной связи с населением и информирования жителей о решениях, принимаемых городской властью по наиболее острым социально значимым вопросам". Но разве не избираемые жителями Саратова депутаты городской думы — тот самый механизм "обратной связи" власти с населением? Ведь именно депутаты вправе контролировать муниципальную исполнительную власть, следить за тем, как она расходует средства. и доносить до нее чаяния и потребности граждан, инициируя законопроекты, поправки и целевые программы. Если эта система не работает — это другой вопрос. Но новую-то устраивать зачем? Тем более что в городе теперь есть еще и своя общественная палата.

Как здорово, что все мы здесь...

Недавно жителям региона была представлена "Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года". Как писала ранее наша газета, из нее сложно сделать четкий вывод о том, что будет представлять собой губерния через 15 лет. Это будет "Кубань на Волге"? Или "Кембридж на Волге"? А может, даже "Сингапур на Волге"? Или вообще "Китай на Волге"? Следуя тексту стратегии, область должна сделаться всем этим сразу. Документ производит впечатление сборника чаяний и надежд "против всего плохого и за все хорошее" (см. статью "Мы с тобой мечтатели"). Тем не менее нельзя не отметить, что в региональной стратегии обозначены ориентиры в виде конкретных цифр и показателей: каким образом должен расти валовой продукт, во сколько раз следует за 15 лет увеличить инвестиции и зарплаты и так далее.

У стратегии Саратова другая беда — она крайне расплывчата и неконкретна. Целевых ориентиров нет, четкого видения тоже. Что такое Саратов через 15 лет? Какой это город? Условно европейского типа, то есть для пешеходов и велосипедистов, или американского, то есть главным образом для автомобилистов? Дряхлые дореволюционные особняки и деревянные купеческие дома — это наша радость или боль? Образно говоря, Саратов будущего — это скорее "Прага на Волге" или все же "Москва на Волге"?

Невнятное будущее

По сути, речь идет о том, что в ходе согласования проекта стратегии до 2030 года жители Саратова (включая власть) должны сделать выбор, каким быть городу в будущем. Предыдущие 15 лет, в ходе которых был сделан ряд грубых градостроительных ошибок, показывают, что многие решения в перспективе оказываются не такими безобидными, как это кажется при их принятии. Выбор, который будет сделан в следующие 15 лет, также сделает возможным или невозможным многие события и варианты развития в долгосрочном горизонте планирования. При прочтении проекта стратегии развития Саратова до 2030 года складывается впечатление, что разработчики не сделали даже попытки представить разные сценарии развития города. Выбор отсутствует. Нам предложены лишь пространное описание проблем и довольно стандартный перечень их решения. Если обобщить их, они могут быть уложены в несколько простых предложений. Городу надо больше денег — вообще и в частности. Инфраструктура — дрянь, надо срочно чинить. Дороги надо строить. Кумысную поляну надо как-то сохранить. Разные социальные группы жителей и кланы должны жить дружно. Чистый воздух — это хорошо, а грязный — плохо. Чтобы общественный транспорт не встал, нужны деньги на новый подвижной состав, новые вагоны и троллейбусы. Короче говоря, дважды два — четыре, а Волга впадает в Каспийское море.

Но где тут вызов? Где нечто, что способно превратить город из транзитного пункта в центр притяжения? Чем характеризуется это собственное лицо города через 15 лет?

Ожидать детализированных описаний Саратова образца 2030 года и перечисления конкретных действий власти тоже было бы неверно, поскольку любое успешное развитие предполагает использование возникающих возможностей и гибкую реакцию на меняющиеся обстоятельства. Но хоть какая-то ясность представлений о том, каким город станет через 15 лет, все-таки должна быть!

Разумеется, не факт, что даже создание внятного документа — это залог его дальнейшего претворения в жизнь. Процесс обсуждения стратегического развития, возможность проговорить сценарии, назвать опасности, представить себе желаемые изменения облика Саратова — тоже ценность. Ведь горожан лишь ставят перед фактом, когда решения власти по тем или иным вопросам (в том числе в интересах конкретных компаний, лиц и групп влияния) уже приняты.

Самая большая опасность в такой ситуации — скатиться в восхищение "раз уж мы такие молодцы, что о стратегии говорим, то не важно, что именно мы говорим". Даже если стратегия, рожденная в яростных дебатах, будет затем положена на полку и не реализована, все равно это продвинет городское сообщество в его представлении о лучшем будущем и спектре мнений на эту тему. Но если обсуждение будущего застрянет на этапе всеобщего одобрения документа в его нынешнем виде, то развития города в обозримой перспективе ждать не придется.