Граница не знает покоя

20 мая 2016, 15:06
Граница не знает покоя
Вдруг в чиновничьих головах зародилась дикая идея сделать область эдаким "обитаемым островом", отгородившимся непроницаемыми кордонами от всей остальной Российской Федерации? Не потому ли наше начальство так стремительно продавливает идею возвращения "местного времени"?

Пограничная ситуация (нем. Grenzsituation) — термин, введенный немецким философом и психиатром Карлом Ясперсом. Под влиянием вины или сильных стрессов организм человека мобилизует свои внутренние резервы. В кровь вбрасывается адреналин. Пограничная ситуация может привести к прозрению, катарсису, но при чрезмерном перенапряжении возникает страх, возможно появление невротизации и панических атак.

Если спросить современного школьника, кто такой Карацупа, мы едва ли получим правильный ответ. Думаю, не ответят даже многие педагоги — из тех, кто помоложе. А вот школьники моего поколения знали: Карацупа — герой-пограничник, двадцать лет охранял рубежи Родины и вместе с четвероногим другом по имени Индус (в советских СМИ пса деликатно называли Ингусом) задержал 338 нарушителей государственной границы. Сколько среди них было злоумышленников, пытавшихся проникнуть в СССР? Сколько тех, кто хотел сбежать из страны? История умалчивает.

Героического следопыта Никиту Карацупу я вспомнил не зря. На минувшей неделе наш губернатор Валерий Радаев создал при правительстве Саратовской области специальную комиссию по пограничным вопросам: "Целью создания нового органа станет координация работы органов исполнительной власти, которые реализуют пограничную политику..." Стоп-стоп, граждане дорогие! Минуточку! Если память мне не изменяет, Саратовская область стала приграничной еще в далеком 1991 году, после распада СССР, когда внезапно выяснилось, что за Озинским районом начинается другая страна под названием Казахстан. Общая протяженность межгосударственной границы на территории Саратовской области — 600 километров. Так было и четверть века назад, и теперь. Не прибавилось (и не убавилось) ни сантиметра. Почему же раньше не появилась столь необходимая комиссия? Власть недоглядела?

Ну ладно, при раннем Аяцкове еще сохранялась постперестроечная романтика, а при кровавом ипатовском режиме руководство области проявило преступную халатность. Но Валерий наш Васильевич рулит регионом-64 уже больше четырех лет и лишь сейчас озаботился вдруг координацией органов по поводу границы. Что-то изменилось?

В губернаторском постановлении сказано, что новообразованной комиссии придется заниматься "оценкой угроз безопасности в пограничной сфере, подготовкой предложений по улучшению ситуации, совершенствованием работы органов власти, изменением законодательства". Дрожь берет от таких формулировок: неужели у нас с Казахстаном так серьезно? Еще вчера это было дружественное России государство и пограничная ситуация выглядела хорошей (куда еще улучшать?), а теперь, значит, случилось нечто важное и нам не сообщают, чтобы поберечь нервы? Валерий Васильевич, не томите, что все-таки случилось? Казахстан коварно примкнул к блоку НАТО? Активизировались казахские диверсанты и шпионы? "Исламское государство" (категорически запрещенная в России организация) на днях захватило Астану? В приграничной зоне приземлилась эскадрилья НЛО и нашей области грозит вторжение инопланетных зеленых человечков, вооруженных бластерами?

Читаешь постановление, и с каждым словом адреналин в крови растет. Оказывается, губернаторской комиссии вменяется в обязанность подготовка "предложений по созданию условий для участия граждан на добровольных началах в охране государственной границы РФ, по проведению организационных, воспитательных, правовых и иных мер, направленных на усиление работы по патриотическому воспитанию населения приграничных территорий". Выходит, Валерий Васильевич заранее знает, что наши погранвойска не справятся с грядущим нашествием из-за рубежа и пора срочно привлекать волонтеров? Или, может, у губернатора есть секретные данные, что-де население приграничной территории (то есть Озинского района) готово встречать иноземных захватчиков хлебом-солью и надо как можно быстрее повысить в Озинках градус патриотизма?..

Ну ладно. Давайте вообразим, что у Саратовской области не возникло внезапных проблем с соседями из Казахстана и никакие инопланетяне нашей безопасности не угрожают. Что если внезапная озабоченность пограничными вопросами — лишь составная часть некоего стратегического плана наших местных начальников? А вдруг чиновники втайне готовятся к тому, что не только упомянутые 600 километров в Озинском районе, но и вся граница нашего региона однажды превратится в один большой пограничный периметр? Вдруг в чиновничьих головах зародилась дикая идея сделать область эдаким "обитаемым островом", отгородившимся непроницаемыми кордонами от всей остальной Российской Федерации? Не потому ли наше начальство так стремительно продавливает идею возвращения "местного времени"? Пока, мол, давайте обособимся от центра на шестьдесят минут, а там видно будет. Лиха беда начало...

При всей фантастичности этой версии ее не следует списывать со счетов. Идея, что нашему региону надо быть "посувереннее", тихо бродит по кулуарам местной власти, как призрак коммунизма когда-то бродил по Европе. У главы Саратова Олега Грищенко, к примеру, есть любимая песнь о несовершенстве федерального законодательства, согласно которому большинство собранных налогов отправляется "в центр": "Без денег мы ничего не сделаем. А деньги все уходят в Москву, нам оставляют копейки. Надо бороться за регион". Вторя главе, депутат городской думы Олег Комаров недавно напомнил, что из собранных в Саратове в прошлом году 86 миллиардов рублей налогов областному центру досталось только 6,6 миллиарда, и мечтательно заметил: "Было бы хорошо, если бы все налоги оставались в Саратове". Юмор? Ну допустим.

В апреле минувшего года губернатор Валерий Радаев, рассуждая о демографической ситуации в регионе, возмутился "тенденцией отъезда из региона коренного населения в другие города": "Мы уже стали донорами для Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края". Случайно ли с уст обиженного губернатора одновременно сорвались слова "донор" и "Москва"? Или, может, он вспомнил, сколько денег собирают налоговики области и сколько из них остается в области? Мысль о том, что регион-64 сумел бы просуществовать сам по себе, без соседей, в выступлениях главы области проскальзывает часто. И чем мелочнее поводы, тем сильнее пафос. Вот в феврале губернатор, вспомнив про Саратовский лифтовый завод, строго попенял министерству строительства и ЖКХ: как, мол, вы смеете пренебрегать местной продукцией? Свои должны покупать свое на своей территории, "закупите хоть один лифт на стороне — пойдете на улицу".

Конек Валерия Васильевича — тема самообеспеченности области продуктами питания. Привозная свинина или рыба на местных прилавках — для губернатора большая беда. "Мы должны полностью обеспечить себя продуктами питания" (цитирую майскую речь 2014 года). В ноябре того же 2014 года губернатор среди самых актуальных проблем называет "обеспеченность региона собственной продукцией", сетуя на "обеспеченность говядиной только на 63 процента, птицей — на 39 процентов", и обещает, что к 2020 году область выйдет "на полную самообеспеченность товарами животноводства". В июне 2015 года Валерий Васильевич сообщает о скорой возможности полностью обеспечить область продуктами питания ("в этом направлении уже достигнуты значительные результаты"). В августе 2015 года та же песня: область должна "надеяться на себя и кормить население собственной продукцией растениеводства и животноводства". Пройдет меньше месяца — и губернатор отрапортует о чудо-урожаях: "Несмотря на сложные погодные условия, всем необходимым мы себя обеспечили"...

Вы можете представить, что, например, в США губернатор штата Невада будет ратовать за "самообеспеченность региона рыбой и морепродуктами", а губернатор штата Аляска возглавит борьбу за тамошнюю кукурузу? Маразм. Если, например, в Аризоне нет своих креветок, это вовсе не является угрозой продовольственной безопасности штата. Смысл всемирной экономической интеграции прост: каждый делает то, что у него лучше получается, а затем отправляет на рынок свой товар — еду, одежду, технологии и пр.

На другом полюсе от интеграции — автаркия. Я не уверен, знакомо ли местным чиновникам это понятие, поэтому на всякий случай поясню: термин обозначает экономику, "ориентированную внутрь, на саму себя", то есть закрытую экономику, которая предполагает абсолютный суверенитет. Осмелюсь напомнить, что субъект федерации — административная единица РФ, а вовсе не осажденная средневековая крепость, не космическое поселение на чужой планете, населенной тираннозаврами, и даже не Северная Корея, с ее неизбывным принципом чучхе.

Конечно, бывают чрезвычайные обстоятельства, однако в мирное время никто, будучи в здравом экономическом уме и трезвой экономической памяти, не станет ратовать за плохонькое и дорогое свое в противовес отличному и дешевому привозному. Если, конечно, не держать в уме мысль, что кругом враги, которые норовят нам подгадить: разбавить пепси денатуратом, нарочно заразить свинок "коровьим бешенством" или насыпать в шпроты пестицидов. Тогда да, надо потуже затянуть пояса и отправить министра Шинчука на стажировку в КНДР — набираться опыта. После чего остается расставить пограничные столбы на протяжении всех 3500 километров границы Саратовской области и в качестве гимна региона выбрать песню Высоцкого "Скажи еще спасибо, что живой!".