Добрым молодцам намек

27 мая 2016, 17:25
Добрым молодцам намек
Что если карикатура на губернатора Валерия Радаева, обрамлявшая дорожную яму на улице Сакко и Ванцетти, была тайно заказана художнику самим Валерием Васильевичем

Говорят, что вестибюль одного из крупных российских банков, выдающих кредиты, украшен мраморной табличкой. Золотыми буквами там выбита цитата из популярной песни "Мгновения", звучащей в телесериале "Семнадцать мгновений весны" (музыка Микаэла Таривердиева, слова Роберта Рождественского): "А в общем, надо просто помнить долг — от первого мгновенья до последнего".

Это я к тому, что довольно часто мы узнаем из СМИ о том, что чиновники и депутаты не слишком щепетильно относятся к своим долгам. В позапрошлом году, например, выяснилось, что депутат Госдумы Олег Михеев, зампред думского комитета по энергетике, должен почти 5 миллиардов. В прошлом году стало известно, что госдеп от Курской области Александр Четвериков задолжал Сбербанку 680 миллионов. Можно привести и примеры поближе. Вспомним, как еще три года назад известный саратовский облдеп Александр Гайдук — по совместительству еще и медиамагнат (точнее сказать, любимый внук бабушки-магнатши) — никак не хотел отдавать казне миллионов за аренду земли. В этом году прошла информация о том, что и другой местный партфункционер и медиамагнат Роман Грибов (учредитель "РГ-студии" и "Комсомольской правды-Саратов") тоже не заплатил приличную сумму — на сей раз банку. А, скажем, саратовский госдеп Антон Ищенко, если верить агентству Ура.ру, более года не оплачивал коммуналку в одной из квартир. Подобные примеры можно множить…

Не будем унижать народных избранников и функционеров подозрениями в том, что они-де внезапно и резко поиздержались и ныне опасно приблизились к черте бедности. Не станем обвинять их в какой-то корысти: уж не знаю, как там с Михеевым и Четвериковым, а нашим землякам, людям состоятельным, ничего не стоит расплатиться по долгам и легко закрыть тему, не жертвуя и толикой имиджа. Разгадка феномена, возможно, в другом. Принципы тут важнее имиджа.

Не секрет, что сегодня, в условиях экономического спада, просрочки выплат по кредитам в России достигли угрожающих размеров. По итогам 2015 года число должников увеличилось до 40 миллионов человек, а всего россияне задолжали сегодня банкам около 11 триллионов рублей, и никто не может предсказать, какую часть долга граждане возвратят вовремя. Подобная же ситуация сложилась и в нашем регионе. При этом самым крупным должником по бюджетным кредитам в Саратовской области является сама Саратовская область. В феврале 2016 года общая задолженность региона перед банками и федеральным бюджетом (50,4 миллиарда рублей) почти сравнялись с запланированными доходами (55,7 миллиарда рублей). Возможно, земляки-должники остро ощущают боль народную и в годину испытаний хотят быть вместе с регионом, чтобы плечом к плечу с его руководством нести бремя непогашенных кредитов. Возможно, они нарочно хотят остаться должником и стоически претерпевать нападки судебных приставов. Ведь только истинный саратовский патриот, желая привлечь интерес к насущным чаяниям региона, не побоится трудностей.

Перелистайте пожелтевшие страницы местных газет, загляните в архивные папки новостных интернет-ресурсов — и вы поймете, что многие сомнительные (на первый взгляд) поступки чиновников и бизнесменов, возможно, были намеренными: эдакими перформансами, художественными акциями, которые несли символический смысл.

Что если карикатура на губернатора Валерия Радаева, обрамлявшая дорожную яму на улице Сакко и Ванцетти, была тайно заказана художнику самим Валерием Васильевичем — в знак солидарности со всеми остальными саратовцами, страдающими от ужасных дорог? Что если дурацкая директива, воспрещающая студентам СГУ общаться с иностранцами, была нарочно придумана вице-губернатором (теперь уже бывшим) Денисом Фадеевым и поддержана ректором Алексеем Чумаченко (пока еще действующим) только для того, чтобы явить миру всю порочность командно-административного давления на вузы? Что если быстрое превращение некогда славной "Саратовской областной газеты" в унылый боевой листок мининформа — тайный жест руководства "Саратов-Медиа", желающего принести себя в жертву ради высшей цели: заострить внимание общественности на злободневных проблемах в сфере журналистики? А вдруг бывший и.о. главы администрации Саратовского района, пламенный Василий Синичкин не злоупотреблял служебным положением, а все подстроил, чтобы отдаться в руки Фемиды и на собственном примере подчеркнуть царящий у нас волюнтаризм при подборе руководящих кадров?

Читая новостную ленту и обнаруживая очередной публичный промах действующего губернатора, некоторые мои земляки исправно смеются над Валерием Васильевичем (да и я, грешен, тоже иногда позволяю себе эдакое зубоскальство). Но, может быть, насмешки не вполне справедливы? Разве нельзя вообразить, что ляпы Радаева — лишь видимость ляпов, которые призваны обозначить "болевые точки" современности?

Судите сами. Губернатор в своей речи перепутал Чацкого с Фамусовым? Намек на низкое качество преподавания литературы в школе. Губернатор, выступая, назвал мусорные кучи "мамаевыми курганами", а вместо слова "пафос" сказал "фапос"? Намек на заформализованность "победной" темы и чиновничье злоупотребление казенным пафосом. Губернатор призвал к выпуску саратовских айфонов? Явный и демонстративный намек на отставание России от ведущих стран в области высоких технологий. И даже когда наш губернатор держит рот на замке и молча занимается отжиманиями в честь Дня космонавтики — это безмолвное символическое действо тоже можно рассматривать как осуждающий намек на "хватательные" рефлексы приближенных к власти олигархов: нам же прекрасно известен переносный смысл популярного глагола "отжать"...

Размышляя об этих и им подобных ретроновостях, вспоминаешь невольно рассказ американского фантаста Клиффорда Саймака "Дурной пример", впервые опубликованный 55 лет назад. Главный персонаж рассказа — пьяница Тобиас, который считается позором маленького американского городка. Глядя на Тобиаса, горожане видят образчик того, как НЕ НАДО жить, и стараются изо всех сил не уподобиться этому антигерою. Никто в городке не знает, что Тобиас — вовсе даже не человек, а робот, чья функция — быть дурным примером, оттягивать на себя грехи жителей городка.

Я, конечно, не думаю, что вышеназванные (и неназванные) земляки непременно читали Саймака или просто вдруг решили инстинктивно уподобиться его персонажу. Я вообще далек от мысли сравнивать фантастический рассказ с нашей саратовской реальностью, но... Быть может, порой местные медийные персоны (во власти и в бизнесе), сами не желая того, все-таки исполняют ту же роль, что и робот Тобиас?

Увы, в нынешней ситуации этического релятивизма позитивные примеры считаются запланированной частью чьего-нибудь пиара и потому перестают действовать. А вот доказательства от противного сегодня пока еще срабатывают. Так что когда кто-нибудь рядом с вами совершает нечто дурное или дурацкое, сразу не торопитесь его морально судить. Вглядитесь. Задумайтесь. Может быть, он специально старается выглядеть хуже, чтобы окружающие его стали казаться лучше? А?